Галопом по «европам», или Новогодние открытки из города К.

Марципан, глинтвейн, плюс тринадцать и проливной дождь под аккомпанемент «Танца феи Драже» в кафедральном соборе на острове Кнайпхоф — так встречают Рождество на родине сочинителя главной новогодней сказки.

178223 января 2023
Галопом по «европам», или Новогодние открытки из города К.

Написав в 1816-м «Щелкунчика», Эрнст Теодор Амадей Гофман вряд ли предполагал, что к началу XX столетия его история про заколдованную куклу для раскалывания орехов станет символом зимних чудес, случающихся в месяц от католического Рождества до православного Крещения.

Люди любят читать и смотреть то, что напоминает им о прошлом и возвращает в детство, кажущееся из далека прожитых лет маленьким раем.

1

Каждый год, начиная с 24 декабря, несмотря ни на какие геополитические сдвиги, человечество — глазами, руками, зубами — цепляется за «Щелкунчика» — чудодейственный балет-фантасмагорию Чайковского или прелестную сказку-сон Гофмана, — в котором жизнь подлинная и прекрасная, и добро всегда побеждает зло.  

Прусский и русский «Щелкунчики» легко восстанавливают «связь времён», возвращают всем уставшим за год силу духа и дарят призрачную надежду на что-то хорошее, что, быть может, ещё случится.

…Земля, где с неба сыплются белые перья, и живёт странный народ, где каждый мужчина на несколько дней в году превращается в волка (Геродот), осталась за четырьмя часовыми поясами. Предновогодний Калининград — окно в Европу — встречает дождём и зелёной травой под ногами. Обыкновенный праздничный город, обыкновенные улицы, обыкновенные люди…

2

Присоединив в 1945-м к своим владениям столицу Восточной Пруссии, мы «усыновили» и великого сказочника, и его «Щелкунчика», и немного чопорное восточно-прусское Рождество, которого и сегодня хватает на всех с лихвою.

На берегу Замкового пруда вместо дома Гофмана — камень. И надпись: «Здесь был дом, в котором провёл первые годы жизни писатель и композитор эпохи романтизма Эрнст Теодор Амадей Гофман».

После войны от Кёнигсберга осталось только небо, но оно навсегда запомнило «маленького человечка, вечно ходившего в одном и том же поношенном, хотя и хорошего покроя, фраке коричнево-каштанового цвета, редко расстававшегося с короткой трубкой, из которой он выпускал густые облака дыма, жившего в крошечной комнатёнке и обладавшего при этом саркастическим юмором».

Нынче в январе, двадцать четвёртого числа, Гофману исполнилось бы 246. Из них на Земле он прожил только 46. Как прожил? Сначала с матерью-истеричкой и отцом-адвокатом, обожающим шумные попойки. После развода родителей и делёжки троих детей – с бабушкой, тётушками, засидевшимися в девицах, и чудаковатым дядей-юристом, которому однажды ради шутки он опрокинул на выходные брюки содержимое ночного горшка, а ничего не подозревающий дядя всё списал на ливень, содержащий «отвратительные примеси и вредные испарения», из-за которых «может случиться большой неурожай».

Из окна навсегда исчезнувшего дома маленькому Гофману был хорошо виден древний собор, в котором он станет играть на органе.  

Когда с детства бредишь музыкой, играешь на скрипке, гитаре, арфе и даже меняешь третье имя Вильгельм на Амадей (в честь любимого Моцарта), а тебя отправляют учиться в университет на юриста, это способствует сочинению фантастических сказок. Вроде «Песочного человека», где старая няня рассказывала Натаниэлю, как у детей, не желающих засыпать, песочный человек забирает глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде.

3

Если спуститься в подвал кёнигсбергской биржи, превратившейся в музей изобразительных искусств, можно попасть в настоящий «Город Гофмана» и увидеть настоящего Песочного человека. Создатели мультфильма «Гофманиада» подарили Калининграду роскошные декорации Михаила Шемякина, и теперь в городском подземелье копошатся похожие не то на насекомых, не то на животных странные существа с длинными уродливыми носами.

«Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям», — говорил Гофман. Днём — юрист, вечером — алкоголик, ночью — писатель, композитор, художник.

В шестнадцать его угораздило до беспамятства влюбиться в мать пятерых детей, а в тридцать — волочиться за тринадцатилетней красавицей. Этот прусский Акакий Акакиевич каждый вечер являлся в винный погребок, пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета. И «чем более он пил, тем выше парила его фантазия, тем ярче, тем пламеннее изливался юмор на всё окружающее, тем обильнее вспыхивали остроты».

«Дурная наследственность», с которой безуспешно пытались бороться благовоспитанные родственники-бюргеры, восторжествовала...

4

Чудак на грани нервного срыва, дерзкий сумасброд, безумец… И это всё о нём, перед кем преклонялись Достоевский, Гоголь, Пушкин, Герцен, Булгаков и Жуковский, не раз встречавший Эрнста Теодора Амадея в Берлине.

…Парализованного Гофмана иногда подносили к окну, и он рассматривал проходивших внизу людей…

Обыкновенные люди, обыкновенные улицы, обыкновенный город, где сквозь украшенные ёлки, новогодние иллюминации, горы разноцветных леденцов, имбирных пряников и марципанов нет-нет да и послышится: «На земле глупость — подлинная повелительница умов. А рассудок — только её ленивый наместник, и ему нет дела до того, что творится за пределами королевства»…

От Гофмана, как от совести, не убежать, но можно сесть на электричку и через полчаса очутиться на берегу Балтийского моря, в Кранце. Сюда любил приезжать уставший Кант, который жил с Гофманом в одно время в одном городе. В память о философе, утверждавшем лишь «звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас», в сувенирных лавках здесь продают «чистый шоколад для чистого разума».

На протяжении семисотсемидесятилетней истории своего существования последние семьдесят шесть лет Кранц именуется Зеленоградском. Море плюс пять, воздух плюс двенадцать и чайки на воде, как новогодние шары. Море злится, оно почти чёрное, швыряется клочьями водорослей и двигает с места на место песчаные дюны. Но если перебраться за дюну, ветра как ни бывало, только вечный шум моря, которое было, есть и будет после нас.

Это море помнит, как по дощатому променаду прогуливались августейшие особы, и петербургская знать, и друг Пушкина Мицкевич, и братья Брюлловы, и Пётр Аркадьевич Столыпин с детьми... Как отдыхающие развлекали себя конными скачками, собачьими бегами, яхтенными регатами, а на обед в ресторанах заказывали камбалу, копчённую на сосновых шишках. Камбала была столь любима горожанами, что её изобразили на гербе города. Вместе с рогами оленей, которые, говорят, разгуливали по Кранцу, как нынешние кошки.

Многочисленные потомки гофмановского кота Мурра с густой, лоснящейся шерстью, мордатые, хитрые, невероятно фотогеничные и полные достоинства, неспешно прогуливаются по Курортной аллее. Как и подобает источникам вдохновения.    

Кошкопочитание зеленоградцев сравнимо разве что с любовью индусов к коровам. Городская инфраструктура: скамейки, светофоры, прилавки, фонтаны, музеи, скульптуры – словно специально создана для комфортного обитания ласкового и нужного зверя. Кошки спят в витринах магазинов, отдыхают на лавочках или просто валяются на булыжной мостовой, предлагая почесать себе пузо.

Путеводители именуют Зеленоградск землёй викингов и котов. Викинги давным-давно ушли, а коты решили остаться. И не пожалели. С тех незапамятных времён их численность и социальный статус неплохо выросли, так что город превратился в кошачью столицу, и его следовало бы переименовать Котовск. Или Которгад. Или Котен-Баден…

Ещё полчаса на электричке — и за окном Светлогорск, бывший прусский курорт Раушен. Здесь построили свой Дом Гофмана, населив окружающий парк Щелкунчиком, Котом Мурром, Мышиным королём и другими героями новелл писателя.

Но при ближайшем рассмотрении приморский городок оказывается никаким не Светлогорском, а декорациями к самым страшным сказкам братьев Гримм.

Вспугнув стаю уток, вздохнуло озеро Тихое. Оно появилось 800 лет назад, когда вышедшие из чащи тевтонские рыцари запрудили Кошачий ручей и поставили на нём мельницу. Ещё сто лет назад мельница стояла, а озеро называлось не Тихим, а Мельничным.

В летнем театре бронзовая скрипачка играет Мендельсона, в ротонде другая бронзовая девочка вместе с мудрым вороном читает книгу.

Вокруг доисторический лес, названный местными жителями парком «Муза». Кажется, будто ужасный великан раскидал тысячелетние лиственницы, вырвал с корнем корабельные сосны, а из живописного бурелома на белом коне выедет прусский герцог и, увидав уснувшего на скамейке под проливным дождём захмелевшего дворника, вскрикнет: «O, mein Gott!»

Дворник сладко спит. Под рукой у него недопитая полторашка, в ногах — метла, совок, ведро.

Дворник храпит. Он видит сны. Возможно, даже про Щелкунчика – того, что лишь в месяц от католического Рождества до православного Крещения дарит призрачную надежду на что-то хорошее, что, быть может, ещё случится…

 

Комментарии

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Елена Петрова

— омичка

Юлия Стрельская

— журналист


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Получите собаку. Уберите собаку

Перед незрячим человеком и его псом-проводником в России закрываются те двери, куда за миллионы государственных рублей и обучен вести четвероногий поводырь. 

332127 февраля 2023

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

459831 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

512820 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

1390304 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

1461903 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх