Теория социального научения Альберта Бандуры

Какие модели поведения демонстрируем своему окружению мы сами? Чему мы можем научить своих близких? И как мы можем изменить в себе то, что было когда-то приобретено от значимых для нас людей, но утратило свою эффективность в настоящем?

81906 декабря 2022
Теория социального научения Альберта Бандуры

Когда маленький ребенок в быту играючи копирует поведение взрослых, волна гордости и умиления накрывает наблюдателей. Вот он, как папа, с серьезным видом говорит по воображаемому телефону, а вот вторит за мамой и с нарочитой важностью благодарит продавца, получая заслуженное "подкрепление" в виде конфетки и слов похвалы. Поведение маленького человека говорит о том, что процесс социализации идёт полным ходом, ребёнок усваивает нормы и модели поведения посредством наблюдения, имитации и идентификации со значимыми людьми. Эти важные составляющие развития и обучения человека выделил канадо-американский психолог Альберт Бандура.

Будущий исследователь родился 4 декабря 1925 года в канадской деревушке Мундар в семье польско-украинских эмигрантов. Условия небольшого поселения располагали к тому, что мальчик много времени проводил на природе за играми с другими детьми, а вот с учебной составляющей все было не так радужно — в деревне было лишь два учителя на все предметы. Так случилось, что сразу после школы Альберт не смог поступить в университет, поэтому отправился на Аляску работать дорожным строителем. Заработав денег и подтянув знания по необходимым предметам, он все же поступает в Университет Британской Колумбии, оканчивая его в 1949 году со степенью бакалавра по профилю «Психология». В 1951 он уже магистр, а в 1952 получает степень доктора и отправляется по приглашению работать в Стенфордский университет, где выпустит массу ценных статей и более масштабных научных исследований в области психологии поведения человека. В 1964 году он получает звание профессора Стенфордского университета.

1

Существует мнение, что первичный интерес к поведению людей возник у Альберта Бандуры ещё в период работы на Аляске, когда ему довелось наблюдать за агрессивным, часто антисоциальным поведением окружающих. В учебные годы этот интерес подкрепился исследованиями фрейдистов, бихевиористов. Однако поведение по своей сути крайне многоаспектный процесс, поэтому каждое новое поколение учёных если и не опровергало, то дополняло эмпирическими данными ранее полученную информацию.

Живой интерес Альберта Бандуры был обращён к проблеме приспособления ребенка к миру, к тому, как дети усваивают общественные нормы и формируют устойчивые паттерны поведения. Наряду с классическим обусловливанием (И.П. Павлов) и оперантным научением (Ф. Скиннер) Бандура выделяет научение имитационное, так как считает, что для формирования нового поведения недостаточно влияния на объект награды и наказания, хотя их важность не отрицает. Ведомый исследовательским любопытством, в 1961 году Альберт Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо (ролик с экспериментом прикреплен к посту), анализ результатов которого позволил сместить научную парадигму, обращенную к бихевиоризму, в когнитивное русло.

Теория социального научения Альберта Бандуры не отрицает и не противоречит ранее выведенным постулатам, но дополняет их недостающими элементами. Так, в известную модель «стимул-реакция» Бандура вводит промежуточное звено, раскрывая его сложную составляющую по пунктам:
1. Внимание к действию модели.
2. Память о воздействиях модели.
3. Двигательные навыки, которые позволяют воспроизводить увиденное.
4. Мотивация воспроизвести увиденное.

Кроме того, учёный выделил специфические факторы подражания:
— Яркость, необычность, привлекательность копируемого поведения.
— Уверенность наблюдателя, что поведение модели является социально значимым и потому достойно подражания.
— Способности и возможности наблюдателя моделировать действия.
— Подкрепление или его отсутствие как со стороны других людей, так и самого субъекта.

Значительная часть исследовательского пыла Альберта Бандуры была направлена на изучение детской агрессивности. Его неоценимый вклад в науку позволил изменить представление не только о принципах воспитания вообще, но и о возможностях коррекции девиантного, антисоциального поведения детей и подростков. В 1969 году появляется труд Бандуры — «Принципы модификации поведения», в содержании которого раскрываются ценные идеи о влиянии когнитивной терапии на решение проблем подростковой агрессии, что в свою очередь позволяет интегрировать в общество тех, кто имеет существенные трудности с социальной адаптацией.

В 1970-х Альберт Бандура посвящает себя изучению другого вопроса, а именно тому, как вера в эффективность собственных действий влияет на активность деятельности человека.

Как и всякое научное открытие, теория социального научения Альберта Бандуры демонстрирует нам важность принятия на себя ответственности за свое поведение. Человек учится не только на своем опыте путем отбора наиболее эффективных стратегий поведения (классический бихевиоризм), но и наблюдая за опытом других людей. Какие модели поведения демонстрируем своему окружению мы сами? Чему мы можем научить своих близких? И как мы можем изменить в себе то, что было когда-то приобретено от значимых для нас людей, но утратило свою эффективность в настоящем? На эти и многие другие вопросы помогает отвечать научная психология и такие выдающиеся учёные, как Альберт Бандура.

 По традиции центр «Мой психолог в Омске» дарит всем желающим памятные открытки с изображением учёного. Если вы хотите получить такой памятный сувенир, напишите сообщение в группу.

2

 

Оригинал в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 57 человек

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 166 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Александр Пушница — Александру Шлеменко: «Целый год, Саша, я не понимал, что моя жизнь изменилась…»

Ушел из жизни знаменитый спортсмен и прекрасный человек Александр Пушница. В связи с этим скорбным событием мы решили вновь опубликовать интервью, которое в рамках проекта «Интервью по цепочке» вышло на нашем сайте в 2021 году. Это последний большой разговор с Александром Михайловичем в СМИ.

8941428 января 2023

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

136431 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

187220 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

845804 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

899003 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх