
Вселенная одиночества
Похоже, мыши счастливее людей: их любят. Нет, не все, конечно. Но вот дурачок Ленни жить без них не может: они же мягкие, пушистые, их можно гладить. Правда, в руках у Ленни мышки быстро становятся мёртвыми: он, не осознавая своей недюжинной силы, заласкивает зверюшек до смерти. Да, в Омском академическом театре драмы премьера: спектакль по повести Д. Стейнбека «О мышах и людях».
130923 декабря 2022
Конечно, это рискованный шаг режиссёра Георгия Цхвиравы: ещё не забыт шедший в омской драме до 2008 года спектакль, в котором блистал дуэт М. Окунева и В. Девяткова (Джорж и Ленни), да и вышедший в 90-е голливудский фильм с Джоном Малковичам в роли Ленни многие видели. Поэтому омские театралы начали обсуждать предстоящую премьеру загодя и с тревогой: получтися ли новой постановке освободиться от сравнений и стать самостоятельным театральным явлением? Но вот премьера состоялась, и можно выдохнуть: получилось!
Это история о скитальцах-шабашниках, об их мечтах, которым не суждено сбыться, но ради которых стоит жить. Вот они, вроде бы, дружно играют «в подкову», а вот — разошлись по своим лежакам в общем бараке, и стало видно, как одинок каждый. Кто-то, как Уит (Андрей Агалаков), радуется, что в выходные можно повеселиться в городе; кто-то, как Густавссон (Олег Берков) готов отстаивать своё право на покой даже с кольтом в руках: он согласен пристрелить старую «вонючую» собаку Огрызка. А Огрызок (Виктор Черноскутов), лишившись четвероногого друга, корит себя, что не решился сам избавить его от мук...
Одиноки здесь не только рабочие. Сын хозяина Кудряш (Александр Соловьёв) становится предметом насмешек, поскольку вечно ищет свою молодую жену, подозревая её в изменах. Подозрения не беспочвенны, ведь для его жены (Мария Макушева) замужество означает расставание с собственными мечтами о сценических и съёмочных площадках. И тоже — одиночество, забыть о котором хоть на мгновения можно лишь в чьих-то объятьях. Но кто её здесь пожалеет? Её презирают, ведь «жена дожна сидеть дома».
Мужество принимать безнадёжность своего существования есть только у горбуна-конюха (Артём Ильин). Он ведь чёрный, значит, самый отверженный, ему даже в общем бараке нельзя находиться. И он точно знает, что никто не получит того, о чём мечтает. Свою судьбу он несёт безропотно, как горб. Его согбенная фигура, ковыляющая походка излучают обречённость.
Все эти одинокие души - словно заброшенные во вселенскую пустоту планеты: они существуют в черноте пустой сцены. Порой из этой пустоты, созданной сценографом Булатом Ибрагимовым, возникают, выкатываются барак или конюшня словно призрак хоть какой-то обустроенности. Но сразу понятно, что они, как мираж, могут мгновенно исчезнуть. Так и происходит.
В этой вселенной одиночек появляются Джорж и Ленни (Игорь Костин и Иван Курамов), единственные, кому здесь дарована привязанность друг к дугу. Да, её можно истолковать житейски: Джорж рядом с Ленни чувствует своё превосходство. Даже самому себе он примерно так объясняет их взаимоотношения. Но в их сосуществовании есть какая-то надмирность, ведь Ленни — не от мира сего. Возможно, Джорж уже давно бы, как и другие, простился с мечтой о собственном ранчо, о кроликах и козе, но Ленни так искренне верит в эту сказку, что и Джорж не теряет надежды.
Актёрский дуэт Костин-Курамов — центр спектакля. Даже когда Джорж бранит Ленни, ворчит, поучает, за этим нет озлобления. Хоть он и любит порассуждать о том, как хороша была бы его жизнь без Ленни, чувствуется: он и сам в это не верит. А простодушный, как дитя, здоровяк-Ленни во всём подчиняется Джоржу, но в этом нет рабской покорности, а только отсутствие гордыни.
Однако, эта история — не мелодрама, а трагедия. В трагедии всегда рифмуются любовь и кровь. Сначала страшная сила любви Ленни губит мягких и пушистых мышей, щенков и кроликов, потом — жену Кудряша, обладательницу мягких и пушистых волос. И теперь уже самого Ленни ждёт линчевание.
Сцена смерти Ленни повторяет сцену убийства старой собаки. Только Огрызок не отважился сам прервать её мучения, а Джорж решился избавить Ленни от ужасов линчевания и сам отправил его в мир иной, когда тот погрузился в их любимую мечту о ранчо с кроликами. В остальном всё так же: мёртвое тело накрывают чёрной тряпкой, тащат, словно куль, засыпают опилками лужу крови... Теперь в этой вселенной остались только одинокие планеты...
Риск, на который пошёл режиссёр этого спектакля, ещё и в том, что в нём не заняты корифеи омской драмы. Даже самый возрастной актёр, Виктор Черноскутов, работает в этом театре первый сезон, то есть, он - один из самых молодых членов труппы. Конечно, такое распределение ролей потребовало от всей команды полной самоотдачи. Они справились. И все вместе, и каждый — в отдельности прошли это испытание достойно.
P.S. Помню, когда-то мы с Людмилой Козяковой вышли со спектакля «Дембельский альбом», посмотрели друг на друга и чуть ли не в унисон воскликнули: «Какие здесь талантливые молодые актёры!». Готова и сейчас это повторить. Уже о следующем актёрском поколении.
Оригинал на странице автора ВКонтакте.
1Фото:с сайта omskdrama.ru
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
21 мая

В Омск привезли большое собрание произведений знаменитого советского художника Александра Дейнеки
288316 февраля 2023
28.10.2022
А вы за перенос «шара Бухгольца»?
Уже проголосовало 72 человека
09.08.2022
Вам нравится «Флора-2022»?
Уже проголосовало 176 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 25 марта 2023 года
125024 марта 2023
120424 марта 2023
Выбор редакции
Омск — город художников? И поэтов!
202007 января 2023
Прочесть – и увидеть (маленький рассказ-эссе о большой книге)
285706 января 2023
23464210169
Записи автора
11431 марта 2023
35830 марта 2023
58528 марта 2023
62224 марта 2023
80322 марта 2023
100119 марта 2023
97115 марта 2023
106912 марта 2023
— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии