Вася Пупкин сожрет все

Троллинг как основа современного киноискусства.

2498405 августа 2017
Вася Пупкин сожрет все

Существуют два фильма, которые я не смотрела.


Один – «АдмиралЪ». Мне его пересказывали умные люди. Определили как пошлую мелодраму в декорациях условной гражданской войны. Девочкам он нравится потому что про любоффь. У тех, кто всерьез занимался историей, вызывает рвотные позывы из-за множества противоречий с историческими реалиями и этой самой «любови». Абсолютно незначительный в историческом контексте факт – наличие рядом с авантюристом-кондотьером на службе у Британской короны женщины легкого поведения – превращен в чуть ли ни главный двигатель событий.

1


Второй фильм «Матильда», еще не вышел на экраны, но активно обсуждается. Судя по трейлерам, это такая же мелодрама, только в дворцовых декорациях.
Когда «АдмиралЪ» вышел на экраны, противники реабилитации Колчака поморщились, но особо не удивились.


«Переосмысление» советской истории с точки зрения «Васи Пупкина» шло все годы после краха СССР. В этом «переосмыслении» ведущую роль играла даже не целенаправленная пропаганда, а стремление «деятелей культуры» заровнять любых исторических персонажей под шаблон мировосприятия современного мещанина-потребителя, абсолютного индивидуалиста, не имеющего никаких идеалов, у которого в шкале ценностей на первом месте – деньги, на втором – бабы, на третьем – слава (причем как способ получения первого и второго).

В ироничной литературной критике это мировосприятие называется «Васей Пупкиным». Издательства, работающие в популярных жанрах, открыто рекомендуют авторам: «Пишите для Васи Пупкина, пишите так, чтобы Вася Пупкин понял мотивы героев, пишите так, чтобы Вася Пупкин им сочувствовал. Иначе популярности не дождетесь, читатель будет плеваться и называть ваш опус враньем».


Фильмов в жанре «СССР глазами Васи Пупкина» - вагон. Вася Пупкин никогда не поймет, почему солдаты шли в атаку. Он уверен, что можно идти на пулеметы только в том случае, если сзади стоят другие пулеметы, не дающие сбежать куда подальше из того места, где стреляют. Вася Пупкин прекрасно понимает Колчака, который, с его точки зрения, воевал за то, чтобы сохранить власть, славу и возможность пользовать влюбленную в него красотку. И Вася Пупкин абсолютно не понимает красных, которые воевали затем, чтобы сразу же, без передыху, начать что-то строить. А попанувать когда? Где хата с вишневым садочком, положенная победителю?


Вот с этой точки зрения и переосмыслялась в современном искусстве история СССР.
Сначала такой подход у многих вызывал эмоцию отвращения. Вообще, если уж открывать все секреты массового искусства, то самый легкий путь к известности, - это вызвать эмоцию. Какую угодно. Если будет эмоция, то произведение, вне зависимости от его художественных достоинств, станет предметом обсуждения. Оно запомнится – этими обсуждениями и эмоциями.


Где-то читала, что в деревнях существовал забавный способ фиксации границ земельных участков. Выбирали парнишку лет 7-8 из зажиточной семьи, абсолютно здорового, крепкого, приводили на межу и там пороли. Это гарантировало, что в ближайшие 50-60 лет, пока он будет жить (а выбирали именно того, кто имел шанс прожить долго), в деревне будет человек, который точно знает, где проходит межа. Потому что забыть место, где тебе было больно, невозможно.


Сильная эмоция, которую вызывает художественное произведение, - залог того, что его не забудут сразу же после выхода в свет. Даже если эта эмоция сродни рвотным позывам.
Так что 20 лет на опошлении советской истории паслись все, кому не лень.
А потом произошло страшное для «творцов».


Опошление советской истории перестало вызывать эмоции. Общество четко разделилось на «васьпупкиных» и тех, для кого СССР остался утерянным «золотым веком» именно потому, что советская идеология предполагала ценности, отличные от «хатыньки с садочком и горячей бабой под боком». Первые воспринимают опошление советских реалий не как опошление, а как нечто само собой разумеющееся. Очередная в меру забавная история в каких-то исторических декорациях. Нерон, Наполеон, Сталин – никакой разницы. Будет некто условно-великий правитель, бегающий по экрану с маловразумительными репликами по поводу каких-то там великих целей. И будет красотка возле него, страдающая из-за его великих целей. Все стандартно и предсказуемо, что, собственно, Васе Пупкину и надо. Вася Пупкин посмотрит, оценит спецэффекты, сыто рыгнет, убедившись, что и этот исторический персонаж был таким же дерьмом, как сам Вася Пупкин, и пойдет заниматься своими делами.


Женский пол чуть более восприимчив, выбить эмоцию из бабы легче, чем из мужика. Поэтому Васина баба, условная Маша Шлюпкина, может, и всплакнет по ходу действия, и скажет подружкам: «Вот и верь после этого мужикам! Он обещал ей всю Россию к ногам бросить, а в итоге все просрал, а она из-за него всю жизнь страдала и неблагонадежной числилась!» И пойдет искать своего «инженера Книпера» - потому что считает себя не дурой, страсти хороши на экране, а в реале ценнее стабильность и «хатынька с вишневым садочком».


А в итоге произведение искусства не станет событием, о нем не будут говорить… Это у нас в Омске из-за дефицита фильмов про наш город «АдмиралЪ» еще помнят, а спроси людей где-нибудь в Туле или Новгороде – так и не слышали уже о таком.


А те, кто остаются сторонниками СССР, просто перестали вестись на троллинг. Появление очередной поделки в стиле «Адмирала» вызывает лишь презрительное хмыканье и пожимание плечами: «А чего еще от этих либероидов ждать можно? Ничего нового не придумают». И – никакой реакции в информационном поле, никаких споров и обсуждений. В литературоведении есть прекрасная формулировка, которой определяется полное дерьмо, о котором и говорить не стоит: «Нет предмета для критики». То есть создатель пыжился, чего-то творил, мечтал, как все вздрогнут в возмущении, будут ругаться, сцепятся в спорах – но не о качестве произведения, с художественной точки зрения можно лажать как угодно, а в идеологических спорах по поводу, а ему: «Нет предмета для критики». Все усилия ушли в песок.


В общем, тему красных и СССР вообще наши деятели культуры изъюзали так, что она уже перестала работать как троллинг, и они начали искать новый объект для вызывания эмоций.


И обнаружилась еще одна группа, которая не является «васипупкиными», но при этом – не сторонники СССР. Это – православные монархисты.
Откуда они вообще взялись?


Тут нужно понять одну простую вещь. В России плохой климат и огромные территории. Поэтому идеал «хатыньки с вишневым садочком» на самом деле в России абсолютно не реализуем. Это в каком-нибудь Провансе реально поколениями жить припеваючи, имея домик и кусок земли, особенно если власть с тебя много не требует. В России такое отшельничество чревато смертью от голода в первую же зиму. В России есть шанс продолжиться в детях только в том случае, если есть подстраховка от всяких вполне предвиденных ситуаций – неурожай, болезнь, война, дикие звери… Взаимопомощь – хорошо и обязательно, но слишком много ситуаций, в которых одной общиной не справиться, нужна более крупная структура, нужна объединяющая сила. Поэтому любой в России ощущает необходимость централизации, полезность власти. В России индивидуализм – слишком рискованное мировоззрение.


Поэтому в российской истории получалось так, что наиболее успешными для нее были периоды, когда власть была наиболее централизованной. Период абсолютной монархии – время российской славы. Начались либеральные преобразования – Россия начала просирать все, что только можно. В СССР выстраивается новая система централизованной власти – и СССР поднимается. Начинается либерализм – СССР разваливается. Эта схема достаточно примитивна, но многих привлекает.


К тому же на самом деле историческое примирение «белых» и «красных» произошло в брежневскую эпоху. Потомки белоэмигрантов, для которых имело значение величие России, а не утерянные предками поместья, стали желанными гостями в СССР. Трагедия выбора между «красными» и «белыми» отразилась во многих художественных произведениях… Оказалось, что «торжествующий хам» дрался за величие державы, а его противник – за собственное поместье, за сохранение возможности «панувать», за «хатыньку с вишневым садочком», неизбежно превращаясь при этом в пошлого хама…
И вот этот последний факт оказался тем оселком, который потом расколол условных «белых» и дал возможность той части из них, которая не была «васипупкиными», примириться с новой Россией… Но и в СССР за счет этого менялось отношение к дворянству, этот «служилый класс» (не класс эксплуататоров-землевладельцев, а класс госслужащих, если по-современному) перестал восприниматься негативно. И его идеалы тоже – что плохого в служении державе (вне зависимости от того, двуглавые орлы или звезды на кремлевских башнях).


На этой базе и возник современный российский православный монархизм – абсолютно искусственная, вторичная, «косплейная» идеология, некое такое идеологическое фэнтези, которое отодвигает «золотой век» с эпохи СССР на эпоху абсолютной монархии. Но на безрыбье и рак рыба. Для тех, кто боится принять как цель возвращение идеалов социализма, сойдет и православный монархизм. В конце концов, идея служения, которая дает смысл жизни, есть и там, и там.


Однако православные монархисты сегодня – очень удобный объект для троллинга. Они еще не привыкли к тому, что либеральные деятели искусства «тыкают палочкой» их больные места. Мало того: либералы и националисты обычно выступают рука об руку, они едины в ненависти к социализму и в стремлении пробраться к кормушке власти. А разницу между национализмом и православным монархизмом практически не уловить…
В общем, такой подставы, как фильм в стиле Васи Пупкина «про любоффь» с персонажами, носящими те же имена, что и «символы веры» православных монархистов, эти ребята не ждали.


Они же верующие! У них же, в отличие от всяких атеистов-коммунистов, есть чувства!
«И очень хорошо, что есть, - сыто рыгает творец Вася Пукин. – Значит, вы своими возмущенными воплями обеспечите мне эмоцию и известность».


Однако вот что интересно. Пока шел троллинг сторонников СССР, православные монархисты не чувствовали опасности опошления истории. Наоборот, размахивали трупами царских дочерей как свидетельством преступности всего, что было в России после семнадцатого года, обеспечивали конфликт и невозможность здравых рассуждений, нагнетали эмоции. Теперь, когда начался троллинг по поводу того, что «святые страстотепцы» были не так уж святы, оказались в идиотском положении. Потому что не святость этих страстотепцев – исторический факт. Правда, размахивать трупами задавленных на Ходынке или расстрелянных на Лене никто не станет – глупо подыгрывать Васе Пупкину.


Потому что Вася Пупкин сожрет все – любую эмоцию, любое мнение. Ему только этого и нужно.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 104 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 97 человек

Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…

В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.

Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

204519 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

433701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

434601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

7819101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх