Сдаётся крепость всё равно кому?

Те, кто пришёл вчера в ЦСД/Театр Омск на «Ещё один» фестиваль независимых театров, можно сказать, вскочили в последний вагон: «13-й трамвай» (так называется новосибирский театр, участвующий в фестивале) в последний раз представил зрителям спектакль «Быть зиме».

122214 июля 2022
Сдаётся крепость всё равно кому?

Это, так называемый, «свидетельский театр», когда исполнители делятся своими личными историями. Началось всё, как рассказала позднее на обсуждении режиссёр Ирина Дрёмова, с того, что в связи с уходом одного из актёров сорвалась работа над пьесой Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». Но сохранить историю Жюли очень хотелось, и тогда придумали такой выход: актрисы, которые должны быть заняты в этом спектакле, поделились с драматургом Ларой Бессмертной историями своих отношений с собственными отцами, так и появился проект «Быть зиме».

Начинается всё с камерного звучания гитары; на экране, как в караоке, появляется текст исполняемой песни:

Ночной порой, в полупустом вагоне
Газеты вдруг случайная строка:
«Сдаётся крепость в нежилом районе».
И номер телефона для звонка...

1

И в эту почти милоту врывается девушка в белом платье невесты, в чёрной куртке и с чемоданом в руке. Музыка меняется на тревожную, свет становится красным, девушка мечется из одной двери в другую (их на сцене — три)... Юлия-Жюли ведёт диалог с отцом, от гипер-опеки которого страдает. Он, этакий хозяин жизни, даже выгодного жениха определил ей сам. Но, протестуя против его произвола, она, словно путы, сдирает с себя платье невесты и выбирает папиного водителя (да, в современном варианте истории лакей графа Жан превращается в водителя Яна).



Гневное послание Юлии отцу периодически прерывается выходами другой героини, которая с какой-то светлой грустью рассказывает историю своих отношений с отцом: родители расстались, когда ей было два года, но до странной смерти отца она периодически с ним общалась и очень ценила эти мгновения. Когда отца не стало, она была ещё ребёнком, ей говорили, что он погиб в аварии, но позднее выяснилось, что на самом деле было самоубийство...
Это актриса Полина Грушенцева делится своей личной историей. А потом — снова тревожная музыка, всполохи красного света, и Юлия (в её же, Полины, исполнении) вновь пытается докричаться до отца, объяснить ему, почему не может больше оставаться в богатом доме отца, ставшем для неё клеткой.

Здесь как бы сталкиваются две жизненных стратегии - героини и актрисы. Одна идёт к разрушению и готова погибнуть, но не подчиниться отцу, другая — принимает и любит отца несмотря на детские травмы. Какая из крепостей сдалась, а какая выстояла, решать зрителю.

«Свидетельский театр», конечно, непрост для исполнителя: каждый раз заново проживать важные этапы собственной жизни мучительно, поэтому спектакль и прекращает существование: актриса полностью выложилась.

Да, вероятно, такие рывки от героини к себе и обратно для неё сверхзатратны. Отличается и отношение зрителя к этим двум ипостасям исполнительницы. Точнее всего, как мне кажется, его выразил на обсуждении спектакля Ярослав Максименко: к личным откровениям зритель подключается сочувствием, даже жалостью, она и остаётся главной эмоцией; а по отношению к героине включается рефлексия с целым спектром чувств и мыслей.

Вообще, тема взаимоотношений повзрослевших детей с отцами — одна из главных в проектах «Ещё одного» фестиваля: повзрослевшие дети 90-х предъявляют отцам 90-х свои счёта. Остаётся надеяться, что сегодняшние папаши усвоят урок. На обсуждении один из зрителей сказал: «Как отец двух пацанов понял главное: нельзя умирать».

P.S. Поскольку «13-й трамвай» простился в Омске с этим спектаклем, то решил не везти в Новосибирск весь реквизит, и после спектакля устроил небольшой аукцион в поддержку нашего ЦСД: предложил купить птичью клетку, которая была для Юлии-Жюли символом отцовской власти. Артефакт достался прекрасной Насте Евдокимовой! Поздравляю!

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:со страницы ЦСД/Театр "Центр Современной Драматургии Омск"

Теги:Театрфестиваль


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 12 человек

09.08.2022

Вам понравился День города — 2022?

Уже проголосовало 11 человек























Блог-пост

Валентина Фоменко

— Психолог

Анна Нартова

— Психолог

Анна Нартова

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Победительницей омского этапа конкурса «Краса ОПОРЫ РОССИИ» стала Анна Лобода

Светские хроники

Победительницей омского этапа конкурса «Краса ОПОРЫ РОССИИ» стала Анна Лобода

Руководитель студии красоты ANNA LOBODA отправится в Ростов-на-Дону представлять наш регион на Всероссийском финале конкурсе.

3973129 августа 2022
Ей снился её город...

Story

Ей снился её город...

7-го августа 2022 года она отмечала бы своё 60-летие – уникальная джазовая и эстрадная певица, солистка Омской филармонии Татьяна Абрамова /1962-2004/...

7087406 августа 2022
Именитый автогонщик Александр Фабрициус провёл в Омске АвтоЛедиБаттл

Светские хроники

Именитый автогонщик Александр Фабрициус провёл в Омске АвтоЛедиБаттл

Главным судьёй мероприятия, посвящённого четвёртой годовщине Комитета по развитию женского предпринимательства Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», стал начальник ГИБДД по городу Омску подполковник Сергей Лебедев. (ВИДЕО) 

713803 августа 2022
«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Откровенная история

«Посмотреть на выжившего»: кто такие равные консультанты и как ими становятся

Чем может помочь больному раком человек, который сам прошёл через онкологический диагноз.

13466321 июня 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх