Опыт создания катарсического сюжета

Год назад я была в Париже. И со мной случилась такая мистическая история.

66928 сентября 2017
Опыт создания катарсического сюжета

Мы жили на Монмартре, возле храма Сакре-Кёр (святое сердце). Мне очень нравилось ходить к храму рано утром, зайти в огромный красивый храм, потом посидеть в парке на скамейке, глядя с холма на древний город. Необычайные и пронзительные состояния приходили ко мне в эти минуты. И вот одним из таких утр я вдруг почувствовала, что со мной на скамейке кто-то сидит. Я повернулась, но никого не было. А ощущение было.

Я спросила внутри себя: «Кто ты?»

И почувствовала ответ: «Маленький Принц…»

«Романтизьм какой-то, елки-палки», — подумала...

Но вернувшись, я начала перечитывать Экзюпери, его биографию и книги, которые я не прочла ранее…

А был тогда у меня в жизни такой момент непростой. Ряд моих ближайших друзей и соратников в театре вдруг резко отвернулись от меня и нашего совместного пути. Перечёркивая ценность всего того, чем мы жили последние несколько лет, что вместе строили и создавали. У каждого была для этого какая-то причина, и по-человечески я могла их понять, но чувствовала себя так, будто получила под дых и из под ног ушла опора. Не столько даже из-за того, что помощники ушли. Сколько из-за потери веры в близких людей. Я строю свой мир прежде всего на отношениях и вот ситуация мне показывает, что главная моя ценность оказалась иллюзией…

Но ведь я твёрдо знаю, что сама создаю свою вселенную, значит это моя ошибка. Но в чём она? В доверии? В пути? Должна ли я замкнуться и, полагаясь только на себя, двигаться дальше? Но куда дальше, если всё о чём я говорила в театре – это ценность любви, ценность близких людей, иллюзорность ценностей воли и ума по сравнению с ценностями сердца…

Я была очень слаба морально тогда. И в этот момент в моей жизни появляется Экзюпери.

Сначала он меня привлёк созвучностью. Такая же предельно-романтическая вера в Дружбу. В Человека. В путь Действенного Художника. Который совершает поступки, а не просто болезненно отражает несовершенство жизни.

Потом он стал меня настораживать слишком пафосными интонациями. Особенно, когда я углубилась в факты его биографии и прочла дневник его многострадальной жены… И потом, углубляясь в его жизнь, я всё качалась от раздражения до восхищения.

Я увидела красивого человека, прекрасную, трепетную душу. Высокую одарённость, благородство, глубинную нравственность, легендарное мужество, необусловленные никакими внешними обстоятельствами ум и восприятие. Честность, верность, умение быть собой, могучий интеллект и нежнейшее сердце.

А также глухой эгоизм, высокомерие, морализаторство, безответственность в отношении своей жизни и жизни близких, врученных ему судьбой людей…

И всё же красивый…

Его судьба закончилась трагично. Это не история с хорошим концом. Но это светлая история. Стало очевидно, что я хочу её рассказать. Но как? Ведь явно, что пришёл он ко мне не просто так, а с посланием для меня.

И для моих зрителей.

О чём же это послание. Первое, конечно, — это гневное обвинение предателей, слабости характера, эгоизма и глухости. У Экзюпери этого полно. Но совесть не позволила мне развить эту тему.

Обвиняя кого-то в своей слабости я ухожу от возможности расти… Не все могут вырасти прямо сейчас и рядом со мной… но я могу сеять эти семена и отпускать…

Итак, я в пустыне. Мой самолёт потерпел крушение.

Из чего состоит моя пустыня? Пространство вокруг себя я воспринимаю через людей. Поле взаимоотношений. И оно оказалось опустошённым.

Общее поле

Я вижу как люди вокруг просто потакают своим страхам, обрекая себя на унылое существование… Это их выбор, почему меня это задевает? Как это проживает Экзюпери? Где здесь выход?

И вот возникает тема НЕЖНОСТИ к слабому человеку. Фонарщик. Он же чиновник в случайном автобусе. Человек ОБРЕЧЁННЫЙ на унылое бытовое существование в плену обусловленности. Экзюпери жалеет его, того который даже не знает, что его нужно жалеть. Боже, какая нежность была в этом его «никогда уже не проснётся в тебе музыкант или художник или астроном, который, быть может, жил в тебе когда-то…» Он так любит и так сочувствует этой нераскрывшейся Божьей Искре, что даже готов взять вину на себя, за то что «не схватил тебя вовремя и не удержал…». Я слышу, зал на спектакле всегда неровно дышит в этот момент. А когда фонарщик рассказывает о том, что вращение его планеты не даёт ему ни малейшего шанса отдохнуть, вдруг возникают нервные смешки…

Близкое поле

Тема Дружбы – для меня главная на момент создания. Друг ушёл. Песок засыпает фотографию Гийоме… этот пронзительный момент родился именно потому, что я остро переживала похороны своей дружбы… Но как пережить потерю человека? Экзюпери идёт на северо-запад — в том напралении, которое спасло когда-то его друга... Значит ли это, что нужно отыскать то ГЛАВНОЕ, что было в ваших отношениях и не терять это, даже если остался один?… «Идти в ту же сторону»...

Ближайшее поле

Самые близкие в жизни отношения приносят самые тяжёлые разочарования. Как их пережить? Маленький Принц говорит: «Не нужно ничего ждать от цветка — просто дышать его ароматом». Нужно помнить о том, что дают тебе связи, а не о том, чего не дали… В первом варианте спектакля я много внимания уделила конфликту Консуэло и Антуана, но потом я переместила акцент. Ведь несмотря ни на что, Экзюпери и его жена остались вместе… Главное — переместить акцент… И вот уже молитва и любовь Консуэло даёт силы Антуану идти сквозь жгучее солнце.

Что же выводит из Пустыни?

Когда ты один и разбит твой самолёт. Ты не веришь в Дружбу, в людей, и даже близкие отношения трещат по швам — где взять силу, где этот источник, который поставит тебя на ноги? Я читала и перечитывала дневники Экзюпери и нашла этот момент, где он описывает свои ранние воспоминания: «В этом доме я родился, память моя полна его запахами, прохладой его прихожих, голосами, что звучали в его стенах...» Когда я перечитывала его, я почему-то всегда плакала. Не понимая почему. И вот моя подруга талантливая певица записала для спектакля старинную французскую колыбельную. Я слушаю её и какие то струнки — живые, чистые звучат во мне. Этот СВЕТ, который присутствует В ИСТОКЕ самой жизни. Который выражается только через безграничную материнскую нежность и бескрайнюю преданность ребёнка. Через свечение бытия в каждом его малейшем проявлении…

И вот я возвращаюсь на свою планету.

И маленькие радости вновь наполняют мою жизнь…

«Рано утром мы отправимся в город. Иные маленькие бистро на рассвете уже открыты…» . Я исцеляю свои раны. Экзюпери на сцене тоже.

Надеюсь зритель в зале тоже смог пройти с нами этот путь.

Оригинал — в паблике Омского авторского театра «Данделионы».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

21.11.2017

Услугами какого мобильного оператора вы предпочитаете пользоваться?

Уже проголосовало 115 человек

29.09.2017

Как вы относитесь к возможному росту тарифа на тепло при переводе ТЭЦ с угля на газ?

Уже проголосовало 335 человек

Художник пространства, Театр «Данделеоны», режиссура театра и кино, практика и преподавание йоги, психологические тренинги, консультации по личностному росту, коучинг, создание центра обучения, организация процессов расширения сознания, творчество...

Записи автора



Блог-пост

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Нателла Кисилевская

— Журналистка

Евгения Лифантьева

— журналист, писатель, блогер

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Дочь омского журналиста Игоря Буторина снялась в фильме Мартина Скорсезе

Светские хроники

Дочь омского журналиста Игоря Буторина снялась в фильме Мартина Скорсезе

В картине «Ирландец» играют Роберт Де Ниро, Аль Пачино , Бобби Каннавале и Джо Пеши.

44812 декабря 2017
Игорь Меркулов: как две маленькие девочки победили дайвинг и горные лыжи

Кредо

Игорь Меркулов: как две маленькие девочки победили дайвинг и горные лыжи

Как воспитывать дочерей, от мала до велика, учиться скорочтению и мечтать о путешествии в Индонезию: стиль жизни банкира – в откровенных диалогах и искренних признаниях.

166903 декабря 2017
Сергей Мизя: когда инженер отправляется на рыбалку…

Хобби

Сергей Мизя: когда инженер отправляется на рыбалку…

Директор компании «Коминформ» Сергей Мизя рассказал «ВОмске», как инженерное образование и конструкторская смекалка помогли в его увлечении рыбалкой.

1417213 ноября 2017
Как актриса Маша Коптева решила стать продюсером

Хобби

Как актриса Маша Коптева решила стать продюсером

...и теперь самостоятельно арендует Концертный зал, организует концерт известного артиста, параллельно испытывает легкое разочарование, но не утрачивает энтузиазма. Бонусом – о театральных буднях и значении своей татуировки.

 

202910 ноября 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске





Новости smi2.ru
Наверх