Легендарная Надежда

…Она была награждена личной грамотой и благодарностью маршала Рокоссовского, орденом Дружбы, нагрудными знаками и медалями «Фронтовик 1941 - 1945 гг.», имени «Г.К. Жукова» и многими другими. Она «Легенда омской сцены», «Почётный гражданин Омской области». Десять лет назад на доме, где она жила, был открыт памятный барельеф, а также заложена именная звезда на «Аллее звёзд омского Музыкального театра» перед Центральным входом…

100-летию со дня рождения легендарной актрисы Надежды Блохиной /1922 – 2011/ посвящается…

166901 декабря 2022
Легендарная Надежда

…Она не собирала никаких документов, связанных с войной, и лишь однажды, спустя сорок лет после Великой Отечественной, по настоятельной просьбе тогдашнего председателя Совета ветеранов омской сцены Анатолия Розенберга, – сделала запрос в Архив Министерства обороны. Вскоре была получена справка, удостоверяющая, что Надежда Андреевна Блохина «работала по вольному найму в эвакуационном госпитале №1112» и что эвакогоспиталь входил в состав действующей армии.

…В 1-м томе уникальной омской «энциклопедии Памяти» «Солдаты Победы» есть материал и о ней – «Легенде омской сцены», орденоносице, актрисе Омского государственного музыкального театра, Почётном гражданине Омской области, заслуженной артистке России, любимой актрисе нескольких поколений омских зрителей Надежде Блохиной, юность которой «совпала» с самой страшной из мировых войн.

Она родилась в Тамбовской области, в «городе садов и яблок» Мичуринске 2-го декабря 1922-го года. О дате своего рождения Надежда Андреевна всегда говорила с озорной улыбкой и словно с неким изумлением: мол, неужели и впрямь – так давно? И я тут же вспоминаю, как однажды беседовал с ней в одной из телевизионных передач и не удержался, спросил: «Надежда Андреевна, ну пожалуйста, поделитесь рецептом Вашей молодости!». И знаете, как ответила Блохина? Представьте, она, хитро улыбнувшись, сначала сказала: «Я живу на пятом этаже, и лифта в подъезде нет», а потом, озорно подмигнув в телекамеру, спела куплет из знаменитой «шульженковской» песни:

Когда Вы спросите меня, как я живу на склоне лет, –
Отвечу: я полна огня! Да-да, скажу: полна огня
И юных сил, которых нет.
«Но как Вы можете гореть, когда уж молодости нет?..».
Да просто надо не стареть. Да! Просто надо не стареть.
И в этом весь секрет! Вот так!..

…А в 2005-м мы с Надеждой Андреевной «целенаправленно» встретились накануне главной даты того года – 60-летия Великой Победы.

– Ты знаешь, Серёжа, если бы не война, я бы, может, киноактрисой стала. В школьную самодеятельность уже в 4-м классе «с головой окунулась», причём во всех кружках занималась – и в физкультурном, и в хоровом, и в драматическом. И в театре буквально «пропадала»; в то время в Мичуринске был очень хороший драматический театр, с великолепной труппой. А уж про кино и говорить нечего – всех актёров и «немого», и появившегося в начале 30-х «звукового» кинематографа по именам знала. Когда в 1941-м заканчивала 10-й класс, – послала заявление в Москву, во ВГИК. И получила ответ, и листок с условиями приёма. Начала серьёзно готовиться, была уже вся, как говорится, в счастливом ожидании поездки… А дальше… 21-е июня, школьный выпускной бал…

А уже через три дня власти Мичуринска объявили сбор комсомольцев всего города – и из институтов, и тех, кто закончил десятилетку. На станцию подогнали огромные так называемые «пульмановские вагоны» – и повезли нас под Смоленск, рыть противотанковые рвы. Это была страшная «поездка», а ехали мы очень долго, около месяца – всё время остановки, бомбёжки, и множество разбитых санитарных эшелонов навстречу нашему товарняку… Никогда не забуду, как весь день мы пролежали в брянских лесах: за несколько километров до Брянска в небе, как чёрная туча, самолёты немецкие появились, и бомбёжка была безостановочной, пока не стемнело...

Смоленщина, станция Починок… Километрах в семи от этой станции – речушка, такая же, как Омка наша, два домика. Нам выдали лопаты – и мы начали рыть рвы. Неделю мы там пробыли, и всё время – под бомбёжками… А когда нас повезли обратно, домой, мы узнали, что, оказывается, родители, волнуясь за наши жизни, пришли к городским властям и потребовали: «Верните нам наших детей!..». Я на следующий год эту фразу снова вспомню, когда в наш дом «похоронка» придёт. Мой брат погиб под Сталинградом. Многие молодые парни тогда погибли… Они и ружья-то в руках не держали, попали под бомбёжку…

…В Мичуринске восемнадцатилетнюю Надежду Воробьёву (девичья фамилия Блохиной) знали практически все. Как актрису. Она хоть ещё и не училась в театральной студии (эту студию Надежда закончит в 1948-м), но уже пела в театре. И как пела!.. Право же, жаль, что не было на том знаменитом концерте 1941-го фотографа, который запечатлел бы юную Надю Воробьёву рядом с Любовью Орловой; «кинозвезда №1» вместе с большой группой московских актёров была эвакуирована в Мичуринск. И был большой «сборный» концерт. И так получилось, что Надежде пришлось выступать сразу же после Орловой. И хотя волнение было огромное (ещё бы: выходить на сцену после песен из «Цирка», «Весёлых ребят» и «Волги-Волги», да ещё исполненных главной героиней этих фильмов!..), – хлопали «нашей, мичуринской Наденьке» ничуть не меньше, чем Любови Петровне.

– …А немцы наступали и наступали… 1942-й. Взят Воронеж. И оттуда к нам в Мичуринск переезжает «Госпиталь легкораненых». Но «легкораненые» – это слишком уж условное название: там были тяжелобольные, там были солдаты и без рук, и без ног… Моя сестра, медик по образованию, работала в этом госпитале. И меня тоже взяли туда работать, «условно» поставив на должность библиотекаря. Делала абсолютно всё, по сути – нянька была: мыла, умывала, песни пела, книги носила, читала, письма писала… С того времени и по сей день привычка осталась: вставать в шесть утра. Потому что – надо. Потому что нельзя расслабляться.

…Эта «привычка» и в 1944-м пригодилась, когда актёры Мичуринского театра образовали боевую концертную бригаду. Выдали бригаде автобус, из него вытащили сиденья, постелили солому, в угол бочку с бензином поставили, и – на Брянский фронт. Выступали в нескольких километрах от передовых позиций. Ставили две машины, бортики открывали, и – «Выступает ансамбль 43-й армии. Поёт Надежда Блохина!..» (когда работала в госпитале, Надежда вышла замуж за своего одноклассника Юрия Блохина).

Все песни военных лет перепела. И всегда, когда слышит эти песни, на глазах слёзы выступают. Так же, как и в спектакле Музыкального театра «Вечно живые», где Блохина поёт песню-причитание «Сына мать на войну провожала…».

– Надежда Андреевна, не сомневаюсь, что в Вас после этих прифронтовых концертов солдаты влюблялись…

– Ну, не без этого… Но знаешь, что запомнила? Однажды приходим мы с мужем домой, после работы, а в комнате у нас сидит военный. Офицер. Статный, красивый. Оказывается, когда он ещё лежал в госпитале, он в меня влюбился. Даже имя его помню: Петя Чушкин. А тут я вхожу с мужем. Петя растерялся, молчит… Достаёт ручку, блокнотик. И пишет: «Ты что, замужем?». Я головой киваю…

Могу предположить, что и командующий Брянским фронтом, маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский тоже не остался равнодушен к Надежде. На конкурсном концерте (конкурс проходил среди  ансамблей, выступающих на фронтах; первую премию на нём получила Блохина) маршал сидел в первом ряду. Улыбался, слушая, как Надежда поёт, на него посматривая озорно: «Ай да парень, парень, в этом парне виден прок…». И после концерта шерстяную кофточку подарил певице, красивую, тёплую…

После того конкурса Блохину в Кёнигсберг пригласили, в Театр оперетты. Испугалась, не поехала… Продолжала учиться в театральной студии, не расставалась с боевой концертной бригадой.

После Победы работала с ансамблем 70-й Верхнеднепровской ордена Суворова стрелковой дивизии, с которым объездила практически все города Польши, Германии. Профессиональное «становление» на сцене. Две роли, сыгранные в Мичуринском драматическом театре в спектакле «Смех и слёзы» по пьесе Сергея Михалкова, – словно символы: одна героиня – «Люба, обыкновенная советская девушка», вторая – «Радость»… Короткий период работы в театрах Клайпеды и Вильнюса, и вдруг, в 1949-м – приглашение из Омска, в недавно рождённый (в 1947-м, в том же году, когда у Блохиной родилась дочка) театр Музыкальной комедии. В театр, ставший её Судьбой, её Призванием, её Радостью и Счастьем. В театр, ставший её воистину «вторым домом». История омского Музыкального и история судьбы Блохиной – нераздельны. Кстати, однажды Надежда Андреевна попыталась подсчитать количество сыгранных ею ролей, – не получилось; тем более что есть большое количество спектаклей, в которых в разные годы Блохина играла разные роли (например, в «Свадьбе в Малиновке» и Яринкой была, и Гарпиной Дормидонтовной, и Трындычихой). За 60 лет работы в театре сыграно свыше 160 разноплановых ролей в спектаклях классического и современного репертуара. И одна из первых – роль Сани в «Чудесном крае» А. Рябова.

Ах, как она блистала! Пепита в «Вольном ветре» и Тося в «Белой акации» И. Дунаевского, Шура Азарова в «Голубом гусаре» Н. Рахманова, Адель в «Летучей мыши» И. Штрауса!.. А сколько характерно-комедийных ролей: Каролина в «Мистере Иксе», Звелина в «Голландочке», Божена  в «Марице», Ханума в «Проделках Ханумы», Мурышкина в «Левше», Софья Петровна в «Забывчивом женихе», Лукерья Власовна в «Свадьбе с приданым»!.. А какие глубокие психологические образы  русских женщин  в музыкальных спектаклях о войне: Жюстина («Москва-Париж-Москва», Клава Калинкина («Требуется героиня»), Ольга Сергеевна («Девчонке было 20 лет»), Тимофеевна («Василий Тёркин»), Варвара Капитоновна («Вечно живые»)!.. Ниже – несколько архивных фотографий из спектаклей омского Музыкального – с неповторимой и всегда «разной» Блохиной:

– Надежда Андреевна, Вы поверили бы, если бы Вам, «мичуринке», сказали в том, уже далёком 1949-м: «Наденька, через 56 лет ты будешь Почётным гражданином Омской области?

 Да о чём ты говоришь?! Я и про город Омск-то слыхом тогда не слыхивала. Но оперетта меня словно манила. Хотя, если честно, поначалу страшновато было: сошли с поезда в Омске – и ощущение, что одно поле огромное и пустынное, и больше ничего… И только в 1954-м я поняла, что навсегда останусь в Омске. Это был очень трудный для меня год: умер муж, я осталась одна с ребёнком… Но спасла работа, профессия, спасла оперетта: я так полюбила этот жанр, что не представляла себя вне его, тем более уже были и «Севастопольский вальс», и «Белая акация»… Ах, как мы все любили наш «старый театр», Музкомедию нашу, со зданием великолепным, со сценой уютной! Даже зрители старшего поколения до сих пор с горечью говорят о судьбе этого здания. Исторического здания! А ведь была, была возможность спасти его! А сейчас, я считаю, надо сохранить хотя бы оставшуюся от здания фасадную стену, это ведь действительно историческая, культурная реликвия!..

И тут Надежда Андреевна Блохина посмотрела на часы и «ойкнула»: «Заговорилась я с тобой, Серёжа! Я же на спектакль опоздаю!..».

– Тогда вопрос «на бегу»: а стихотворение про воробушка Вы по-прежнему любите?

– Ишь, что ты помнишь!.. Даже ещё больше люблю, чем раньше!

…На исходе 20-го века в одной из радиопередач, автором и ведущим которой мне довелось быть, она прочла вот это стихотворение Николая Рубцова:

Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей, –
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди: не становится вредным
Оттого, что так трудно ему!..

«Почему Вы прочитали именно это стихотворение?» — спросил я. И в ответе Блохиной вдруг послышались столь не характерные для неё печальные нотки: «Живём мы все сегодня в какое-то очень трудное время, все мы это замечаем, все об этом говорим… Не люблю непорядочных, недобрых людей, а сегодня их так много, к сожалению. И потому хочется побольше добра, ласки, заботы, чтобы все мы заботились друг о друге…».

………………………………………………………

…2011-й… Трудное и больное прощание. Прощание с Надеждой Блохиной… А ведь буквально чуть ли не накануне вышел летний номер «Омска театрального» с монологом Надежды Андреевны, состоялась её запись на видеоплёнку для Дома актёра… А в середине сентября её не стало…

Самая последняя фотография сделана в августе 2011-го. Шла «видеоподготовка» к домоактёровскому Вечеру «Наши легенды». Домой к Блохиной приехали автор идеи этого Вечера, консультант творческого отдела Омского отделения СТД РФ Марина Аварницына, видеооператор Сергей Додонов (он и сделал этот фотоснимок) и актёр Сергей Шоколов (тогда ещё омич, а не санкт-петербуржец).

Надежда Андреевна ждала, волновалась. Заранее договорились, что под «актёрскую гитару» она споёт одну из своих самых-самых любимых песен. Выбрала Блохина романс Марии Пуаре «Я ехала домой». Наверное потому, что, как рассказывают Марина Аварницына и Сергей Шоколов, она постоянно говорила, что ни на минуту не забывает театр, каждую минуту помнит про него, всё время ей кажется, что она идёт в театр… Она пела под «шоколовскую» гитару так, как будто она вновь вышла на сцену. И до ознобной пронзительности – финальные строки романса:

            Я ехала домой, я думала о Вас,
Тревожно мысль моя и путалась, и рвалась.
      Дремота сладкая моих коснулась глаз.
               О, если б никогда я вновь не
                          просыпалась…

 

Комментарии


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Александр Пушница — Александру Шлеменко: «Целый год, Саша, я не понимал, что моя жизнь изменилась…»

Ушел из жизни знаменитый спортсмен и прекрасный человек Александр Пушница. В связи с этим скорбным событием мы решили вновь опубликовать интервью, которое в рамках проекта «Интервью по цепочке» вышло на нашем сайте в 2021 году. Это последний большой разговор с Александром Михайловичем в СМИ.

8942428 января 2023

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

136531 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

187320 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

845904 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

899203 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх