О памяти

Как бы под возгласы «Долой муляжи!» не смахнули немало чрезвычайно ценного, не уничтожили невосполнимое, что уже совершалось не раз в многострадальной истории нашей.

213225 июля 2017
О памяти

Капризна память человеческая, как часто то, что когда-то несказанно волновало, казалось невероятно важным и значительным, незабываемым, по прошествии всего-то трёх-четырёх десятилетий вспоминается с трудом и как-то посторонне, так что недоумеваешь — а со мною ли было? — и совсем другое, едва замеченное и между делом пережитое более полувека тому назад вспыхивает вдруг воспоминанием ярким и отчётливым, как будто случилось вчера...

Но если так обстоят дела с памятью одного человека, насколько же сложнее — с коллективной памятью! Как складывается она из порой недостоверных воспоминаний отдельных людей, преобразуется в легенды и искажается при пересказах — невольно (желанием рассказчика выявить значение события, извлечь из него моральный урок, соответствующий его, рассказчика, идеалам, гораздо менее соответствующим мировоззрению героя рассказа, чем кажется рассказчику) — и вольно, преднамеренно (о, на этот счёт — превращения фактов жизни в иллюстрацию к партийному тезису, а где факты не годятся, там их прячут под замок, и близко не подойдёшь - у русской истории богатейший опыт!).

1

Кого и как помнить, а кого забывать? По указаниям свыше.

Ну а когда нет указаний свыше, когда вроде бы стихийно, в свободном выборе — что и кого помнить, а что забыть? Как сделать, чтоб для детей твоих не остались пустым звуком имена тех, кого ты в первую очередь вспоминаешь, думая об истории родного города, например? И нужно ли об этом вообще заботиться?

Об этом как-то пыталась писать, и теперь в очередной раз захотелось продолжить — по прочтении в онлайновом журнале «ВОмске» статьи «Второй народ Омска» Сергея Демченкова:

«Ближе к закату Римской империи в вечном городе наплодилась такая прорва статуй, что их — сначала в шутку, потом и с законной гордостью — стали называть вторым народом Рима.

Рим пал.

Если кому-то кажется, что эти события не связаны, он очень заблуждается.

Когда в определённых кругах общества возникает зуд увековечения, причём не столь и важно, кого и по какому поводу — лишь бы воздвигся ещё один монумент — это свидетельство упадка.

Это значит, что в реальной жизни уже не удаётся найти прочные позитивные ценности, на которые можно было бы опереться, которые в состоянии были бы сплотить общество — вот и приходится изготавливать аксиологические муляжи».

Написано, как всё, что успела прочесть у этого автора, очень убедительно и впечатляюще. Так, что и спорные вещи проглатываешь легко. Но если задуматься… Вспомнила одну статью давнюю, присланную в «Тихоокеанскую геологию», на тему — погибнут ли грядущие цивилизации от затопления или иссушения нашей планеты. Проиллюстрированную графиком — построенная по трём близколежащим почти сливающимся (в масштабах миллионов лет) точкам данных последнего столетия кривая взмылась победно в сторону полного затопления (или наоборот — полного исчезновения воды, не помню уже). Заглянул в редакцию математик, хмыкнул, сказал «а проэкстраполируем-ка пограмотнее!», поколдовал с масштабом и цифрами, и — кривая столь же резво устремилась вниз, предсказуя нашим потомкам муки противоположного свойства.

Вернусь в масштабы времён менее отдалённых. Погибнет ли девятый (или тридцатый или энный) Рим от зуда увековечения (то бишь от избыточной обременённости памятью) или от её, памяти, недостатка — предсказать не берусь, хотя данных для такой экстраполяции неизмеримо больше, чем было их у озабоченного проблемой затопления планеты. Однако замечу, что аксиологические проблемы возникают прежде всего там и тогда, где и когда уничтожается культурная традиция.

Я ничуть не возражаю против того, что насущные проблемы бытия и быта не должны страдать от зуда увековечения, и вполне понимаю автора, когда он призывает умерить этот зуд и быть разборчивее, я только опасаюсь, как бы под возгласы «Долой аксиологические муляжи!» не смахнули немало чрезвычайно ценного, не уничтожили невосполнимое, что уже совершалось не раз в многострадальной истории нашей.

P.S. Ну а что касается судьбы памятников как таковых, то — и кажется некстати, но что поделаешь, память капризна! — вспомнила Музеон на Крымском валу и такую вот картину (см. заглавное фото).

Оригинал в ЖЖ автора.

Автор:Галина Мушинская

Фото:автора

Теги:памятникпамять


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 марта

130 юбилейных событий

130 юбилейных событий

13827 марта 2024

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

87205 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

50907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 97 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 93 человека

Родилась в 1940 году в Омске.

Училась в школе 18 города Омска. В 1955 году переехала с родителями в Новосибирск. В 1959 году поступила  во вновь открывшийся Новосибирский государственный университет (НГУ).

По окончании университета работала в Институте органической химии и Институте катализа СоАН СССР, а также в редакциях издательства СОАН СССР. С 1990 года работала в Лаборатории молекулярной биологии Медицинского центра Университета Массачусетса.

В настоящее время — на пенсии, живет в городе Линне, недалеко от Бостона (США).

Записи автора

9 мая 1945 года

182609 мая 2018

Меня зовут осенние леса

4124406 сентября 2017

Мои библиотеки

2792328 августа 2017

Возвращённый свет

223124 августа 2017

НГУ (часть 2)

247712 августа 2017

НГУ (часть 1)

265410 августа 2017


























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

3475101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

3854221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

5407218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10850204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх