Китай широкими глазами. Часть шестая

Крайняя западная точка нашего маршрута — загадочная Shangri La, отбытие из которой станет первым шагом на пути возвращения домой.

154216 октября 2017
Китай широкими глазами. Часть шестая

Загадочная она не потому, что этот район называют Малым Тибетом и проходящая здесь трасса — это дорога на Лхасу. А лишь потому, что по внутренним ощущениям она может быть другой, в меньшей степени китайской. Можно будет повсеместно наблюдать присутствие тибетского этнического компонента и элементов его культуры. Но в каком качестве он предстанет здесь перед нами после стольких лет коммунистического режима... в таком и предстанет. Странная форма ответа, однако весьма в контексте локального духовного дискурса.

1

Зная про ужасы полувековой давности, когда на крыше мира китайцы наводили свои порядки ценой крови тибетского народа, весьма удивительно встречать дублирующие надписи в названиях улиц и нехарактерные для остальной части страны архитектурные формы. Песочные оттенки, обилие резных наружных деталей, образующие трапецию стены с парой маленьких окон, расположенных на разных уровнях и, конечно же, символику, испачканную фашистами, но не утратившую оттого своего сакрального смысла. Разноцветные молитвенные флажки вместо алых фонарей, дух свободы и плач снежного льва между строк в звуках мантры.

Видимо, нельзя изменить насильно то, что воспроизводило себя веками. И не всякое дерево пустит корни на каменистом склоне, а тем более подарит плод. Хотя в Сибири китайские фермеры определенно лидируют и недооценивать адаптивность системы точно не стоит. За первое впечатление в духе импрессионизма городок получает... красную звездочку.

Выдержанный колорит и живучесть его бытовых форм выглядят весьма правдиво. Сейчас, конечно же, всё это нужно переводить в денежный эквивалент, но сомневаюсь, что сморщенные бабули перебирают чётки и носят причудливые головные уборы из этих соображений. Однако, бесчувственный спрут коммерциализации всё же запустил свои щупальца в труднодоступные районы. Тут главное — не упустить момент, успеть, пока власть денег не стала абсолютной. А дело к тому идёт. Окраину в историческом центре активно перестраивают под витрины, но всё ещё есть кварталы, где можно бродить в одиночестве, встречая сизые сумерки.

Жить и просыпаться в старом городе — одно удовольствие. Особенно в той его части, где расположены уютные, часто закрытые бары для друзей. Вечер согревает мажорная гитарная лирика из окна напротив, а утро, пусть цифровая, но всё же служба, проходящая в храме на вершине холма, где посетители дружно вращают молитвенный барабан высотой с пятиэтажный дом. Честно признаться, рьяный исследовательский порыв потерял свою первоначальную силу и хотелось просто быть, позволяя течению жизни приносить к берегу тихие радости. Когда остаётся только кивать в знак одобрения, мол, так и должно быть.

Вот уже как года два мечтаю организовать мастер-класс по каллиграфии, но среди знакомых в этой области никого. А тут мало того, что институт тибетский живописи за углом, так ещё и соседка в комнате напротив проходит в нём курс обучения. И пусть с первой попытки вымученная «ом мани пеме хунг» не отличается стройностью, пусть дрожит и вязнет упрямая кисть, прикасаясь к бумаге, открываю нечто совершенно новое для себя.

Одна из главных достопримечательностей — некогда крупнейший в этой области монастырь Sumtseling. Правда на всех подступах к нему заградительные посты-кассы и даже взглянуть из-за стены не позволительно. Тогда уж пусть называют всё своими именами. Музей, центр искусства или памятник архитектуры, но только не так, как есть. Поговаривают, что китайцы из ненависти даже своего Далай Ламу назначили, тем лишь укрепив позицию правды.

В поисках того, что бесполезно с точки зрения организации групп, поднимаемся на холм, отмеченный на карте храмом сотни куриц. Почти безлюдный, немного запущенный он стал домом для нескольких десятков пернатых, чья жизнь показалась отражением нашей, где стремление быть сытым и доминировать занимают большую часть времени. Вот напыщенные петухи в расцвете сил вышагивают и задирают друг друга, а вот ощипанный стареющий белый их собрат прячет голову под крыло и, наверное, не переживёт эту зиму. Реалии очень контрастны.

Редким исключением из общего правила стал природный парк Napahai, работники которого, вероятно, решили проигнорировать понедельник или же нам удалось случайно найти «мышиную тропку» и проскользнуть незамеченными на бесшумном электрическом скутере. В силу своих климатических особенностей данная местность очень напоминает родные края, тоска по которым ширится день ото дня. И только житейские трудности, как то буксировка севшего мопеда в горку, скучать не дают. Здесь, как нигде, чувствую себя вдали от дома и, честно признаюсь, считаю дни до встречи. Насобирал дров в проулке, заломал старое сухое деревце и затопил печь во дворе, предназначенную для обогрева только в холодное время года. Затопил не для тепла, а чтобы смотреть на огонь, вдыхать едкий дым, слушать потрескивание, представляя друзей сидящими вокруг. Скоро свидимся.

И всё же горы обладают особым магнетизмом. Священные тем более. Для большинства ещё и потому, что можно заполучить в архив пару снимков, воспользовавшись подъёмником. Ну, а тропа, отмеченная на карте, конечно же, на реконструкции, заверят «заботливые» сотрудники. Даже если это русло реки, которой становится ручей в дождливый сезон. По разнокалиберной россыпи шероховатых валунов только лес спускают на яках и те, кому не сидится в кабинке, карабкаются пыхтя. Порой сами не понимают зачем. Но встречая бодро шагающего на звук колокольчика в поисках отбившейся от стада коровы дедушку, которому навскидку восемьдесят, задаются вопросом, отчего он так светится. От счастья, надо полагать.

Оригинал во ВКонтакте.

Автор:Антон Панькин

Фото:автора

Теги:Китайтуризм


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Рада Маевская

— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

256901 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

258001 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6050101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6265221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх