Явление Коляды народу

Спектакль получился далеко не высшей интеллектуальной пробы. Скорее — литературно-песенный балаган, обильно сдобренный плясками.

4117330 октября 2017
Явление Коляды народу

Под занавес фестиваля «Молодые театры России» к омичам нагрянул Коляда со «Стульями». «Солнце российской драматургии» взяло на себя смелость пересказать знаменитый роман Ильфа и Петрова. Дело, прямо скажем, неблагодарное и рискованное. Особенно после Леонида Гайдая и Марка Захарова.

У Коляды получился спектакль далеко не высшей интеллектуальной пробы. Скорее литературно-песенный балаган, обильно сдобренный плясками. Ну, как в шалмане на Одесском Привозе. Или в клубе Железнодорожников. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Возможно, именно так и должна выглядеть комедия для народа.

1

29 октября события развивались стремительно. В 9 утра оглушительный паровозный гудок ознаменовал прибытие в наш славный театральный город непобедимого и легендарного «Коляды-театра». Екатеринбургские борцы с «культурной цингой» в составе 32 человек высадились на перрон с благим намерением – показать Омску новое прочтение романа, написанного, если вы помните, на спор бывшим сотрудником одесского уголовного розыска и журналистом. Третья столица терялась в догадках, каким он будет - витамин для народа от Коляды?

В 12:00 уральский мастер, в неизменной тюбетейке, сшитой мамой его ученицы Ярославы Пулинович, в ярком свитере с восточным орнаментом, предстал пред светлые очи публики, жаждущей засвидетельствовать своё почтение режиссёру, при жизни ставшему классиком.

О Коляде, мужественно отстоявшем «от ментов и бандитов» свои детища в Екатеринбурге и Москве, в народе бродят легенды. Вдобавок к существующим Николай Владимирович присовокупил пару-тройку и, не таясь, рассказал про нелёгкую «жизнь и судьбу» частного театра, имеющего «наглость» жить и не загнуться в недрах государства, коему на провинциальных скоморохов плевать с высокой колокольни.

Николай Коляда — по жизни боец. Надо до смерти любить театр, чтобы не опустить руки, когда сначала земляки-ублюдки топорами рубят сцену и заливают масляной краской костюмы, потому что им захотелось открыть ресторан в том же помещении, где он репетирует и играет спектакли, а потом Первопрестольная даёт увесистый пинок под зад, выкинув весь нехитрый актёрский скарб из театра Труда прямо на улицу.

Критик Олег Лоевский, представлявший режиссёра публике, был немногословен по этому поводу. В Москве всё проходило по екатеринбургскому сценарию: «Стрельба из автоматов, спиливание замков, голодовка. Всё, как Коля любит».

Человеку интересны две вещи – сплетня и метафизика, сиюминутное и неподвластное времени. Поэтому даже Википедия не преминула мне сообщить про инцидент в аэропорту Кольцово 14 января 2014 года, когда Мастер был снят с рейса ввиду нетрезвого состояния. Но какое нам дело до сплетен? Мы же о высоких материях, о театре! Для нас Николай Коляда — прежде всего, автор 93 пьес, переведённых едва ли не на все языки мира, театральный режиссёр и педагог. Самые известные молодые драматурги России: Василий Сигарев, Олег Богаев, Ирина Васьковская, Ярослава Пулинович, Светлана Баженова и многие другие — «птенцы гнезда Колядова». Вот и свой новый в театр в Москве в январе этого года он открыл с одним единственным условием — чтобы в нём ставились пьесы только уральских драматургов. «Хочу, — говорит режиссёр, — чтобы молодые «засветились». В Москве их боятся: «Это не для сцены, это чернуха и порнуха». Я так не считаю. В России очень важно вовремя погладить по голове и похвалить. Иначе был драматург — и нет драматурга»…

«Когда я начал писать, от меня отвернулись все друзья, — неожиданно вспомнил столичную молодость Коляда. — Помню, напечатали мою первую пьесу «Игра в фанты». Я шёл по Литературному институту, а мне навстречу, не скрывая улыбок, бежали знакомые, нежно обнимали и, похлопывая по плечу, радостно сообщали: «Ну, что, старик, а пьеса-то твоя — говно»! Я обивал пороги редакций «Нового мира», «Октября», «Невы» со своими рассказами, но мне отвечали неизменное: «Это обочина жизни. До свидания!» И вот прошло 30 лет. Я собрал все ненапечатанные рассказы и, не редактируя, включил их в первый том собрания сочинений. Через какое-то время мне позвонили и сообщили, что я, оказывается, написал гениальные вещи, за которые мне присуждают Литературную премию имени Бажова — самую крупную за Уралом. Я рыдал, как пацан». К чему теперь ложная скромность, когда у Коляды вот-вот выйдет 12-й том.

Насчёт творческого процесса автор-многостаночник говорит начистоту: «Я не знаю, как писать пьесы. Начинающим говорю так: «На листе слева пишем, кто говорит, справа — что говорит. Немножко ума. Немножко сердца. Любви к театру. И обязательно мысль, которую вы хотите донести до людей. Не надо писать умное, но мёртвое, которое хочется сжечь и забыть. (Причём, Коляда так и делает, и студенты не обижаются). Писать надо для сегодняшнего театра, каким бы гадким он ни был». А ещё всем своим ученикам он советует: «Пишите про нашу замечательную Родину!»

Руководитель частного театра имени себя Николай Коляда — из числа тех редких людей, про которых говорят «сам себя сделал». В 1973-м после восьмого класса паренёк из деревни Пресногорьковки Кустанайской области приехал поступать в Свердловское театральное училище, потому что ему казалось: все артисты — богатые и знаменитые. Спустя несколько десятков лет его фамилия разноцветными лампочками засияла на улице Ленина в самом центре Екатеринбугра. Коляду ставят в Англии, Франции, Италии, Германии, США и даже Австралии. Его театр с неизменным успехом гастролирует по Европе. Нынче вот приглашали в Америку — жаль, не вышло с визами. Больше никому и ничего не надо доказывать. Но в родном Екатеринбурге труппа играет на износ. В минувшем августе дали 75 спектаклей, в сентябре и октябре — по 77. Причём, в пятницу, субботу, воскресенье актёры выходят на сцену утром, в обед и вечером. И в зрительном зале не сидят три сестры и дядя Ваня, а всегда аншлаг. И все 16 лет «Коляда-театр» что называется «живёт с билетов».

«Рабочий человек из крестьянской семьи» открыто призвал присутствующую на встрече с ним молодёжь не верить театральным критикам, не бояться открывать дверь ногой в чиновничьи кабинеты и просить — ходить с протянутой рукой ради Театра. «Бедности не надо стесняться — бойтесь быть убогими!» — напутствовал режиссёр. Для примера вспомнил, как «на заре туманной юности» ничтоже сумняшеся рылся в помойке, искал костюмы для будущего спектакля, а рядом бомж копошился. И вот посмотрел, говорит, на меня этот бомж так пристально и с пониманием: «Чё, братан, тоже прижало?»

Несколько лет назад «Коляда-театр» уже удивлял Омск театральный «Гамлетом». На нынешнем форуме уральский самородок презентовал премьеру, ставшую полгода назад «главным событием в театральной жизни Екатеринбурга». «Новый взгляд» режиссёра на старый роман сделал главным героем инсценировки Кису Воробьянинова.

Свои «12 стульев» Коляда честно назвал «чёрным хлебом» — спектаклем, на котором театр зарабатывает деньги. Мэтр также объявил, что Омск, увы, не увидит Ипполита Матвеевича в его исполнении — Коляда будет торговать в фойе своими книгами и разного рода безделицами и зарабатывать деньги для своего театра. 120 человек не должны остаться без зарплаты!..

…В переполненном зале яблоку негде было упасть. Приставных стульев и кушеток было больше, чем театральных кресел. Мысленно напевая старинную советскую песенку: «Друзья! Тревоги и заботы/ Сегодня сбросьте с плеч долой -/Чем тяжелей была работа,/ Тем краше день твой выходной!» я усаживалась в кресло, намереваясь в течение заявленных в программке трёх часов и двадцати минут созерцать «бытие театральных апостолов». В 19:00 труппа «Коляда-театра» взошла на сцену «Пятого театра» и приступила к творчеству.

Под кумачовыми лозунгами «Мы победим» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» затрепетали лоскутные одеяла, замяукали драные тряпичные кошки неизвестных пород, замелькали платки, платья, боа, чулки, перья. С места в карьер пошли в ход традиционные для режиссуры Коляды песни и пляски. «Цыплёнок жареный», и «Лимончики», и «Тётя Хая», и «Чемоданчик», и что-то революционное, и какая-то цыганщина. Пронзительный свист и художественной улюлюканье заставили немного напрячься, но вовремя вспомнила слова уральского мастера: «Театр — это развлечение. Люди приходят в театр за радостью, платят деньги за это, поэтому очень важно ориентировать театр на публику и делать шоу». Если шоу, тогда всё понятно. Вот зачем весь этот балаган со скоморохами. Но к чему столько песен и плясок?! По поводу и без. Явный перебор.

Остапа не то чтобы «несло» — он переигрывал. У товарища Бендера роль — каждое слово давно растащили на цитаты. Позади меня расположились две дамы, которые вперёд актёра произносили его текст наизусть, не пользуясь первоисточником.

Когда сидишь и невольно сравниваешь происходящее на сцене с фильмами, с виртуозной игрой Филиппова, Папанова, Миронова, Крачковской, говорить о режиссёрской удаче как-то не приходится…

В течение первого действия меня столь обильно окормляли вокальными и танцевальными номерами и не самой удачной актёрской игрой, что в антракте я, каюсь, ретировалась. Возможно, дальше имело место быть более глубокомысленное действо. Но в тот момент я, как герои романа, сказала себе: «Мы чужие на этом празднике жизни».

Никого не хочу обидеть. Наверняка многим ЭТО понравилось. Наверное, у уважаемого Николая Коляды есть серьёзные, глубокие постановки. Не знаю, не видела. Но то, что довелось посмотреть, напоминало, скорее, литературно-музыкальный балаган (в хорошем смысле этого слова) по роману «12 стульев».

Занавес!

Автор:Оксана Дубонос

Фото:стоп-кадр с видео

Теги:рецензиятеатр


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.06.2018

Подходит ли Вижевитова на должность омбудсмена?

Уже проголосовало 7 человек

13.06.2018

Имеют ли право учителя подрабатывать моделями?

Уже проголосовало 123 человека

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



Другие новости







Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

ПИСЬМО СЕБЕ. 17-летнему Сергею Демченкову...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ. 17-летнему Сергею Демченкову...

...или публичный дар «близкому по крови незнакомцу» от завкафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ. 

203106 июня 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёге Тимофееву...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Серёге Тимофееву...

…или несколько советов вчерашнему школьнику от будущего сексолога, руководителя «Клиники для Двоих».

1485131 мая 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Нателле Кисилевской...

...из 2018 года от известной журналистки, красавицы, умницы и опытной кошелки. 

3078223 мая 2018
Максим Дьяченко: «На обратной стороне визитки — стилизованный «Черный квадрат» Малевича»

Кредо

Максим Дьяченко: «На обратной стороне визитки — стилизованный «Черный квадрат» Малевича»

Деньги, дети, дурные привычки, крутые сделки, учителя и авантюры: большое интервью с управляющим партнером компании «Петролеум Трейдинг».

247618 мая 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх