«Образы Островского бездонны»

Третий спектакль гастролей «Золотой маски» в Омске — «Волки и овцы» театра «Мастерская Фоменко» — вовсе не золотомасочный. Но не потому, что не достоин главной театральной премии страны, а потому, что появился, когда ни премии, ни фестиваля ещё не было — в 1992 году... 

135331 мая 2023

Впрочем, и этого театра ещё не было. Но была актёрско-режиссёрская учебная мастерская Петра Наумовича Фоменко в ГИТИСе. Со студентами этой мастерской он и поставил спектакль по пьесе Островского «Волки и овцы», который уже в 1993 году получил «гран-при» на международном театральном фестивале в Польше.

Студенты этой мастерской составили костяк театра, постановление московского правительства об открытии которого было издано 27 июля 1993 года. Так «Волки и овцы», родившиеся из студенческого отрывка четверокурсников, появились в репертуаре нового театра. А 26 лет назад его уже привозили в Омск, тогда он игрался в ДК Баранова. С тех пор спектакль нисколько не устарел, потому и включен в программу фестиваля «Золотая Маска» .
Фото: Ирины Шараповой

Примерно половина ролей за эти годы перешла к актёрам следующего поколения, но основной состав сохранился. С тех, студенческих, лет играют в этом спектакле Галина Тюнина (бедная родственница Мурзавецкой Глафира) и Карен Бадалов (столичный «волк» Беркутов). Вчера во время творческой встречи со зрителями они рассказали, почему спектакль живёт так долго. Оказывается, попытки остановить его уже были, но каждый раз они срывались из-за неугасающего интереса зрителей. Карен Бадалов напомнил: «Островский говорил: в моих произведениях только две проблемы — любовь и деньги. Это актуально?». Этот риторический вопрос и есть ответ на то, почему не проходит интерес к драматургии Островского и к этому спектаклю «Мастерской Фоменко».

Причём, как рассказал участвовавший во встрече директор театра Андрей Воробьёв, в разные времена зрители реагировали на одни и те же эпизоды по-разному. Например, когда-то понятия «вексель», «залог» были анахронизмом времён Островского, а потом стали понятны и современны. А Галина Тюнина отметила, что в разных городах и странах одни и те же реплики вызывают разную реакцию.
Фото: Андрея Кудрявцева

1

Фото: Андрея Кудрявцева

Впрочем, омские зрители во время спектакля реагировали аплодисментами и смехом не только на реплики, но даже на жесты и позы актёров. И это не удивительно: спектакль абсолютно живой. В нём нет попыток осовременить Островского — здесь и сценография, и костюмы соответствуют «тому» времени, но все герои воспринимаются как «свои». И не только потому, что сюжет известен, а прежде всего потому, что актёры делают видимым каждое внутреннее движение своих персонажей; показывают, как, порой, не соответствует то, о чём говорит герой, тому, что он на самом деле испытывает.
Фото: Андрея Кудрявцева

Очень тонкая и детальная проработка каждого образа, возможно, тоже результат долгой жизни спектакля: актёры до сих пор продолжают углублять характеры героев. Рассказывая об этом на встрече, Галина Тюнина отметила: «Образы Островского бездонны; глубину черпаешь от них. Дело не в том, что мы даём роли, а в том, что она даёт нам».

Важно и то, что даёт спектакль зрителю. Это и наслаждение тонким психологическим театром, где есть место и юмору, и грусти; и возможность снова и снова убеждаться в гениальности Островского; и даже потребность задуматься о современной жизни, о том, что не перевелись среди нас «волки» и «овцы», да и вряд ли переведутся. Но благодаря театру они и заметнее, и смешнее. А значит, не так страшны...

Фото: Андрея Кудрявцева

Фото: Андрея Кудрявцева

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 

Фото с творческой встречи — Ирина Шарапова.
Фото со спектакля — Андрей Кудрявцев.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

54211 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек

Записи автора




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

239601 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

243201 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5899101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6124221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх