Теория функциональных систем Петра Анохина

Благодаря Петру Кузьмичу Анохину при анализе проблемы клиента мы берем в расчет не только потребность, которая не удовлетворяется, но и имеющиеся у него ресурсы, оцениваем ситуацию, в которой оказался человек (то есть внешние факторы влияния), а самое главное — можем подобрать действительно работающие инструменты, расширив индивидуальный опыт клиента, и тем самым приблизить его к желаемому ощущению.

2734126 января 2022
Теория функциональных систем Петра Анохина

В современном мире, кажется, мы можем объяснить практически любой феномен. Наши дети на протяжении пятнадцати лет получают образование — усваивают колоссальное количество информации, которая стала чем-то обыденным и привычным для общества. Но что, а главное, кто за всем этим стоит? Гениальные ученые, искатели, пытливые умы тех эпох в развитии науки, которые остались позади, — такие патетические ответы мы привыкли получать. Не всем, однако, ясно, с чем связано воспевание заслуг, награждение орденом гениальности того или иного деятеля. Для многих открытия, изменившие жизнь человечества, так и остаются абстрактными формулами, схемами, теориями. Меж тем, мысль, что всякое гениальное открытие определяется условиями и временем его совершения, часто игнорируется. Идеи ученых, их эксперименты, когда-то считавшиеся революционными, сейчас составляют основу научного знания, в том числе психологического.

Среди тех открытий, без которых невозможно представить современную практическую психологию, работу с проблемами клиента и их эффективное устранение, является создание Теории функциональных систем Петра Кузьмича АНОХИНА, который родился  26 января, 124 года назад.
Всемирно известный нейрофизиолог, психофизиолог, страстный исследователь, он с ранней юности интересовался «таинствами» мозга. Вечные вопросы о том, кто мы, откуда взялись, как и зачем существуем, привели его в 1921 на учёбу в Ленинградский государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев. А уже через год П. К. Анохин перешел работать в лабораторию И. П. Павлова. Для выходца из рабочей семьи, участвовавшего в Гражданской войне и служившего позже конторщиком, некрупным чиновником и комиссаром, это был качественно иной мир — научный и непредвзятый — который на всю последующую жизнь определит место и миссию будущего учёного. Карьера Петра Кузьмича развивалась под стать его работоспособности: в 1926-ом — старший ассистент кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института; в 1930-ом — заведующий кафедры физиологии Нижегородского университета; а к 1935 году — уже профессор, который работает над главной концепцией своей научной жизни. Позже руководит психоневрологическим отделением в институте Н. Н. Бурденко, а с началом войны и последующей эвакуацией в Томск становится руководителем нейрохирургического отделения травм периферической нервной системы. Казалось, что после окончания войны учёный может безболезненно продолжать работу, однако в 1950 году на знаменитой конференции в честь Ивана Петровича Павлова и его наследия Анохин в числе других учёных подвергся жесткой критике за разработку идей, якобы не сочетавшихся с партийной идеологией. Тем не менее даже после отстранения из Института физиологии Анохин не утратил исследовательского азарта. В 1955 году становится профессором в Московском медицинском институте имени И. М. Сеченова. Активный период, когда им разрабатываются теория сна, биологическая теория эмоций, теория голода и насыщения и, конечно, доводится до завершения главное детище Петра Кузьмича — Теория функциональных систем.

1

Коллеги и ученики Петра Кузьмича отмечали, что он был практического склада ума, главным инструментом постижения истины считал научный эксперимент. Однако его волновали не просто данные, полученные путем частного опыта, а то, как они могут быть встроены в систему более высокого порядка. По мнению Анохина, какими бы блестящими и поразительными ни были факты, если они изолированы друг от друга, то не смогут сформировать целостное представление о работе мозга. В то же время системный путь исследований приводит к тому, что меняется представление о работе отдельной клетки. Это напрямую соотносится с работой психолога, который имеет дело с частными случаями — сугубо личными историями клиентов — но тем менее видит общую картину проблемы, понимает по каким законам функционирует психика и может найти этому практическое применение, улучшив жизнь человека.

Следует помнить, что выдающимся ученого делают не только его достижения, но и отношение к самой науке. Петр Кузьмич был убежден, что развивать ее может лишь тот, кто знает и принимает границы между достоверным, вероятным и даже предположительным. Именно поэтому за непоколебимую основу своей деятельности он принял учение Павлова об условных рефлексах и создал, по сути, новое направление в физиологии, когда была признана его Теория функциональных систем. Согласно учению Ивана Петровича, воздействие на организм определенного стимула приводит к характерной реакции, то есть проявлению поведения. В теории Петра Кузьмича не стимул, а результат действия определяет поведение и является его системообразующим фактором. Чтобы доказать это, он провел большое число экспериментов и обосновал место и значение каждого элемента в своей системе. При этом теория Анохина не противоречит павловским постулатам, а гармонично дополняет ее, ведь, по сути, Петр Кузьмич доказал, что не только внешние стимулы определяют поведение, но и внутренние — такие, как память, мотивация.

Теория функциональных систем гласит, что для выполнения любого процесса — от сокращения сердечной мышцы, до написания поэмы — организм формирует новую функциональную систему. Не следует путать ее с другими системами организма, как например, сердечно-сосудистая или дыхательная — речь идет о психической регуляции. Иными словами, за каждой реакцией организма (чихание, моргание или почесывание) стоит сформированная функциональная система. Более сложные процессы такие, как создание семьи, поиски работы или получение образования «обслуживаются» каскадами из таких систем.

Пусковым механизмом поведения является потребность, которая на бытовом уровне ощущается человеком как желание, к примеру, выпить стакан воды. Реакция возбуждения в нейронах формирует мотивацию, это и есть внутренний стимул, движимый человеком. Но помимо мотивации в принятии решений и выборе программы действий участвуют и внешние факторы — наличие или отсутствие источника питья поблизости, а также память, которая подсказывает, что из графина, стоящего на столе, можно славно напиться. В теории Анохина этот комплекс носит название афферентный синтез. Однако силы мысли (то есть одного желания) недостачно для того, чтобы вода волшебным образом попала в организм — ее нужно выпить. Возникают возможные варианты действий, из которых с учетом памяти и внешних обстоятельств выбирается самый приемлемый — здесь и сейчас. Например, встать и налить стакан воды самому или любезно попросить жену, сославшись на свою занятость. Когда решение принято, создается программа действия, это еще не собственно акт, но готовность организма его совершить по заданному шаблону. Наряду с этим для поддержания стабильной мотивации возникает так называемый акцептор результата действия — то есть образ желаемого будущего, то, что я хочу получить на уровне ощущений — ядро всей теории Анохина. Эта своеобразная матрица того, как должно быть, оценивает результат совершенного человеком действия на соответствие образцу.

Но как оценить этот результат? Что является мерилом удовлетворенности-неудовлетворенности? Эту роль выполняют эмоции. Если выпитая вода оказалась прохладной и вкусной, человек испытает блаженное удовольствие, и система завершит свой цикл. Но если окажется, что стакан грязный или вода теплая и мутная, то на арену выйдут отвращение или даже гнев. Анохин отводит эмоциям такую значимую роль в своей теории неслучайно, ведь именно от них как маркеров ощущений будет зависеть дальнейшее поведение человека.

Стакан с водой может показаться примитивным примером, но, если наложить схему на более сложные жизненные ситуации, она будет работать так же четко и последовательно. Именно поэтому теория функциональных систем нашла применение в медицине, педагогике, философии и даже экономике. А что она дает обычному человеку? Что она дает психологу? И как ее принцип может помочь в работе и в решении личных проблем?

Благодаря Петру Кузьмичу Анохину при анализе проблемы клиента мы берем в расчет не только потребность, которая не удовлетворяется, но и имеющиеся у него ресурсы, оцениваем ситуацию, в которой оказался человек (то есть внешние факторы влияния), а самое главное — можем подобрать действительно работающие инструменты, расширив индивидуальный опыт клиента, и тем самым приблизить его к желаемому ощущению. Благодаря этой теории мы знаем, что недостаточно иметь просто желание, нужно действовать. Но мы также знаем, что при наличии одного и того же желания у двух разных людей будут разные возможности для его исполнения, которые зависят от ситуации и от наличия необходимых навыков. Мы знаем, что образ желаемого будущего может быть чрезмерно идеализирован, а значит, недостижим, что обрекает человека на страдания. И наконец, мы знаем, что приход к далекой и объемной цели предполагает достижение промежуточных.

Пётр Кузьмич Анохин прожил насыщенную и плодотворную жизнь, отличался не только образцовым трудолюбием, но и доброжелательным отношением к людям. Во многом масштаб влияния учёного на общество проявился в деятельности членов его семьи, которые поддерживали и развивали идеи мужа, отца, деда...

2

Сегодня достижения Анохина известны во всем мире, и нам, его соотечественникам, справедливо не забывать об этом вкладе.

Оригинал в Facebook автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Лёля Тарасевич

— Психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

70819 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

305301 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

307101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6520101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх