Миф об объективной критике

Чаще всего критика похожа на банальные придирки и перечисление промахов и ошибок, с чем, надо сказать, и наш внутренний критик прекрасно справляется. Мотивы критикующего человека тоже разные, но у любой критики есть общая характеристика: она нежелательна.

78512 апреля 2022
Миф об объективной критике

Критика бывает разная, иногда даже конструктивная, но только, если человек действительно хочет помочь, и его замечания выражаются в форме хорошего предложения для изменений. Однако это скорее исключение из правила, потому что чаще всего критика похожа на банальные придирки и перечисление промахов и ошибок, с чем, надо сказать, и наш внутренний критик прекрасно справляется. Мотивы критикующего человека тоже разные, но у любой критики есть общая характеристика: она нежелательна.

Хотя некоторые готовы рискнуть и узнать о себе всю правду, чтобы стать «лучшей версией себя». Недавно в известной мотивирующей книге я прочла о занимательном упражнении-эксперименте. По мнению автора, проблема большинства людей заключается в том, что они не слишком хорошо воспринимают критику и соответственно всеми силами стараются избежать негативной обратной связи. В результате они не получают поистине бесценных сведений о своих сильных и слабых сторонах и, как следствие, не имеют возможности извлекать максимальную выгоду из первых и предупреждать последствия вторых. Решением этой проблемы, по его мнению, может стать честная и справедливая обратная связь от людей, которые нас хорошо знают с самых разных сторон. Для этого необходимо разослать электронные письма 5-30 знакомым, друзьям, родственникам, коллегам и пр. с просьбой дать объективную оценку наших сильных, а главное слабых сторон (зон усовершенствования) без попыток что-то приукрасить. Ну и, конечно же, обещание не обижаться ни на какую критику в завершении письма.

На мой взгляд, польза подобной обратной связи достаточно сомнительная в силу необоснованной и искажающей природы критики, ведь она всего лишь «продукт» работы нашего разума.

Чаще всего мы полагаемся на свои ощущения, веря тому, что они сообщают нам о мире. Когда речь идет о простых предметах, у нас нет повода им не доверять, вещи таковы, какими кажутся (например, вода мокрая, а огонь горячий). Но когда речь заходит о людях, все становится сложнее. Например, ожидание что-то увидеть и то, что мы видели раньше, закономерно начинает влиять на то, что мы видим сейчас. Этот факт хорошо иллюстрирует пример с абсолютно разными показаниями свидетелей одного и того же происшествия на улице. В наблюдение вмешивается опыт каждого отдельного человека.

Мы редко воспринимаем реальность объективно и точно, чаще всего мы ее фильтруем и редактируем, порой фокусируемся на одних деталях, опуская другие или преувеличиваем/преуменьшаем значение чего-либо. Так появляется именно наш «психический экран», через который мы и видим реальность, в том числе и других людей. И у каждого он свой, поэтому предположить, что сейчас «показывают на экране» другого человека со 100% точностью невозможно, нам порой и за своим уследить сложно.

В связи с этим человек, критикующий нас, на самом деле критикует то, что видит лишь на своем «экране». Кроме того, в восприятие реальности вмешиваются и другие факторы, на которые стоит обратить внимание и с точки зрения критики, например:

Врожденная конституция

Так не только цвет волос или глаз обусловлены генетически, но и, к примеру, некоторые тенденции поведения — одни люди более возбудимы, чем другие (быстрее и энергичнее реагируют на разные стимулы). Кому-то нужно постоянное социальное взаимодействие, тогда как другие предпочитают уединение. Некоторые более сообразительны, другие интуитивны и чувствительны к разным оттенкам чувств. Процесс адаптации одних проходит легко и незаметно, другие же испытывают трудности и опасаются нововведений. Даже необходимое количество ночного сна у каждого свое. И все эти индивидуальные черты личности легко могут окрашивать реальность в те или иные тона, влияя в том числе и на критичность по отношению к окружающим. Поэтому, критикуя человека за его излишнее спокойствие и любовь к уединенному времяпрепровождению, можно предположить, что сам критик человек очень общительный, и ему трудно это понять. Так же как и в ситуации, когда вспыльчивый человек критикует нас по мелочам, а его вспышки могут не иметь ничего общего с допущенными нами ошибками на самом деле.

Физиологическое состояние

1

На то, что мы видим на «экране» могут повлиять банальные вещи, вроде усталости, головной боли, повышенной температуры, уровня сахара в крови и прочее. И не важно, осознается физиологическое состояние нами или нет, нам все так же сложно заметить, как оно влияет на наше восприятие, или что-то с этим сделать.

Эмоциональное состояние

Реальность видится по-разному через призму эмоций, достаточно вспомнить чувство влюбленности, когда мир вокруг прекрасен, и как меняется «картинка», когда мы рассержены и буквально все идет не так. Порой мы пересекаемся с критиком, который всего лишь проживал свой предыдущий эмоциональный опыт.

Привычные модели поведения

Подвергаясь критике отдельного человека, мы можем узнать от кого-то, что «он всегда такой», то есть его критика или негативное отношение к некоторым людям в определенных ситуациях не зависит от объективной реальности. Каждый из нас обладает целым багажом прежних поведенческих моделей, которые мы используем по привычке, вместо того, чтобы реагировать, опираясь на более точную оценку ситуации и свою роль в ней.

Убеждения

Ценности, интерпретации и предрассудки могут влиять на то, что человек видит на своем «экране». Например, те, кто ценит аккуратность, повсюду замечают беспорядок в стократном увеличении. А вера в независимость может сделать любое сотрудничество невозможным из-за убеждения, что это «проявление слабости». Наш образ на «экране» другого человека определяется его интерпретацией, верной или нет.

Все перечисленные факторы заставляют усомниться в объективности какой бы то ни было критики. Но нам приходится сталкиваться с ней чуть ли не каждый день, это не изменить, поэтому особую важность приобретает овладение эффективными способами реагирования на критику, а в определенных случаях и ее обесценивания.

Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

20.04.2022

Как вы относитесь к появлению электросамокатов в Омске?

Уже проголосовало 38 человек

09.04.2022

Где вы планируете отдыхать летом?

Уже проголосовало 38 человек
























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Поварцов: «Забвению не подлежит – что было с нами и не с нами…»

«Мне ближе всего омский культурный пласт, в котором, надеюсь, останется и несколько моих зёрнышек…» 18-е июня… День Памяти легендарного омича… Сергей Николаевич Поварцов /1944-2015/…

105418 июня 2022

Успевший влюбиться в одиночество

В многочисленных публикациях о талантливом киноактёре и «звезде» «Ледникового периода» Алексее Макарове его представляют как сына Любови Полищук; об отце — ни слова… Меж тем Валерий Макаров /1947-1992/ был прекрасным актёром, поэтом, бардом. В нынешнем году он отмечал бы свой юбилей – 75-летие…

1987315 июня 2022

Стиль жизни

«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Откровенная история

«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Чем может помочь больному раком человек, который сам прошёл через онкологический диагноз.

3155321 июня 2022
Танец оловянного солдатика. Омская легенда

Story

Танец оловянного солдатика. Омская легенда

20 июня заслуженному артисту России Олегу Карповичу исполнилось бы 67…

4973121 июня 2022
Пощекотать «Пуп Земли»

Story

Пощекотать «Пуп Земли»

Видеокамера за корову, железные веники и деньги просто так: непридуманные чудеса уникальной омской деревни.

1156916 июня 2022
Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу»

Откровенная история

Павел Кручинский: «Повторю за Спиваковским: хочешь быть богатым и счастливым – не ходи в школу»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История от Павла Кручинского, политика, предпринимателя и отца, чья дочь после Кембриджа предпочла вернуться в Россию и работать официанткой, старший сын, получив корочки престижного московского вуза, трудился помощником слесаря, а младший ушел из обычной средней школы после второго класса.

8702113 июня 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх