Защита учителя: от кого?

До конца года планируется принять готовящийся в настоящее время в Минпросвещения законопроект о защите учителя. Об этом в рамках работы на Всероссийском конкурсе «Большая перемена» заявил глава ведомства Сергей Кравцов.

108807 апреля 2023

Я пока не видел даже концепции этого закона, поэтому рассуждаю лишь теоретически. Главный вопрос, который возникает: от кого надо защищать учителя? Ответа может быть три:

— от родителей;
— от учеников;
— от бюрократии.

Начнём с родителей. Нападения родителей на педагогов случаются, но крайне редко. Теоретически можно прописать в уголовном или административном кодексе повышенную ответственность за физический вред или оскорбление. Но думаю, что ключевых проблем это не решит, поскольку они кроются в содержании общения учителей и родителей, а также в отношении общества к профессии.

Хамство и насилие со стороны учеников встречаются чаще. Современный учитель действительно поставлен не в равноправное положение по отношению к ученику. В своё время, работая учителем в вечерней школе, сознаюсь, что я выводил за шиворот хулигана из класса.

Надо, безусловно, расширить воспитательные права учителя в отношении учеников и возможности защиты дисциплины в классе от хулигана. Сейчас приказ о дисциплинарной ответственности обучающихся написан нелепо: сначала стребуй с хулигана объяснительную, затем рассмотри, вынеси ему замечание, через какое-то время при повторе - выговор и т.д.

Я думаю, что нужно облегчить процесс исключения из школы закоренелых хулиганов. Хотя хорошие педагоги находят подход и к таким детям.

Защита от бюрократии. Не уверен, имеется ли в ввиду в предложении Минпроса этот момент, но сегодня это должно стать одним из главных направлений для защиты педагога.

В советское время мой отец-директор школы не раз вступал в споры с начальником из городского отдела народного образования, и даже делал это не всегда вполне корректно, что не мешало ему сохранять должность.

Сейчас я не могу представить себе ничего подобного. Такого директора сразу уволят по пункту 2 статьи 278 трудового кодекса. Кстати, мы не раз предлагали сохранить этот пункт только для коммерческих организаций, ведь если руководитель школы ориентирован на коллектив, то это одна ситуация, если смотрит в рот начальству, то другая.

В советский период я был учителем и позже преподавателем вуза, и никогда не спрашивал у своих начальников, могу ли я пойти на радио или ТВ, не согласовывал что там могу или не могу говорить. Сейчас даже для участи педагогов в программе «От прав к возможностям», посвященной социальным правам инвалидов, я пишу письма в департаменты образования. Возникает вопрос: когда было больше свободы у педагога и от кого его нужно защищать!?

Посмотрим, какие предложения выдаст министерство. Но мы должны понимать, что вопрос достаточно сложный, мы не можем организовать защиту учителя по аналогии с полицейскими. Напоминаю, что если в полицейского бросить бумажный стаканчик, то это будет нападением. Образовательные отношения совсем другие, это не административные отношения . Главное здесь нравственно-психологический климат, а не юридические условия.

Российской современной школе остро не достаёт нормальных человеческих отношений между педагогами и детьми, и виноваты в этом не учителя, а система образования, которая заставляет педагога «тащить» почти 2 ставки, не оставляя ему время на работу с учениками.

Главная защита учителя – повышение статуса! Такой мой законопроект в Госдуме всё ещё не рассмотрен, но мы постараемся сделать всё, чтоб он был представлен.

1

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 17 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 166 человек

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1459223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

56618 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

88203 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

217527 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх