Форсайт «Новые технологии образования и обучения»

Третья встреча в серии мероприятий «Новая Schola».

131707 февраля 2022
Форсайт «Новые технологии образования и обучения»

В ходе предыдущих двух форсайтов были обозначены проблемные места и противоречия, требующие разрешения:

  • «Техноварварство». Учиться вообще необязательно, даже не обязательно будет уметь читать и писать — в перспективе 5-10 лет возможно будет работать на рабочих специальностях с использованием технологий дополненной реальности, просто умея разговаривать и выполняя указанные в реальном времени действия. Вопрос заинтересованности, смысла учиться для детей в этой реальности? Можно стать тик-токером и зарабатывать миллион, обладая минимальными навыками после детского сада. Существующая система образования предполагает как само-собой разумеющееся, что дети будут учиться. А если они не хотят, и будут просто симулировать учебу (посещение уроков и т.п.), потому что не видят в этой «учёбе» для себя смысла?
  • Родитель сейчас — основной субъект, заинтересованный в получении ребёнком востребованного на рынке труда образования. Проблема в том, что квалификация родителя как «заказчика образования для ребенка» низкая, родитель является неквалифицированным заказчиком.
  • Существующая система образования, созданная для индустриального общества, заточена на «профессии», а постиндустриальные производства требуют овладение человеком «роли», а не «профессии» (профессия — это когда человек делает «результат», а способ и метод делания ему задан; а «роль» — это когда человек делает «результат» и он же отвечает за способ и метод достижения. Более высокоуровневое решение производственных задач). Профессии, очевидно, заберут себе роботы или они будут низкооплачиваемые.
  • Все эксперты выделили главное качество, требование к молодым работникам (которые претендуют на «роль» в компании): саморазвивающийся, заинтересованный в достижениях. Была выявлена общая проблема: дети среднего класса ленивы, родители и так все обеспечат. Вопрос смысла: зачем трудится, напрягаться? Существующая система образования не видит и не решает эту проблему.
  • Для интеграцию в конкурентный рынок труда необходима роль «агента», «продюссера». Эту роль может выполнять только родитель/семья или сам ребенок. Родитель/семья также может «нанять» такого «агента». Вывод: потребность в «агентах» есть, а предложения сейчас нет (можно сказать что «статусные» учебные заведения и есть отчасти такие «агенты», но только отчасти, без гарантии результата, скорее родители и дети думают, что статусный ВУЗ — это такой «агент», а сам ВУЗ так не думает).
  • Кроме родителя, интересантом в подготовке ребенка к конкурентному рынку труда может быть сам ребенок, если будет видеть для себя смысл в этом + будет «квалифицированным» заказчиком для самого себя. Существующая система образования не видит эту возможность и не развивает её.

Вопросы для обсуждения:
Часть 1. Для разминки мозгов:
1. Существующее школьное образование и ВУЗовское образование — вполне качественная система, при условиях:

1

А) хороших учителей;
Б) желания и заинтересованности ребенка учиться;
Может ли родитель влиять на А? Да, подбором школы и репетиторов.
Как может влиять на Б?

2. Как родитель, ребенок могут выполнять функции «агента» по интеграции ребенка в рынок труда? Что это за функция? Что для этого им нужно? Кто еще может выполнять эту функцию и на каких условиях?

Часть 2. Основная:
1. Задание смысла деятельности. Как воспитать «чемпиона» в своей сфере деятельности?

А) За счет чего у человека есть смысл и желание напрягаться и становиться «чемпионом»?
Б) Методы и способы удержания и поддержания смысла деятельности в длительной перспективе
Гипотеза: если у человека (ребенка или взрослого) будет смысл и желание достичь какой-то цели, то полдела сделано. Энергия действия разблокирована и сфокусирована, процесс пошёл в нужном направлении.

2. Как научить «роли»? Как можно научить человека навыку «достигать результата, самостоятельно разрабатывая методику и способы достижения результата»? Это сплав навыков «думать», «быть креативным», «достигать результата», …
Гипотеза: навык «роли» возможно задать на базе ТДИС (теория динамических информационных систем, разработчик д.ф.н. Разумов ВИ + группа авторов). Возможности, ограничения, проблемы при этом?

3. Обучение как «кайф, драйв, результат». Как превратить учебу из «работы» в «самое увлекательное действие в жизни»?

Гипотеза: можно включить не только «ум» в процесс обучения, а «ум + тело + эмоции». Возможности, ограничения, проблемы при этом?

Делюсь основными выводами:

2

Вопрос: можно ли влиять на интерес ребенка учиться и ощущение смысла учиться?
Выводы: ребенок живет «здесь и сейчас», поэтому задача — создать иную реальность, обучающую среду, занимаясь в которой «здесь и сейчас», проживая происходящее непосредственно, ребенок будет иметь и интерес, и смысл учиться. Задача «новой schola» — это разработать требуемую модель поведения и задать ее через игру для ребенка в «здесь и сейчас».

Ребенок живет в мифологии — ее надо задать в игровом мире. Для того, чтобы «научить думать», игра в «эксперимент, открытие» здесь и сейчас.

Вопрос: интеграции ребенка в рынок труда.
Выводы: работать ради «работы» неинтересно, «работа» не является ценностью для ребенка. Ценность — это делать то, что интересно. И понятная ценность — деньги.
Интересно то, что нравится; нравится то, что получается. Если мы знаем сферу талантов ребенка, то можем пробовать, и таким образом интегрировать.
(!) МОБИЛЬНОСТЬ — если эта ценность у ребенка актуализирована (готовность к переезду, готовность и смелость пробовать новое), то его конкурентоспособность значительно повышается. Если задать ценности «мобильность — хорошо, инертность — плохо», то это полезно и выгодно для ребенка.

Вопрос: как вырастить «чемпиона» в своей сфере деятельности.
Выводы:
— очень важно, что КРУТО у детей (быть «хулиганом», быть «отличником», быть «тик-покером»...). Важность СРЕДЫ, которая задаёт то, что круто;
— преподаватель должен обладать авторитетом в глазах ребенка;
— схема движения ребенка в секции: вначале приходит получить удовольствие (попробовать новое, получить удовольствие), также понять, нужно или нет (получить смысл); Затем ходит, чтобы поддержать эмоции. Схема удержания для достижения результатов: «диагностировать состояние» — поддерживать эмоции — совершенствовать навыки — и снова
— какой есть ПЕДАГОГ — так и будет вести себя с обучаемым. Важность ВАУ-педагога;
— уметь давать информацию, то самое «зернышко», которое прорастет. Важность «разрыва шаблона», яркого, запоминающегося способа подачи важной информации, которая должна «прорасти»;
— современная школа — закрытая традиционная структура, которая живет по законам традиционных обществ (отсутствие критики внутри, деление «свой-чужой» и др.).

Вопрос: как научить «думать», то есть достигать результата, самостоятельно выбирая способы и методы достижения этого результата?
Выводы: с помощью теории ДИС (В.И.Разумов).
— любого нормального ребенка можно научить строить 3-вершинник, этого достаточно для решения большого количества задач (этого достаточно для получения качественного конкурентного преимущества);
— для обучения и задания навыка «думать» достаточно 10 занятий (2 занятия по 2 раза в неделю, втечение 2 месяцев);
— что дает? эмоции; мощную самооценку;
— как мотивировать? шансов нет, только ТДИС вывезет (для взрослых; для детей — игровая форма «сегодня, сейчас вы сделаете открытие».
— навык для работника — «решать задачу»;
— навык для руководителя — организовывать знания команды, быстро сонастраивать деятельность команды;
— для того, чтобы был толк, надо сразу внедрять, иначе опасность что мозг получает сигнал «теперь проблемы нет, так как я знаю что делать», путает знание о решении проблемы с самим решением, и не делает действие. ЧАСТО ВОЗНИКАЮЩАЯ СИТУАЦИЯ. 

Вопрос: ребенок из учебной среды возвращается назад в среду обитания и «сонастраивается» ей. Что можно сделать?
Выводы: можно задать АВТОРИТЕТ на базе любимого героя, или другого героя. Показывать модель для подражания и поддерживать постоянную связь с авторитетом посредством виртуальной реальности (соцсети). Таким образом расширить среду обитания и ввести учебную среду как часть жизни не только в момент урока, но и в течение всего дня жизни.


Следующая встреча состоится в феврале. Рассмотрим готовую «модель новой schola», определим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы работы модели для человека, для организации, для страны/социума.

 

Оригинал в Facebook автора


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек

Исполнительный директор «Международного института стратегического проектирования», кандидат политических наук, разработчик авторского метода «Система Оптимум»



























Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Лёля Тарасевич

— Психолог

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

73719 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

307801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

309301 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6543101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх