Прерванный полет Омскавиа

Омские авиаторы делали все, чтобы даже при таком небогатом авиапарке были налажены регулярные пассажирские перевозки.

238804 ноября 2017
Прерванный полет Омскавиа

Когда 1 февраля 1994 года в Омске начала свою работу базовая авиакомпания «Омскавиа», ей достались четыре самолета Ту-154Б, два из которых находились в аэропорту Толмачево (Новосибирск) в разобранном виде. Омские авиаторы под руководством Заслуженного летчика России Евгения Степановича Романюка (директор авиакомпании в 1994–2004 годах) сделали все, чтобы даже при таком небогатом авиапарке были налажены регулярные пассажирские перевозки.

Руководство Омской области во главе с тогдашним губернатором Леонидом Полежаевым (возглавлял область в 1991–2012 гг.) проявило заинтересованность в формировании  региональной авиакомпании. «Омскавиа» получила поддержку областных властей в приобретении нового экземпляра самолета Ту-154М. Уже первого апреля 1994 года из города Иваново в Омск прибыл лайнер №85730, ставший флагманской машиной компании.

1

Шли годы, и парк воздушных судов Ту-154 постоянно увеличивался. Полеты на Ту-154Б были прекращены из-за их низкой рентабельности. «Омскавиа» сделала ставку на наиболее современную и доработанную модификацию «сто пятьдесят четвертого» — Ту-154М.

В России был широко известен рейс Омск-Москва-Омск, выполнявшийся «Омскавиа» ежедневно. С момента основания «Омскавиа» работала с самым современным (в начале 2000-х годоа) российским международным аэропортом Домодедово. Но не только над просторами бывшего СССР пролегали трассы полетов наших лайнеров.

Флагманская машина «Омскавиа» Ту-154М RA-85730 в Москве, 2003 год

Еще в 1993 году омский экипаж командира воздушного судна Вильгельма Шимфа выполнил первый прямой рейс в Германию. В расписании «Омскавиа» постоянно присутствовали регулярные авиарейсы в эту крупнейшую страну Евросоюза. Об этом  — см. мой отдельный материал.

Значительное место в работе авиакомпании занимали сезонные рейсы. Большой популярностью среди пассажиров пользовались рейсы Омск–Сочи–Омск, выполняемые «Омскавиа» каждый год с июня по октябрь. Выполнялись чартерные рейсы по заказу ведущих туристических фирм Омска и Москвы: в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Италию, Таиланд, Испанию, Италию, Австрию, Чехию, Кипр, Египет.

Услугами «Омскавиа» пользовались организаторы крупных мероприятий, проходивших на территории Омской области. Так, например, в августе 2002 года авиакомпания являлась официальным перевозчиком Сибирского международного марафона. Важным событием в жизни «Омскавиа» стала доставка из Женевы (Швейцария) в Омск и обратно делегации Международного экономического форума, прошедшего в нашем городе.

Ту-154М авиакомпании «Омскавиа» в аэропорту Домодедово, Москва, 2003 год

Авиакомпания «Омскавиа» одна из первых среди российских перевозчиков получила сертификат на техническое обслуживание воздушных судов в 1994 году. Если изначально инженерно-технический состав имел право производить только оперативное обслуживание самолетов, то с момента создания компании были освоены поэтапно все виды технического обслуживания Ту-154М. Авиационно-техническая база (АТБ) компании получила право как на оперативные, так и на трудоемкие виды технического обслуживания. Для работы было приобретено всё необходимое наземное и лабораторное оборудование.

Единственный Ан-24РВ авиакомпании «Омскавиа», который она эксплуатировала в начале 2000-х годов на направлении Омск–Нижневартовск

За первые 9 лет работы компания полностью обновила самолетный парк: вместо первых Ту-154Б, Ан-24, Ан-26 — «на крыле» было 10 Ту-154М. По мере освоения Ту-154М весь инженерно-технический коллектив был переучен, отстажирован, подготовлен для выполнения полетов за рубеж. На все это были затрачены значительные финансовые средства.

За годы работы инженерно-технический состав АТБ внес более 200 рационализаторских предложений. Самолеты модернизировались с учетом возрастающих требований международной организации гражданской авиации (ИКАО). Для полетов по международным воздушным линиям на Ту-154М были установлены: кислородное оборудование для пассажиров, спутниковая навигационная система GPS, система предупреждения столкновений в воздухе TСАS, электронное высотомерное оборудование.

Посадка на борт Ту-154М «Омскавиа» в аэропорту Омск-Центральный, 2002 год

16 фактов об эпохе «Омскавиа»

  1. 22 июля 1993 года омский экипаж командира воздушного судна Вильгельма Шимфа (впоследствии – пилот «Омскавиа» КВС Ту-154) выполнил первый прямой рейс из нашего города в Германию (Ганновер).
  2. 1 февраля 1994 года было образовано открытое акционерное общество «Авиакомпания «Омскавиа». Его возглавил Евгений Степанович Романюк, опытный летчик первого класса.
  3. 1 апреля 1994 года в Омск из Иваново прибыл первый самолет Ту-154М (№85730), приобретенный компанией «Омскавиа» при поддержке губернатора Омской области Леонида Полежаева.
  4. 17 июня 1994 года самолет «Омскавиа» выполнил первый чартерный рейс в Болгарию по заказу омской туристической фирмы.
  5. В 1996 году началось активное сотрудничество омских авиаторов с крупнейшими операторами иранского рынка пассажирских перевозок. Авиакомпании IranAirToursи MahanAir (Исламская республика Иран) заключили с «Омскавиа» первые договоры об аренде наших самолетов вместе с экипажами.
  6. В 1997 году генеральному директору ОАО «Авиакомпания «Омскавиа» Евгению Степановичу Романюку было присвоено почетное звание «Заслуженный пилот Российской Федерации».
  7. В ноябре 2000 года начала издаваться собственная «Газета «Омскавиа» для пассажиров компании.
  8. 22 ноября 2000 года у авиакомпании «Омскавиа» появился собственный комфортабельный автобус VOLVO для доставки пассажиров в аэропорт.
  9. В марте 2001 года распахнул свои двери ирландский бар «Св. Патрик» — в рамках программы по улучшению сервисного комплекса «Омскавиа».
  10. авиакомпании впервые появились салоны бизнес-класса.
    В августе 2001 года был произведен первый конкурсный отбор молодых бортпроводников «Омскавиа».
  11. В сентябре 2001 года рядом с Омским аэропортом начала работу современная гостиница компании «Омскавиа».
  12. 16 октября 2001 года заработал цех бортового питания «Омскавиа».
  13. В декабре 2001 года Евгений Степанович Романюк, генеральный директор «Омскавиа», вошел в рейтинги  «Топ-1000 профессиональных менеджеров России» и «Лучшие отраслевые лидеры».
  14. 7 мая 2001 года на рейсах Омск-Москва-Омск омской Осенью 2002 года в сети Интернет начал свою работу корпоративный сайт omskavia.ru. Сейчас этот сайт выкуплен частным лицом, использующим его в своих рекламных целях и не имеющим никакого отношения к авиакомпании «Омскавиа».
  15. 19 августа 2003 года на Московском авиакосмическом салоне было подписано соглашение о строительстве Казанским авиастроительным заводом 4 новых самолетов Ту-214 для компании «Омскавиа». К сожалению, авиакомпания так и не получила ни одной заказанной машины этого типа.

Основатель и первый директор авиакомпании «Омскавиа», Заслуженный пилот РФ, Евгений Степанович Романюк (1942–2013). 2001 год.

Несчастливый финал

В конце 2004 года Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Омскавиа» вошло в Объединение авиаперевозчиков России AiRUnion вместе с другими компаниями-партнерами «КрасЭйр», «Сибавиатранс», «Домодедовские авиалинии» и «Самара». По сути произошла продажа омского базового перевозчика владельцам «Красноярских авиалиний» — братьям Абрамовичам. Для совершения сомнительной сделки была изначально использована фигура местного бизнесмена Левана Турманидзе, который на время стал генеральным директором авиакомпании. Затем его сменил на этом посту красноярец Максим Четвериков.

Действия новых владельцев привели в итоге к сокращению авиапарка и выводу ВС Ту-154М, ранее принадлежавших «Омскавиа» в другие дочерние компании. Авиапредприятие стало использоваться для финансовых манипуляций его владельцами. При этом коллектив компании продолжал выполнять свою работу на «отлично», не допуская каких-либо авиационных происшествий.

Политика по накоплению долговой нагрузки, выводу активов в оффшоры и приобретение старой американской авиатехники в 2007-2008 гг. красноярцами привели в итоге к краху всего «альянса Эйр Юнион» и банкротству всех его составляющих.

Осенью 2008 года пассажирские перевозки «Омскавиа» были навсегда прекращены. Авиакомпания лишилась свидетельства и была окончательно ликвидирована в 2009 году.

P.S. Забытый всеми основатель компании, ее фактический создатель и генеральный директор на протяжении первых 10 лет — Заслуженный пилот Российской Федерации Евгений Степанович Романюк ушел из жизни в 2013 году. После того, как его сместили на собрании акционеров в 2004 году с поста руководителя авиаперевозчика, огромный опыт выдающегося специалиста оказался ненужным ни в Омске, ни в другом городе России…

P.P.S. Больше информации и фото из истории омской авиакомпании вы можете найти в группе на Фейсбуке, посвященной «Омскавиа».

Оригинал на сайте Омск3000.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

10.08.2018

Омску дадут 6 миллиардов на чистый воздух. Интересно, куда потратят?

Уже проголосовало 31 человек

02.08.2018

Нужно ли огораживать озеро в парке 30-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 62 человека

Окончил Омский государственный университет в 2001 году.

Более 20 лет работы в СМИ, PR и издательской сфере.

Создал пресс-службу авиакомпании «Омскавиа» и возглавлял ее до 2006 года. Первым в Омске наладил выпуск по системе аутсорсинга корпоративных изданий для ряда предприятий в 2004-2014 гг. Автор собственного медиапроекта Tehnoomsk.ru и издававшегося в 2007-2012 годах единственного в регионе журнала о технике и технологиях «Техносфера».

Интересы: ВПК, IT-сфера, геополитика, история, технологии, футурология.

Убежденный сторонник необходимости самодостаточности России в стратегических технологиях и развития Омска как научно-технического центра нашей страны.



Другие новости







Блог-пост

Нателла Кисилевская

— журналистка

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Галина Татаринова

— публицист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Костарев: «Увеличение срока выхода на пенсию — это массовый грабёж»

Профессор ОмГУПС считает, что основная проблема пенсионной реформы состоит в ее организации по типу финансовой пирамиды. 

 

2658903 августа 2018

Павел Коренной: «Реформа пенсионной системы нужна, но...»

«ВОмске» продолжает публиковать мнения экспертов по поводу повышения пенсионного возраста в России. 

108202 августа 2018

Константин Аверин: «Путин явно хотел оставить эту непопулярную реформу преемнику, но...»

Россияне продолжают спорить о намерениях правительства повысить пенсионный возраст.

113872031 июля 2018

Сергей Мизя: «Предложенная Минфином РФ пенсионная реформа очень напоминает инициативы младореформаторов времен правления полупьяного Ельцина»

Директор компании «Коминформ» в оценке пенсионной реформы категоричен: в том виде, что сегодня её предлагает проводить правительство страны, поддерживать нововведение нельзя.

 

3610427 июля 2018

Александр Шлеменко: «Я никогда не поддержу эту пенсионную реформу»

Всемирно известный спортсмен считает, что у молодежи нельзя отбирать возможность работать, а у пожилых людей право отдыхать.

4206727 июля 2018

Стиль жизни

Зинаида Моисеева: «Муж прессует и режет ножами!»

Шик

Зинаида Моисеева: «Муж прессует и режет ножами!»

«Иллюзии – иллюзиями, а лишних фокусов нам не нужно!» - приговаривает Игорь Штерн, проверяя крепления для номера с хула-хупами, которые под куполом цирка изящно крутит его жена Зинаида Моисеева.

24913 августа 2018
Надежда Чебота: от расчистки копыт к дрессировке пуделей

Шик

Надежда Чебота: от расчистки копыт к дрессировке пуделей

Случайно заглянув в цирк по объявлению «Требуется рабочий», она осталась там навсегда – и теперь выходит на манеж с дрессированными обезьянами и двенадцатью королевскими и той-пуделями.

41909 августа 2018
Саиракан Суанбекова: «Беда? Стресс? Танцую до физического изнеможения!»

Шик

Саиракан Суанбекова: «Беда? Стресс? Танцую до физического изнеможения!»

52-летняя артистка цирка, руководитель номеров «Миражи Сахары» и «Колесо смелости», который выполняют её сыновья, братья Суанбековы, делится рецептами красоты души и молодости тела.

178919 июля 2018
Заболела воздухом

Шик

Заболела воздухом

Хореограф программы «Звездный круиз» Тамара Морозова, прекрасная половинка воздушного дуэта на полотнах «Любовь» - о том, как путешествия меняют вес, а возраст – характер, а также о том, как расстаться с дюжиной пар дорогой обуви и не жалеть об этом.

173718 июля 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх