Эффект социальной желательности

Знаком ли вам такой анекдот? - «Когда мужчина рассказывает о том, сколько половых партнёрш у него было, можно смело делить на два. Когда женщина рассказывает о том, сколько у неё было мужчин, надо умножать на три».

1227111 мая 2022
Эффект социальной желательности

Конечно, это всего лишь юмористическая зарисовка, однако обсуждение половых контактов и особенно их количества — яркий пример ситуации, когда ответы на один и тот же вопрос меняются не хуже, чем прогнозы синоптиков: как говорится, информация зависит от множества факторов. Одним из таких факторов является действие эффекта социальной желательности.

Эффект социальной желательности — это явление такого поведения человека, когда на провокационный или кажущийся таковым вопрос даётся предвзятый, часто искажающий реальные факты ответ. Иными словами, человек приукрашивает реальность или откровенно обманывает, но связано это не с отдельными чертами личности, а со свойством нашей психики вообще.

1

Мы не раз упоминали, что потребность в принадлежности к группе — одна из базовых, которая обеспечивает выживаемость организма. Понять, кто свой, а кто чужой, первобытным племенам помогали, например, рисунки на теле или характерные звуки боевого клича. В современном обществе настройки ещё более тонкие, и вот уже взгляды, убеждения и стереотипы становятся мерилом в проверке друг друга «на вшивость». Поэтому на один и тот же вопрос один и тот же человек может ответить совершенно по-разному в зависимости от ситуации и предполагаемых выгод от неё. К примеру, на вопрос своей девушки о количестве бывших партнёрш мужчина может ответить так: приуменьшить (если девушка ревнива), приумножить (если хочет показаться в ее глазах «мачо»), уйти от ответа (если не может предугадать последствий разговора).

Конечно, эффект социальной желательности проявляет себя не только на поприще «горячих» тем, но и вполне бытовых: объём заработка, количество заграничных путешествий, политические предпочтения, отношение к алкоголю, стоимость личных вещей, успехи детей и многое-многое другое... Таким образом мы принимаем «за своих» кого-либо из нашего окружения и сами получаем эту возможность — не быть отвергнутыми (поруганными, раскритикованными, высмеянными) значимым для нас человеком или сообществом. Если погрешность в приукрашательстве не слишком велика, вероятно, «маленькая ложь» останется незамеченной, а полученный профит нивелирует дискомфорт от самого процесса «лукавства».

Но несмотря на кажущуюся полезность у эффекта социальной желательности есть и обратная сторона. К примеру, при организации социологических опросов или проведении научных экспериментов перед учёными встаёт непростая задача — исключить или хотя бы минимизировать последствия влияния этого эффекта на полученные данные. В противном случае, результаты опроса или эксперимента будут не объективны.

В своей работе психологам также приходится сталкиваться с ситуацией, когда клиент намеренно искажает факты, приукрашает своё поведение или умалчивает о значимых вещах (не путать с явлением ложной памяти). Это одна из причин, по которой первостепенной задачей для специалиста является установление доверительных отношений с человеком, где нет места критике или обесцениванию. Только после этого возможно оказать полноценную помощь.

И наконец, формирование близких отношений рискует усложниться, когда партнёры или друзья не честны друг с другом. А ведь привязанность возникает в тот момент, когда открывшись другому, мы ощущаем принятие и безопасность, даже если наши взгляды отличаются. В свою очередь критика и обесценивание близкого, скорее, усилит воздействие эффекта и простимулирует его на поиск новых — все более изощренных — социально желательных ответов. Так что залогом честности со стороны других по отношению к нам можно считать нашу непредвзятость и готовность услышать то, что противоречит нашим ожиданиям.

 

Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

67819 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

302501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

302601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6492101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх