Явление Коляды народу

Спектакль получился далеко не высшей интеллектуальной пробы. Скорее — литературно-песенный балаган, обильно сдобренный плясками.

3721330 октября 2017
Явление Коляды народу

Под занавес фестиваля «Молодые театры России» к омичам нагрянул Коляда со «Стульями». «Солнце российской драматургии» взяло на себя смелость пересказать знаменитый роман Ильфа и Петрова. Дело, прямо скажем, неблагодарное и рискованное. Особенно после Леонида Гайдая и Марка Захарова.

У Коляды получился спектакль далеко не высшей интеллектуальной пробы. Скорее литературно-песенный балаган, обильно сдобренный плясками. Ну, как в шалмане на Одесском Привозе. Или в клубе Железнодорожников. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Возможно, именно так и должна выглядеть комедия для народа.

29 октября события развивались стремительно. В 9 утра оглушительный паровозный гудок ознаменовал прибытие в наш славный театральный город непобедимого и легендарного «Коляды-театра». Екатеринбургские борцы с «культурной цингой» в составе 32 человек высадились на перрон с благим намерением – показать Омску новое прочтение романа, написанного, если вы помните, на спор бывшим сотрудником одесского уголовного розыска и журналистом. Третья столица терялась в догадках, каким он будет - витамин для народа от Коляды?

В 12:00 уральский мастер, в неизменной тюбетейке, сшитой мамой его ученицы Ярославы Пулинович, в ярком свитере с восточным орнаментом, предстал пред светлые очи публики, жаждущей засвидетельствовать своё почтение режиссёру, при жизни ставшему классиком.

О Коляде, мужественно отстоявшем «от ментов и бандитов» свои детища в Екатеринбурге и Москве, в народе бродят легенды. Вдобавок к существующим Николай Владимирович присовокупил пару-тройку и, не таясь, рассказал про нелёгкую «жизнь и судьбу» частного театра, имеющего «наглость» жить и не загнуться в недрах государства, коему на провинциальных скоморохов плевать с высокой колокольни.

Николай Коляда — по жизни боец. Надо до смерти любить театр, чтобы не опустить руки, когда сначала земляки-ублюдки топорами рубят сцену и заливают масляной краской костюмы, потому что им захотелось открыть ресторан в том же помещении, где он репетирует и играет спектакли, а потом Первопрестольная даёт увесистый пинок под зад, выкинув весь нехитрый актёрский скарб из театра Труда прямо на улицу.

Критик Олег Лоевский, представлявший режиссёра публике, был немногословен по этому поводу. В Москве всё проходило по екатеринбургскому сценарию: «Стрельба из автоматов, спиливание замков, голодовка. Всё, как Коля любит».

Человеку интересны две вещи – сплетня и метафизика, сиюминутное и неподвластное времени. Поэтому даже Википедия не преминула мне сообщить про инцидент в аэропорту Кольцово 14 января 2014 года, когда Мастер был снят с рейса ввиду нетрезвого состояния. Но какое нам дело до сплетен? Мы же о высоких материях, о театре! Для нас Николай Коляда — прежде всего, автор 93 пьес, переведённых едва ли не на все языки мира, театральный режиссёр и педагог. Самые известные молодые драматурги России: Василий Сигарев, Олег Богаев, Ирина Васьковская, Ярослава Пулинович, Светлана Баженова и многие другие — «птенцы гнезда Колядова». Вот и свой новый в театр в Москве в январе этого года он открыл с одним единственным условием — чтобы в нём ставились пьесы только уральских драматургов. «Хочу, — говорит режиссёр, — чтобы молодые «засветились». В Москве их боятся: «Это не для сцены, это чернуха и порнуха». Я так не считаю. В России очень важно вовремя погладить по голове и похвалить. Иначе был драматург — и нет драматурга»…

«Когда я начал писать, от меня отвернулись все друзья, — неожиданно вспомнил столичную молодость Коляда. — Помню, напечатали мою первую пьесу «Игра в фанты». Я шёл по Литературному институту, а мне навстречу, не скрывая улыбок, бежали знакомые, нежно обнимали и, похлопывая по плечу, радостно сообщали: «Ну, что, старик, а пьеса-то твоя — говно»! Я обивал пороги редакций «Нового мира», «Октября», «Невы» со своими рассказами, но мне отвечали неизменное: «Это обочина жизни. До свидания!» И вот прошло 30 лет. Я собрал все ненапечатанные рассказы и, не редактируя, включил их в первый том собрания сочинений. Через какое-то время мне позвонили и сообщили, что я, оказывается, написал гениальные вещи, за которые мне присуждают Литературную премию имени Бажова — самую крупную за Уралом. Я рыдал, как пацан». К чему теперь ложная скромность, когда у Коляды вот-вот выйдет 12-й том.

Насчёт творческого процесса автор-многостаночник говорит начистоту: «Я не знаю, как писать пьесы. Начинающим говорю так: «На листе слева пишем, кто говорит, справа — что говорит. Немножко ума. Немножко сердца. Любви к театру. И обязательно мысль, которую вы хотите донести до людей. Не надо писать умное, но мёртвое, которое хочется сжечь и забыть. (Причём, Коляда так и делает, и студенты не обижаются). Писать надо для сегодняшнего театра, каким бы гадким он ни был». А ещё всем своим ученикам он советует: «Пишите про нашу замечательную Родину!»

Руководитель частного театра имени себя Николай Коляда — из числа тех редких людей, про которых говорят «сам себя сделал». В 1973-м после восьмого класса паренёк из деревни Пресногорьковки Кустанайской области приехал поступать в Свердловское театральное училище, потому что ему казалось: все артисты — богатые и знаменитые. Спустя несколько десятков лет его фамилия разноцветными лампочками засияла на улице Ленина в самом центре Екатеринбугра. Коляду ставят в Англии, Франции, Италии, Германии, США и даже Австралии. Его театр с неизменным успехом гастролирует по Европе. Нынче вот приглашали в Америку — жаль, не вышло с визами. Больше никому и ничего не надо доказывать. Но в родном Екатеринбурге труппа играет на износ. В минувшем августе дали 75 спектаклей, в сентябре и октябре — по 77. Причём, в пятницу, субботу, воскресенье актёры выходят на сцену утром, в обед и вечером. И в зрительном зале не сидят три сестры и дядя Ваня, а всегда аншлаг. И все 16 лет «Коляда-театр» что называется «живёт с билетов».

«Рабочий человек из крестьянской семьи» открыто призвал присутствующую на встрече с ним молодёжь не верить театральным критикам, не бояться открывать дверь ногой в чиновничьи кабинеты и просить — ходить с протянутой рукой ради Театра. «Бедности не надо стесняться — бойтесь быть убогими!» — напутствовал режиссёр. Для примера вспомнил, как «на заре туманной юности» ничтоже сумняшеся рылся в помойке, искал костюмы для будущего спектакля, а рядом бомж копошился. И вот посмотрел, говорит, на меня этот бомж так пристально и с пониманием: «Чё, братан, тоже прижало?»

Несколько лет назад «Коляда-театр» уже удивлял Омск театральный «Гамлетом». На нынешнем форуме уральский самородок презентовал премьеру, ставшую полгода назад «главным событием в театральной жизни Екатеринбурга». «Новый взгляд» режиссёра на старый роман сделал главным героем инсценировки Кису Воробьянинова.

Свои «12 стульев» Коляда честно назвал «чёрным хлебом» — спектаклем, на котором театр зарабатывает деньги. Мэтр также объявил, что Омск, увы, не увидит Ипполита Матвеевича в его исполнении — Коляда будет торговать в фойе своими книгами и разного рода безделицами и зарабатывать деньги для своего театра. 120 человек не должны остаться без зарплаты!..

…В переполненном зале яблоку негде было упасть. Приставных стульев и кушеток было больше, чем театральных кресел. Мысленно напевая старинную советскую песенку: «Друзья! Тревоги и заботы/ Сегодня сбросьте с плеч долой -/Чем тяжелей была работа,/ Тем краше день твой выходной!» я усаживалась в кресло, намереваясь в течение заявленных в программке трёх часов и двадцати минут созерцать «бытие театральных апостолов». В 19:00 труппа «Коляда-театра» взошла на сцену «Пятого театра» и приступила к творчеству.

Под кумачовыми лозунгами «Мы победим» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» затрепетали лоскутные одеяла, замяукали драные тряпичные кошки неизвестных пород, замелькали платки, платья, боа, чулки, перья. С места в карьер пошли в ход традиционные для режиссуры Коляды песни и пляски. «Цыплёнок жареный», и «Лимончики», и «Тётя Хая», и «Чемоданчик», и что-то революционное, и какая-то цыганщина. Пронзительный свист и художественной улюлюканье заставили немного напрячься, но вовремя вспомнила слова уральского мастера: «Театр — это развлечение. Люди приходят в театр за радостью, платят деньги за это, поэтому очень важно ориентировать театр на публику и делать шоу». Если шоу, тогда всё понятно. Вот зачем весь этот балаган со скоморохами. Но к чему столько песен и плясок?! По поводу и без. Явный перебор.

Остапа не то чтобы «несло» — он переигрывал. У товарища Бендера роль — каждое слово давно растащили на цитаты. Позади меня расположились две дамы, которые вперёд актёра произносили его текст наизусть, не пользуясь первоисточником.

Когда сидишь и невольно сравниваешь происходящее на сцене с фильмами, с виртуозной игрой Филиппова, Папанова, Миронова, Крачковской, говорить о режиссёрской удаче как-то не приходится…

В течение первого действия меня столь обильно окормляли вокальными и танцевальными номерами и не самой удачной актёрской игрой, что в антракте я, каюсь, ретировалась. Возможно, дальше имело место быть более глубокомысленное действо. Но в тот момент я, как герои романа, сказала себе: «Мы чужие на этом празднике жизни».

Никого не хочу обидеть. Наверняка многим ЭТО понравилось. Наверное, у уважаемого Николая Коляды есть серьёзные, глубокие постановки. Не знаю, не видела. Но то, что довелось посмотреть, напоминало, скорее, литературно-музыкальный балаган (в хорошем смысле этого слова) по роману «12 стульев».

Занавес!

Автор:Оксана Дубонос

Фото:стоп-кадр с видео

Теги:рецензиятеатр

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

21.11.2017

Услугами какого мобильного оператора вы предпочитаете пользоваться?

Уже проголосовало 22 человека

29.09.2017

Как вы относитесь к возможному росту тарифа на тепло при переводе ТЭЦ с угля на газ?

Уже проголосовало 251 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



Блог-пост

Елена Агафонова

— топ-менеджер

Нателла Кисилевская

— Журналистка

Сергей Демченков

— Филолог

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Глава «Компура» Галаванов стал официальным претендентом на пост президента ООСП

На прошедшем вчера заседании Координационного совета Омского областного Союза предпринимателей было выдвинуто две кандидатуры.

56624 ноября 2017

Стиль жизни

Сергей Мизя: когда инженер отправляется на рыбалку…

Хобби

Сергей Мизя: когда инженер отправляется на рыбалку…

Директор компании «Коминформ» Сергей Мизя рассказал «ВОмске», как инженерное образование и конструкторская смекалка помогли в его увлечении рыбалкой.

863213 ноября 2017
Как актриса Маша Коптева решила стать продюсером

Хобби

Как актриса Маша Коптева решила стать продюсером

...и теперь самостоятельно арендует Концертный зал, организует концерт известного артиста, параллельно испытывает легкое разочарование, но не утрачивает энтузиазма. Бонусом – о театральных буднях и значении своей татуировки.

 

149110 ноября 2017
Два острова Татьяны и Андрея Семикиных

Story

Два острова Татьяны и Андрея Семикиных

Мадагаскар и Маврикий посетили Андрей и Татьяна Семикины в рамках деловой туристической поездки. Двухнедельное путешествие нарисовало картину, полную контрастов…

733109 ноября 2017
Андрей Никитенко: «Школа как таковая и не нужна, учить можно и на пеньке…»

Откровенная история

Андрей Никитенко: «Школа как таковая и не нужна, учить можно и на пеньке…»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История шестая, от Андрея Никитенко, основателя новой русской деревни «Аз Градъ», отца четверых детей и деда троих внуков – о том, почему для своих детей он не стал выбирать школу, а предпочел создать ее сам.

82503 ноября 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Новости smi2.ru
Наверх