Уничтоженная в прошлом веке мечеть воссоздана в картине омского художника

Год с небольшим назад к известному омскому художнику Геймрану Баймуханову обратился Полномочный представитель Председателя Духовного управления мусульман РФ в СФО, Имам-Мухтасиб города Омска и Омской области Даулет Балтабаев с предложением возродить посредством художественного произведения снесенную в прошлом веке мечеть. Художник, не раздумывая, согласился.

237822 декабря 2022
Уничтоженная в прошлом веке мечеть воссоздана в картине омского художника

-1-

О том, что в самом центре Омска в прошлом веке находились в близком соседстве храмы трех конфессий — православный собор, мусульманская мечеть и католический костел, известно всякому, интересующемуся историей нашего города человеку. Факт, по задумке царской власти, наглядно демонстрировавший отсутствие притеснений по религиозному признаку в Российской империи. В последующий советский период эти сооружения, за исключением  Никольского собора, были безжалостно снесены. Когда уничтожали в 1964 году мечеть, самый крупный из этих трех храмов, крепкие его стены пришлось тросами цеплять к танкам…

1

Год с небольшим назад к известному омскому художнику Геймрану Баймуханову обратился Полномочный представитель Председателя Духовного управления мусульман РФ в СФО, Имам-Мухтасиб города Омска и Омской области Даулет Балтабаев с предложением возродить посредством художественного произведения снесенную в прошлом веке мечеть. Художник, не раздумывая, согласился. Если точнее, у Геймрана Султановича, человека творческого, уже посещавшая его собственная идея и это предложение удачно сошлись вместе.

Но начиналась история картины задолго до разговора. Вспоминает хазрет Даулет-Берикболович: «В одну из командировок в Москву, ожидая в аэропорту своего рейса, я обратил внимание на выставку исторических фото с панорамой нашего города. Оживив в памяти историю снесенной омской мечети, я не мог не проникнуться мыслью о том, что современное поколение мало что знает об этом, как и о богатой духовной истории нашего края. Так зародилась идея украсить одну из стен нового городского мусульманского собора изображением исторической мечети, как бы вернув ее из прошлого в нашу с вами жизнь. Я понимаю, что нам удалось получить в дар от художника и его спонсоров настоящий шедевр искусства. Мы чрезвычайно благодарны Геймрану Баймуханову, ярчайшему представителю омской культурной интеллигенции, одному из самых признанных художников города, за вклад в дело духовного возрождения своих современников посредством искусства».

-2-

…И начался трудоемкий процесс длиною почти в год, чередующийся с другими заботами художника, занятого к тому же основной своей деятельностью — преподаванием, а также ответственной подготовкой к собственной большой юбилейной персональной выставке, которая тогда планировалась на весну 2022 года.

Если финансирование материалов взяла на себя сама мечеть, то высказанная предполагаемыми спонсорами мысль преподнести картину в качестве дара для новой мечети, мысль благородная по своей сути, к сожалению, воплощалась не совсем, как задумывалась. В итоге лишь фонд развития казахского языка и культуры «Мирас» вместе с автором картины и оказались единственными дарителями бесценной картины, отныне украшающей стену новой городской мечети. Да вознаградит вас Всевышний, уважаемые дарители, за ваши помыслы и труды!..

Холст мастер выбирал самый лучший по качеству, российский, то же было с подбором красок, разбавителей и т.д. Работу Геймрану Султановичу пришлось разделить на три части. Два полотна полтора на полтора и одно полотно размером два на полтора — неудобно работать, но иначе никак, ведь размер самой картины должен был быть полтора на пять метров! Так на двух мольбертах, придумывая собственноручно различные приспособления, рейки, упоры, стояки, подпорки, в теснейшем помещении мастерской начиналось это действо – возрождение уничтоженной когда-то мечети.

— Начал работу с особым чувством, но страха не было, — говорит художник, — работал с удовольствием, писал легко. Что не означает, что сходу все давалось. Когда писал, закрывался от всего — требовалось   уединение.

2

— Начал с центрального холста, с самой мечети, — рассказывает художник. — Затем по отдельности стал собирать перспективу, изучать построение зданий. Сохранившихся фото всего штук шесть. Те дома, что находились напротив, просматривал по другим сохранившимся фотографиям того времени, что-то домысливал. Если взгляд направить так сказать на прострел — то из имеющегося по сей день в наличии оставались здание городской Думы и казарма, что рядом с Детским миром. Тогда казарма была еще совсем небольшой. Эскизы, наброски, карандашные зарисовки — всего этого было сделано множество. Предложил мечети, если хотят сохранить для себя историю создания работы, могу им все это отдать.

Что было сложно, это то, что на таком холсте панорама не может сразу показаться. Есть повороты, есть точки схода, уместить все это на пяти метрах – нужны обманные движения руки и кисти, другие ухищрения. Долго не мог «поймать» саму мечеть по перспективам. Фотография это одно, а изображение – совсем иное. То противоположная улица уходит с искажением и это непременно вылезет. Одно нужно согласовать с  другим, с третьим, словом, мороки хватало. Сложно было разбирать всю эту схему, центральную часть, например, пришлось даже переписывать заново.

Написал сооружение, ну, казалось бы, все, работа закончена. Но картина пустая, пуст изображенный на ней город… Я вообще хотел изначально людей изобразить возле мечети, женщин, стариков – но, увы, запрет по исламским канонам. Картину решил оживить изображением издалека фигурок людей хотя бы со спины, тут же — повозки, лошади, жеребенок…»

Хазрет Даулет рассказал о моменте, когда художник советовался с ним: «Что если в окнах мечети отразятся колокола и кресты расположенного напротив православного храма? Как вы на это посмотрите?» И я, — говорит имам, — безусловно приветствовал эту идею.

Вспоминая с Геймраном Султановичем тот разговор, мы оказались едины в мысли — суть всякой религии объединяют одни и те же идеи творения добра и света. А мне не могли не вспомниться вот эти строки стихов моего недавно ушедшего из жизни брата Амантая Ахетова «…Бог один, а вера разная, — говорила в детстве мать. / Видно, так она хотела, чтобы понял ее сын,/ Что совсем не в вере дело, коли дух у нас един». Вот к каким материям возносит искусство, когда оно касается струн души...

Презентации картины как таковой еще не было (мечеть еще в процессе достраивания, ее открытие намечено на весну следующего года), но работа была представлена мусульманам именно в священный день Курбан-байрама 2 мая 2022 года. Многие задавали вопросы – что это за мечеть, увы, мало что знает и слышал наш народ об этой истории. Кто-то тайком пытался сфотографировать картину. Видя это, хазрет объявил – пожалуйста, фотографируйте, делитесь нашей общей радостью!..

После того, как картина обрела место, через пару дней Геймран Султанович вернется в мечеть с этюдником, красками нанести последние штрихи на работу, наконец-то собранную воедино, и получит радость удовлетворения – его труд занял достойное место.

Остается еще один важный момент – необходимость покрытия работы лаком, это позволило бы ей стать более насыщенной в тонах. Хазрет Даулет сказал о намерении облечь картину в раму или, возможно сделать деревянный обклад. Хорошо бы закрыть картину стеклом, об этом здесь тоже задумались. Претворение всех этих планов будет способствовать сохранению картины, которой, по словам хазрет Даулета, жить, радуя посетителей и всех подлинных ценителей искусства, не один век.

-3-

— Что для вас эта работа? – не могла не задать я этот вопрос художнику.

3

— Я тоже думал об этом, — начал было Геймран Султанович. Но, словно обрывая самого себя, как всегда, скромно и кратко тут же и завершил ответ: «Работа и работа… удалась, да…».

Не могу утверждать, что это его самая главная работа. Пусть будут у художника Геймрана Баймуханова впереди еще немало новых прекрасных работ, пусть продолжит он радовать нас, своих земляков талантливыми творениями!  Но, на мой взгляд, эта картина – одна из тех, что обращают нас к поиску подлинного смысла во всем, что есть сегодня, и в нашем возвращающемся, почти позабытом прошлом. Обретая смысл, обретаешь уверенность в стремлении жить достойно, жить во благо своей родной земли.

Символично, что эта работа обрела пристанище в доме Аллаха, как называют мусульмане мечеть, приходя сюда в том числе и за очищением своих душ.  

Эту картину стоит увидеть каждому, кому дорога история города, история страны. Когда найдете время увидеть картину, придя в мечеть, вспоминайте – в мечеть, изображенную на картине, заходили Чокан Валиханов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и еще многие сыны земли омской, имена которых навечно вписаны в историю нашего народа. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

76819 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

310501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

311701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6569101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх