В погоне за смыслами

Ходить на экскурсию в чужие жизни очень интересно, но двух часов прям достаточно, чтобы соскучиться по своей.

76730 марта 2023
В погоне за смыслами

Была на днях на иммерсивном спектакле. Иммерсивный — это когда зритель не сидит в зале, глядя на сцену, а полностью погружается в спектакль, являясь непосредственным его участником.

Нас, зрителей, попросили надеть белые маски. Это помогало идентифицировать в процессе спектакля: кто зритель, кто актёр. И там надо было ходить по разным комнатам, собирая логический смысловой паззл сюжета: что же тут происходит. Причём в разных комнатах и на разных этажах одновременно кипела жизнь, и разворачивались многочисленные сюжетные линии, и надо было ежеминутно делать выбор, куда идти, чтобы еще одну смысловую ниточку распутать...

1

Я приходила в одну комнату, и как только мне казалось, что я поняла, о чем говорят герои, спешила в другую, чтобы там тоже понять. Я подумала, что это метафора жизни: мы и актёры и зрители, и в погоне за смыслами, мы мечемся по разным комнатам и по разным этажам, заглядываем в чужие судьбы и, как ноты, скачем по разным сюжетным линиям, чтобы угадать эту мелодию, и понять, как всё устроено...

Мне было очень интересно на спектакле, и вместе с тем... нереально душно. Там, под маской, которую нельзя снимать, мне не хватало кислорода. По условиям спектакля можно было выходить из самого помещения, где проходит спектакль, сколько угодно раз, и при выходе можно уже разговаривать, включать телефоны, снимать маску, а на спектакле — тссс, и телефон выключен. Чтобы не упасть в обморок от жары, мне надо умыться. Но мне было ужасно обидно выходить из помещения, ведь пока я умываюсь, там, в театральной реальности, продолжается действо, и сюжет развивается без меня. И я не могу сказать: «Ребят, поставьте на паузу, замрите тут все, мне надо охолонуть». И опять это было удивительно знакомое чувство: когда ты вынужден заняться собой, своим здоровьем, потому что иначе вообще сойдешь с дистанции, и ты будто выбываешь из жизни на какое-то время, вываливаешься из сюжета, и очень обидно, что остальные и не заметили твоего отсутствия, и жизнь продолжается, как ни в чём не бывало, и никто и не подумал замедлиться из солидарности с тобой.

Я пришла домой под огромным впечатлением от спектакля. Как нам и обещали в самом начале: «Вы станете намного богаче после спектакля, ведь самое ценное в нашей жизни — впечатления». Дома я стала укладывать детей спать. В дверь позвонили. Кто это? Поздно же. Я с детьми одна, мы сегодня никого не ждем.

— Кто там? — я смотрю в глазок.
Извините, я ошиблась, — слышу женский голос. — Мы в соседнюю квартиру...
— Ничего.

Вижу много людей на лестничной клетке. Ну, больше трёх. Они пришли к соседу. Звонят и стучат. Открывай! Мы знаем, что ты дома! Открывай. Сосед у нас новый, я его не знаю. Эти люди не похожи на гостей. Гости — они с цветами и тортом и не ночью, а эти — нахохленные, даже злые. Или мне кажется? Через глазок толком и не видно ничего... Разборки что ли?

Сосед дверь не открывает, отвечает им что-то через закрытую...

— Как не брал? А кто? — слышу я обрывки диалога. — В смысле? Просто открой и в глаза мне посмотри... Или слабо?

Мне не по себе. Я не понимаю, что происходит, какой сейчас у меня на лестнице уровень опасности. Надо ли звонить в полицию? Вроде и не особо агрессивно всё, но явно же конфликт. А что сказать, если звонить: «У соседа гости?» Я дружу с участковым. Может, ему набрать? Но я не понимаю, по какому поводу я буду дёргать человека... И мне совсем не понятен сюжет: это семейная какая-то разборка? Там минимум две женщины. Или что?

Продолжаю наблюдение в глазок и понимаю: один спектакль у меня закончился, другой — начался, из одной реальности я перескочила в другую: только там, в театре, я смотрела через маску, а тут — через глазок... И все эти спектакли — комнаты и этажи в моей биографии.

2

Там, в театре, зрители вели себя по-разному. Кто-то, как я, метался по комнатам, отчаянно хватая обрывки диалогов и собирая смысловую мозаику, кто-то садился в одном месте и ждал, когда смыслы сами пройдут мимо, кто-то досконально изучал пространство, и даже ел еду с тарелок актёров, кто-то наоборот транзитом побегал комнаты, жертвуя возможностью погрузиться глубже, кто-то пытался быть замеченным, кто-то — наоборот. Вон сколько их, жизненных стратегий...

А ещё когда я выходила из помещения, где шёл спектакль, и шла к туалетной комнате (умыть лицо), то путь мой лежал через бар, и я поражалась, сколько зрителей абсолютно спокойно пьют коктейли, и не торопятся вернуться в действо. Да, они понимают, что многое упускают, но не бегут за ускользающей иллюзией, что ты понял все смыслы, а сидят себе на барных стульях с выражением лица: я давно успел то, что хотел успеть, а успеть всё — невозможно. И они спокойно допивали коктейли и возвращались в сюжет... То есть они выпадали из сюжета на 30 минут, а я себя корила за тридцатисекундное умывание: столько времени потеряла!

Сосед так и не открыл дверь. Гости ушли. Спектакль окончен, гаснет свет. А ещё... не знаю, как это объяснить. Зритель в том вчерашнем спектакле был как бы невидимый участник, и я за два с половиной часа спектакля... соскучилась по себе видимой. Ну, вот той, которая может говорить и проявляться, влиять, рулить и создавать свои события, и нести за них ответственность. Я и не знала, что это ценно — быть видимой. Ходить на экскурсию в чужие жизни очень интересно, но двух часов прям достаточно, чтобы соскучиться по своей.

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

67805 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

48007 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 95 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 92 человека



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Юлия Купрейкина

— психолог

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2575101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2999221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4565218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10047204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх