Сдаётся крепость всё равно кому?

Те, кто пришёл вчера в ЦСД/Театр Омск на «Ещё один» фестиваль независимых театров, можно сказать, вскочили в последний вагон: «13-й трамвай» (так называется новосибирский театр, участвующий в фестивале) в последний раз представил зрителям спектакль «Быть зиме».

129914 июля 2022
Сдаётся крепость всё равно кому?

Это, так называемый, «свидетельский театр», когда исполнители делятся своими личными историями. Началось всё, как рассказала позднее на обсуждении режиссёр Ирина Дрёмова, с того, что в связи с уходом одного из актёров сорвалась работа над пьесой Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». Но сохранить историю Жюли очень хотелось, и тогда придумали такой выход: актрисы, которые должны быть заняты в этом спектакле, поделились с драматургом Ларой Бессмертной историями своих отношений с собственными отцами, так и появился проект «Быть зиме».

Начинается всё с камерного звучания гитары; на экране, как в караоке, появляется текст исполняемой песни:

Ночной порой, в полупустом вагоне
Газеты вдруг случайная строка:
«Сдаётся крепость в нежилом районе».
И номер телефона для звонка...

1

И в эту почти милоту врывается девушка в белом платье невесты, в чёрной куртке и с чемоданом в руке. Музыка меняется на тревожную, свет становится красным, девушка мечется из одной двери в другую (их на сцене — три)... Юлия-Жюли ведёт диалог с отцом, от гипер-опеки которого страдает. Он, этакий хозяин жизни, даже выгодного жениха определил ей сам. Но, протестуя против его произвола, она, словно путы, сдирает с себя платье невесты и выбирает папиного водителя (да, в современном варианте истории лакей графа Жан превращается в водителя Яна).



Гневное послание Юлии отцу периодически прерывается выходами другой героини, которая с какой-то светлой грустью рассказывает историю своих отношений с отцом: родители расстались, когда ей было два года, но до странной смерти отца она периодически с ним общалась и очень ценила эти мгновения. Когда отца не стало, она была ещё ребёнком, ей говорили, что он погиб в аварии, но позднее выяснилось, что на самом деле было самоубийство...
Это актриса Полина Грушенцева делится своей личной историей. А потом — снова тревожная музыка, всполохи красного света, и Юлия (в её же, Полины, исполнении) вновь пытается докричаться до отца, объяснить ему, почему не может больше оставаться в богатом доме отца, ставшем для неё клеткой.

Здесь как бы сталкиваются две жизненных стратегии - героини и актрисы. Одна идёт к разрушению и готова погибнуть, но не подчиниться отцу, другая — принимает и любит отца несмотря на детские травмы. Какая из крепостей сдалась, а какая выстояла, решать зрителю.

«Свидетельский театр», конечно, непрост для исполнителя: каждый раз заново проживать важные этапы собственной жизни мучительно, поэтому спектакль и прекращает существование: актриса полностью выложилась.

Да, вероятно, такие рывки от героини к себе и обратно для неё сверхзатратны. Отличается и отношение зрителя к этим двум ипостасям исполнительницы. Точнее всего, как мне кажется, его выразил на обсуждении спектакля Ярослав Максименко: к личным откровениям зритель подключается сочувствием, даже жалостью, она и остаётся главной эмоцией; а по отношению к героине включается рефлексия с целым спектром чувств и мыслей.

Вообще, тема взаимоотношений повзрослевших детей с отцами — одна из главных в проектах «Ещё одного» фестиваля: повзрослевшие дети 90-х предъявляют отцам 90-х свои счёта. Остаётся надеяться, что сегодняшние папаши усвоят урок. На обсуждении один из зрителей сказал: «Как отец двух пацанов понял главное: нельзя умирать».

P.S. Поскольку «13-й трамвай» простился в Омске с этим спектаклем, то решил не везти в Новосибирск весь реквизит, и после спектакля устроил небольшой аукцион в поддержку нашего ЦСД: предложил купить птичью клетку, которая была для Юлии-Жюли символом отцовской власти. Артефакт достался прекрасной Насте Евдокимовой! Поздравляю!

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:со страницы ЦСД/Театр "Центр Современной Драматургии Омск"

Теги:Театрфестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 54 человека

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 162 человека

























Блог-пост

Валентина Фоменко

— Психолог

Анна Нартова

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

143220 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

782004 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

831203 декабря 2022
Козёл на час. «Просто Театр» создал «ПРОСТранствО», где актёры бодались со скукой

Story

Козёл на час. «Просто Театр» создал «ПРОСТранствО», где актёры бодались со скукой

Как новый омский театральный проект в «Арт-центре на Любинском» интригует, импровизирует и иронизирует, и почему это нравится зрителю.

7680329 ноября 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх