
Феномен Аэлиты
Придумать название для своего малого, но любимого бизнеса - задача непростая.
247609 июня 2017
Название по роду занятий (например, "Парикмахерская") повергает клиентов в чёрную меланхолию. Вывеску с претензией на остроумие (скажем, "Шаловливые ручки") могут понять неправильно. А без претензии, но с юмором — не всем дано.
Выдумать с нуля, как это сделал основатель фирмы "Кодак", долго обкатывавший на языке сочетания разных звуков с его любимым "к", тоже дано не каждому.
1Остаются имена. Их много — на все вкусы. Но и тут не обходится без сложностей. Общеупотребительное имя (парикмахерская "Елена", банкетный зал "Анна") в своей римской прямоте напоминает сибирский валенок: просто, но без фантазии.
Имена вымышленные или экзотические решительно не годятся, если они в массовом сознании устойчиво ассоциируются с какой-то культурной традицией или персоной: слыша название, клиент должен вспоминать о бренде, и ни о чём другом; посторонние ассоциации не идут на пользу торговле. Поэтому "О'Брайен" нехорошо нигде, кроме ирландского паба. "Адольф" нехорошо нигде, без всяких "кроме".
К тому же в этой сфере нейминга случаются свои катастрофы — нечастые, но сокрушительные. Так хороши, так ничейны и так удобны были разнообразные имена на "-эль". Но тут пришёл Толкин с Галадриэлями, и все эти изысканные эльобразности до самых кончиков своих заострённых ушей пропитались томными эльфийскими духами и туманами.
Измыслить благозвучное и при том абсолютно нейтральное имя — задача нетривиальная. Когда Алексей Толстой сотворил Аэлиту, он, сам того не ведая, произвёл натуральную революцию в нейминге. Сколько Аэлит перевидал я на своём веку — от прачечных до ресторанов! Да что там говорить, если даже наша университетская база отдыха носит имя марсианской красавицы.
Однако Аэлиты в страшном дефиците: спрос многократно превышает предложение. Вот и приходится снова и снова обращаться к безотказным грекам и латинянам, с брезгливой придирчивостью дешёвой модницы, попавшей в сэконд хэнд, вороша старинные хитоны.
И ведь не всякая Ифигения годится нам для бизнеса, ох, не всякая! Не брать же, в самом деле, на должность Титла Компании какую-нибудь Андромаху, которая с одного боку — вылитая россомаха, а с другого — истинный андроид! Не говоря уже о том, что у неё довольно-таки сомнительное прошлое и к тому же яро-феминистская этимология.
Но самое отвратительное — когда древнегреческая девица или римская матрона, блюдя фонетическую невинность, оказывается порочной по сути. Торгуешь ли ты шаурмой или маникюришь ногти, — одним словом, сколь бы ни был твой бизнес далёк от стратосферных воспарений духа, отыщется и на тебя какой-нибудь зачуханный интеллектуал, перечитавший в детстве "Мифов Древней Греции", который при виде штендера "Парикмахерская 'Пандора'" насмешливо скривит губы и спросит едко-ироничным тоном: "Так в чём же подвох, любезный мой Зевес?".
Кстати, видел я и шаурму "Мона Лиза". Но это уже другая, ренессансная, история :-)
2Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 13 ноября 2025 года
61412 ноября 2025
В Омске собрана уникальная коллекция народной песни
58913 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
378009 ноября 2025
91007 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
188322 октября 2025
19925930135
Записи автора
«Мы сами были в чём-то виноваты, Мы сами где-то Проиграли Бой»
137614 октября 2022
151411 октября 2022
«Коты в разгаре яростной борьбы друг друга хлещут лапами по рожам...»
125410 октября 2022
Рабочий дом, или новая жизнь старых слов
277015 сентября 2022
Шесть правил хорошего лингвокреатива
199808 сентября 2022
215724 августа 2022
175606 мая 2022
1849310 апреля 2022
— журналистка
— депутат Государственной Думы
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске





























Комментарии