Форсайт «Новые технологии образования и обучения»

Третья встреча в серии мероприятий «Новая Schola».

106206 февраля 2022
Форсайт «Новые технологии образования и обучения»

В ходе предыдущих двух форсайтов были обозначены проблемные места и противоречия, требующие разрешения:

  • «Техноварварство». Учиться вообще необязательно, даже не обязательно будет уметь читать и писать — в перспективе 5-10 лет возможно будет работать на рабочих специальностях с использованием технологий дополненной реальности, просто умея разговаривать и выполняя указанные в реальном времени действия. Вопрос заинтересованности, смысла учиться для детей в этой реальности? Можно стать тик-токером и зарабатывать миллион, обладая минимальными навыками после детского сада. Существующая система образования предполагает как само-собой разумеющееся, что дети будут учиться. А если они не хотят, и будут просто симулировать учебу (посещение уроков и т.п.), потому что не видят в этой «учёбе» для себя смысла?
  • Родитель сейчас — основной субъект, заинтересованный в получении ребёнком востребованного на рынке труда образования. Проблема в том, что квалификация родителя как «заказчика образования для ребенка» низкая, родитель является неквалифицированным заказчиком.
  • Существующая система образования, созданная для индустриального общества, заточена на «профессии», а постиндустриальные производства требуют овладение человеком «роли», а не «профессии» (профессия — это когда человек делает «результат», а способ и метод делания ему задан; а «роль» — это когда человек делает «результат» и он же отвечает за способ и метод достижения. Более высокоуровневое решение производственных задач). Профессии, очевидно, заберут себе роботы или они будут низкооплачиваемые.
  • Все эксперты выделили главное качество, требование к молодым работникам (которые претендуют на «роль» в компании): саморазвивающийся, заинтересованный в достижениях. Была выявлена общая проблема: дети среднего класса ленивы, родители и так все обеспечат. Вопрос смысла: зачем трудится, напрягаться? Существующая система образования не видит и не решает эту проблему.
  • Для интеграцию в конкурентный рынок труда необходима роль «агента», «продюссера». Эту роль может выполнять только родитель/семья или сам ребенок. Родитель/семья также может «нанять» такого «агента». Вывод: потребность в «агентах» есть, а предложения сейчас нет (можно сказать что «статусные» учебные заведения и есть отчасти такие «агенты», но только отчасти, без гарантии результата, скорее родители и дети думают, что статусный ВУЗ — это такой «агент», а сам ВУЗ так не думает).
  • Кроме родителя, интересантом в подготовке ребенка к конкурентному рынку труда может быть сам ребенок, если будет видеть для себя смысл в этом + будет «квалифицированным» заказчиком для самого себя. Существующая система образования не видит эту возможность и не развивает её.

Вопросы для обсуждения:
Часть 1. Для разминки мозгов:
1. Существующее школьное образование и ВУЗовское образование — вполне качественная система, при условиях:

1

А) хороших учителей;
Б) желания и заинтересованности ребенка учиться;
Может ли родитель влиять на А? Да, подбором школы и репетиторов.
Как может влиять на Б?

2. Как родитель, ребенок могут выполнять функции «агента» по интеграции ребенка в рынок труда? Что это за функция? Что для этого им нужно? Кто еще может выполнять эту функцию и на каких условиях?

Часть 2. Основная:
1. Задание смысла деятельности. Как воспитать «чемпиона» в своей сфере деятельности?

А) За счет чего у человека есть смысл и желание напрягаться и становиться «чемпионом»?
Б) Методы и способы удержания и поддержания смысла деятельности в длительной перспективе
Гипотеза: если у человека (ребенка или взрослого) будет смысл и желание достичь какой-то цели, то полдела сделано. Энергия действия разблокирована и сфокусирована, процесс пошёл в нужном направлении.

2. Как научить «роли»? Как можно научить человека навыку «достигать результата, самостоятельно разрабатывая методику и способы достижения результата»? Это сплав навыков «думать», «быть креативным», «достигать результата», …
Гипотеза: навык «роли» возможно задать на базе ТДИС (теория динамических информационных систем, разработчик д.ф.н. Разумов ВИ + группа авторов). Возможности, ограничения, проблемы при этом?

3. Обучение как «кайф, драйв, результат». Как превратить учебу из «работы» в «самое увлекательное действие в жизни»?

Гипотеза: можно включить не только «ум» в процесс обучения, а «ум + тело + эмоции». Возможности, ограничения, проблемы при этом?

Делюсь основными выводами:

2

Вопрос: можно ли влиять на интерес ребенка учиться и ощущение смысла учиться?
Выводы: ребенок живет «здесь и сейчас», поэтому задача — создать иную реальность, обучающую среду, занимаясь в которой «здесь и сейчас», проживая происходящее непосредственно, ребенок будет иметь и интерес, и смысл учиться. Задача «новой schola» — это разработать требуемую модель поведения и задать ее через игру для ребенка в «здесь и сейчас».

Ребенок живет в мифологии — ее надо задать в игровом мире. Для того, чтобы «научить думать», игра в «эксперимент, открытие» здесь и сейчас.

Вопрос: интеграции ребенка в рынок труда.
Выводы: работать ради «работы» неинтересно, «работа» не является ценностью для ребенка. Ценность — это делать то, что интересно. И понятная ценность — деньги.
Интересно то, что нравится; нравится то, что получается. Если мы знаем сферу талантов ребенка, то можем пробовать, и таким образом интегрировать.
(!) МОБИЛЬНОСТЬ — если эта ценность у ребенка актуализирована (готовность к переезду, готовность и смелость пробовать новое), то его конкурентоспособность значительно повышается. Если задать ценности «мобильность — хорошо, инертность — плохо», то это полезно и выгодно для ребенка.

Вопрос: как вырастить «чемпиона» в своей сфере деятельности.
Выводы:
— очень важно, что КРУТО у детей (быть «хулиганом», быть «отличником», быть «тик-покером»...). Важность СРЕДЫ, которая задаёт то, что круто;
— преподаватель должен обладать авторитетом в глазах ребенка;
— схема движения ребенка в секции: вначале приходит получить удовольствие (попробовать новое, получить удовольствие), также понять, нужно или нет (получить смысл); Затем ходит, чтобы поддержать эмоции. Схема удержания для достижения результатов: «диагностировать состояние» — поддерживать эмоции — совершенствовать навыки — и снова
— какой есть ПЕДАГОГ — так и будет вести себя с обучаемым. Важность ВАУ-педагога;
— уметь давать информацию, то самое «зернышко», которое прорастет. Важность «разрыва шаблона», яркого, запоминающегося способа подачи важной информации, которая должна «прорасти»;
— современная школа — закрытая традиционная структура, которая живет по законам традиционных обществ (отсутствие критики внутри, деление «свой-чужой» и др.).

Вопрос: как научить «думать», то есть достигать результата, самостоятельно выбирая способы и методы достижения этого результата?
Выводы: с помощью теории ДИС (В.И.Разумов).
— любого нормального ребенка можно научить строить 3-вершинник, этого достаточно для решения большого количества задач (этого достаточно для получения качественного конкурентного преимущества);
— для обучения и задания навыка «думать» достаточно 10 занятий (2 занятия по 2 раза в неделю, втечение 2 месяцев);
— что дает? эмоции; мощную самооценку;
— как мотивировать? шансов нет, только ТДИС вывезет (для взрослых; для детей — игровая форма «сегодня, сейчас вы сделаете открытие».
— навык для работника — «решать задачу»;
— навык для руководителя — организовывать знания команды, быстро сонастраивать деятельность команды;
— для того, чтобы был толк, надо сразу внедрять, иначе опасность что мозг получает сигнал «теперь проблемы нет, так как я знаю что делать», путает знание о решении проблемы с самим решением, и не делает действие. ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ. 

Вопрос: ребенок из учебной среды возвращается назад в среду обитания и «сонастраивается» ей. Что можно сделать?
Выводы: можно задать АВТОРИТЕТ на базе любимого героя, или другого героя. Показывать модель для подражания и поддерживать постоянную связь с авторитетом посредством виртуальной реальности (соцсети). Таким образом расширить среду обитания и ввести учебную среду как часть жизни не только в момент урока, но и в течение всего дня жизни.


Следующая встреча состоится в феврале. Рассмотрим готовую «модель новой schola», определим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы работы модели для человека, для организации, для страны/социума.

 

Оригинал в Facebook автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

20.04.2022

Как вы относитесь к появлению электросамокатов в Омске?

Уже проголосовало 44 человека

09.04.2022

Где вы планируете отдыхать летом?

Уже проголосовало 43 человека

Исполнительный директор «Международного института стратегического проектирования», кандидат политических наук, разработчик авторского метода «Система Оптимум»























Блог-пост

Виталий Путинцев

— вице-спикер Омского городского Совета


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Геннадий Долматов: «Дорогу осилит идущий»

Сколько вирусов пыталось нам навредить, куда уезжают целые фермы, во сколько может подорожать ДК, чем оборачивается ремонт ОНПЗ и кто в области главный по картошке — об этом и другом в отчете главы Омского района за 2021 год.

1915127 июня 2022

Стиль жизни

«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Откровенная история

«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Чем может помочь больному раком человек, который сам прошёл через онкологический диагноз.

3425321 июня 2022
Танец оловянного солдатика. Омская легенда

Story

Танец оловянного солдатика. Омская легенда

20 июня заслуженному артисту России Олегу Карповичу исполнилось бы 67…

5137121 июня 2022
Пощекотать «Пуп Земли»

Story

Пощекотать «Пуп Земли»

Видеокамера за корову, железные веники и деньги просто так: непридуманные чудеса уникальной омской деревни.

1172216 июня 2022
Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу»

Откровенная история

Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История от Павла Кручинского, политика, предпринимателя и отца, чья дочь после Кембриджа предпочла вернуться в Россию и работать официанткой, старший сын, получив корочки престижного московского вуза, трудился помощником слесаря, а младший ушел из обычной средней школы после второго класса.

8807113 июня 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх