Мысли вслух. О журналистах и журналистике

Что отличает журналиста от обычного человека? Писать красиво и читать быстро? Это умеет каждый. Быть в курсе текущих новостей? Сейчас все в курсе. Иметь соответствующее образование? Не факт — признанные гранды журналистики имеют любые другие корочки. Умение отражать действительность? Так тот же чукча едет на оленях и поет, что видит вокруг.

4841804 мая 2017

А может, все-таки умение вычленять из окружающей действительности по-настоящему важные факты — анализировать их и умело препарировать для окружающих или, наоборот, запаковывать в красивую оболочку, которая дойдет до самого сердца. «Вот это работа! Вот это класс!» — скажут понимающие.

К чему я это? Прошедшая неделя была богата на информационные события. Важные события. А вот реально аналитических журналистских статей и заметок было, мягко говоря, маловато. И встает резонный вопрос — почему? И вот здесь хотелось бы как мозаику сложить пазл из нескольких зарисовок, разрозненных на первых взгляд, но на самом деле укладывающихся в одну картину.

1

В Омск в 5-й раз прошел фестиваль «Движение». Но все внимание нашей прессы было приковано к жвачке на красной дорожке и интервью программного директора Стаса Тыркина, обвинившего местную прессу в ультрапровинциализме и непрофессионализме. Естественно, что все омские СМИ всколыхнулись как один с криком: «Наших бьют!». Я не буду говорить сейчас об отношении к самому Тыркину, как к человеку. Но отмечу, что как к организатору, поднимающему этот тяжкий груз (кто в теме, тот поймет) у меня только уважение. Да, есть недостатки и проблемы — как и в любом деле. Да, есть некоторые проблемы в коммуникации московских специалистов и местных, омских. Да, много что есть, но главное осталось за кадром. Сам фестиваль как явление. Журналисты увлеклись своими местечковыми «фенечками» и забыли про главное — качественно донести до жителей Прииртышья идею фестиваля — поднять статус Омска как культурной столицы и возможность говорить киноязыком о мире за окном. Вместо этого, как символ всего — обширное интервью с Тыркиным, где местный журналист провоцирует московского гостя и набирает на негативе очки. Зачем? Чтобы доказать что? Мы и так все знаем про Москву. Не надо нам чужую жвачку снова совать в рот, это неприлично и просто непрофессионально. А вот увидеть некие тренды, которые Тыркин довольно справедливо отметил, было бы неплохо. Например, умные люди давно говорят, что провинциализм не в местности, он в головах. Тот же Екатеринбург или Тюмень смогли отряхнуть негатив провинциализма и сразу эти города стали популярны у омичей (и не только). А ведь раньше там негатив тоже зашкаливал. Но люди решили: «Хватит», взяли ситуацию в руки и смогли измениться. И только омич продолжает гундеть и жаловаться. Почему? Не хватает профессионализма смотреть шире, как говорил Тыркин? А ведь порой и не хватает!

Например, я говорю о том, что журналистика потеряла свою сакральность и поэтому в борьбе за читателя продает негатив, чтобы логично выжить и сохранить свои рабочие места. На определенном этапе это нормально. Действительно, негатив продается лучше. Действительно, журналист перестал быть творцом и суперсозидателем и стал просто мастеровым слова (уж извините, мировая тенденция!) И сознание среднестатистического человека  уже не различает кто лучше — блогер или журналист. Для него это два равнозначных потока информации. И даже больше — блогеру больше доверия. Вот и растут паблики в соцсетях как на дрожжах. И соответственно, гаснет печатная пресса и теряют своих читателей инфосайты. Простые цифры: даже самые лучшие сайты в пик набирают с трудом 30-40 тысяч читателей. При этом это довольно большая машина по производству новостей — новостная редакция с редакторами, фотографы, водители, верстальщики, бухгалтеры и т.д. с довольном приличным бюджетом, да и сами журналисты сидят на нормальных окладах. А с другой стороны — админы пабликов, которые легко набирают 100.000 просмотров за просто так! Поэтому с формальной точки зрения я понимаю, что сайты в борьбе за читателя готовы на все — отсюда и эта гонка за самым черным негативом. Чтобы привлечь читателя, удержать его, поднять трафик и оправдать деньги своего учредителя. Но боюсь, что это путь в никуда. Люди рано или поздно устанут от негатива. Отсюда и недоверие к классическим журналистам и поворот к так называемой народной журналистике в пабликах. Скажу больше, уже сейчас половина журналистов черпает свои «новости» в тех же соцсетях. Это ли не кризис журналистики? И вместо поиска путей выхода ищем виноватого - Стаса Тыркина или, например, меня, посмевшего его поддержать в некоторых позициях.

Проблема в том, что настоящая журналистика — со всеми ее проверками фактов из нескольких источников,  своим мнением и т.д. — очень долгая и очень дорогая история. Поэтому в борьбе за время читателя, которое он бросает походя на заголовки сайтов — у журналистов нет перспектив победить соцсети.  Увы! Это не означает, что журналистика совсем умрет, как в свое время предрекали газетам. Нет, просто будет своя, но очень узкая ниша. А место классических новостей займут другие ресурсы и методики. Но вместо поиска новых рецептов пока журналисты порой демонстрируют некий снобизм, типа мы «четвертая власть» и имеем право всех поучать сейчас и в будущем... (немного утрирую, конечно, но идея в целом именно такова). Увы, это уже не так. И времени осталось мало (блогеры и паблики наступают), доверия у журналистам уже нет («они все время врут»!), и профессионализма не хватает (только пара журналистов звонила мне проверить факты по моим заметкам — остальные обсуждали «за глаза»), и усталость от черных красок.... Вот только журналисты частенько не замечают этого. Перестают замечать простых людей,  для которых когда-то были призваны писать. Теперь зачастую «золотые перья» работают для своих лишь собратьев по перу или нанимателей. А среди них ценится только умение пнуть кого посильнее или черной краски погуще. Или инфовойну какую затеять! Ведь это же тиражи, трафик, внимание читателя и соответственно, деньги учредителя. А потом удивляются, когда люди просят прекратить эту вакханалию негатива.

Не спорю, на заре определенной эпохи царствования определенных людей из высших эшелонов власти была такая тенденция — использовать СМИ как дубинку в информационных войнах. Но те времена прошли, вроде, и чиновники те уже далече, и журналисты сменились, и общая политика другая, ан нет — все неймется кому-то, все повоевать хочется! Больше того — уже откровенно зазывают на войну компроматов, как некий г-н Березиков из довольно определенного СМИ, которому все не спится и видятся лавры маршала большой инфовойны.  Между тем я неоднократно призывал журналистов Омска хотя бы к неделе Добра (и сейчас призываю!). Давайте попробуем отражать действительность города и области без кривых зеркал сиюминутной выгоды. Ведь что останется от нашего сегодняшнего негатива нашим детям? Выжженная пустыня?

Автор:Станислав Сумароков

Фото:Ирина Губарева, ВОмске

Теги:СМИжурналистыкритика


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек

Родился(01.01.1973), учился и женился в любимом Омске.

В детстве жил у госуниверситета им. Достоевского в Нефтяниках (отсюда и любовь к книгам). Потом почти 30 лет прожил на Яковлева, около школы 66, которую окончил в 1990 году. В 1991 году поступил на филфак ОмГУ им. Достоевского (больше всего помню Мисюрова, у которого писал диплом по Стивену Кингу как по современному образцу готических романов). Далее работал тележурналистом сначала на Агаве, потом на АКМЭ и СТВ.

Потом пошла пресс-секретарская стезя: Департамент транспорта, администрация Центрального округа, потом коммерческие структуры - Россельхозбанк, Ростелеком и вот теперь Правительство Омской области.

Сын Марк, жена Софья (тоже филолог) и мопс по кличке Бим. Хобби - книги и фильмы (еще немного люблю возиться с авто). Есть пара друзей с ранней юности и мама + замечательные тесть с тещей. Для жизни этого более чем достаточно, тем более, что я природный оптимист по жизни!




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

295901 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

295201 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6424101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6611221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх