Кто в лес, кто по дрова; кто рубль, кто полтора

На призыв лесной охраны «Сохраним лес потомкам» кто-то начертал резонное: «Шиш вам!»

854311 ноября 2017
Кто в лес, кто по дрова; кто рубль, кто полтора

Отправляясь в очередной раз «на деревню к дедушке», из окна машины я любовалась сельскохозяйственными видами, попутно прикидывая, о чём ещё «поведать миру». Меня не покидало ощущение, что я не до конца высказалась в любимом жанре репортажа «с колёс».

«Хайвей» Омск-Муромцево-Седельниково – неиссякаемый источник вдохновения. Онемевший, как неизлечимый идиот, не то от предзимних судорог, не то от обещанных экс-губернатором 250 миллионов, он дарует сюжеты, достойные сочного пера писателей-«деревенщиков», вроде Шукшина или Белова.

Мимо проносились обугленные деревА, почерневшее от безысходности сено, пасущие стада пейзане в одеждах гридеперливых оттенков. Тема не заставила себя долго искать – прямо вдоль трассы умельцы с топорами и бензопилами валили есенинские берёзки. У жителей Омской области, как у шизофреников, любовь к этим деревьям обостряется дважды в год: ранней весной – к берёзовому соку, поздней осенью – к берёзовым дровам.

По тому, как слаженно и споро трудились лесорубы, было понятно: не на государство ишачат – для себя стараются. Вот оно – роевое начало, воспетое Львом Толстым! Судя по порывистым движениям и беспрерывной артикуляции, работа требовала от мужиков небывалой отдачи, крайнего нервного напряжения. Они пилили лес, подгоревший весной. Разумеется, лес не самовоспламенялся, как в сказках братьев Гримм, – местные геростраты огоньку подбросили. Как поётся в песне, «лишь только подснежник распустится в срок», находчивые селяне тут как тут: жгут сухостой. Якобы, освободить поля для посевов. На самом деле - чтоб осенью за дровами далеко не кататься.

Едешь по весне – кругом дым коромыслом: как будто Змей Горыныч пролетел. Или Мамай с ордой прошёл. Потрескивает сухая трава, горят молодые сосенки, тлеют поля с прошлогодней соломой, «плачут берёзы». И бородатая неясыть смотрит со стога безумным взглядом, каким смотрел с картины Репина Иван Грозный, убивший своего сына.

 Ни одной пожарной машины, ни одного лесного инспектора! Зато чёрных лесорубов пруд пруди. Весной поджигаем, осенью – вырубаем. Так и живём.

«Лес - наше богатство» - глаголет плакат, неподалёку от коего трудятся в поте лица своего лесорубы. Конечно, НАШЕ. Конечно БОГАТСТВО. Шагнув куда-то далеко-далеко за «зияющие высоты» капитализма, который Карлу Марксу и его доброму другу Энгельсу в страшном сне не привиделся, в глубине душе мы остались колхозниками. И живем по принципу «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё». Кто в лес, кто по дрова; кто рубль, кто полтора от этого богатства отпилит.

Считать деньги в чужом кармане, конечно, неприлично. Зато как интересно.

 Давно миновали «библейские» времена, когда лес был храмом, а граждане ещё не завели обыкновения без всякой на то надобности хвататься за топор и ружьё. Войдёшь в зелёный шатёр, а в душе громкозвучные лиры бряцают и английские рожки дудят. Под ногами раскинулся ягодно-грибной ковёр, над головой сладко поёт неведомый птичк, за спиной облизывается невиданный зверь. Господь словно создавал лес по образу и подобию рая.

Пришвин, Паустовский, Сладков, Чарушин, Песков целые тома написали про то, что лес дан человеку для жизни и для души.

А вдруг для ещё чего-нибудь? Наши люди давно перестали верить политикам, церкви, науке, полиции, банковским менеджерам. А вы хотите, чтобы они Виталию Бианки на слово поверили? Или Дмитрию Мамину-Сибиряку? Ещё Эрнеста Сетон-Томпсона вспомните или Джеральда Малькольма Даррелла.

Прагматичный житель мегаполиса, обставивший своё жилище дээспэшными гарнитурами, из 9 класса вынес базаровское: «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней - работник». И вообще, кто сказал, что лес «бесценен, как Сикстинская Мадонна»? Как заметил один умник, если бы деревья давали Wi-Fi, мы бы засадили ими всю Землю. Жаль, они всего лишь вырабатывают кислород, которым мы дышим…

Пара-тройка верстовых столбов и – внимание, граждане! - «Берегите лес». Через три километра я узнаю, что «лес-источник жизни». Ещё через пять мне открывают страшную тайну: «Огонь – враг леса». Это вряд ли… Человек – враг леса.

Призывы, повелительные наклонения, восклицательные знаки. Такое впечатление, что обязанность лесной охраны состоит в том, чтобы украшать обочины прописными истинами.

Около населённого пункта Костино воткнули нетривиальное - «Лес – дар божий». И «белорус» еле тянет тележку, под завязку гружённую свежеспиленной берёзой. Заметьте, в сумерках тянет, в выходной день, когда Закон и Порядок уже не бдят.

Люди пишут одно, а делают другое… Хотя, может, замёрз человек? Климат у нас тяжёлый. А идею с газопроводом в этих местах похоронили раньше омского метро.

Автобан Омск-Муромцево-Седельниково давно облюбовали, как бы это помягче выразиться, лихие люди. Ни одного пункта ДПС, ни охотоведов, ни лесников. Появление инспекторов в этих краях сродни высадке инопланетян. С приближением новогодних праздников потянулись санта-клаусы с ёлочками и карабасы-барабасы с лосятиной-медвежатиной. Я уже молчу про лесовозы с красным лесом. У этих прямо на лбу читается: лицензии, документы – всё в порядке. А стоял бы на дороге хоть один передвижной пункт охраны леса или не знаю там чего, из которого хорошо виден Магадан, глядишь, охотников за лесными богатствами немного поубавилось…

Близ Муромцево-сити замаячило загадочное сооружение, при ближайшем рассмотрении заставившее впасть в столбняк. Человеческий замысел проявился не сразу. Однако по мере приближения стало понятно: сооружают…пункт весового контроля. Смущали сроки. Дорогу давно разбили в хлам, ценные породы дерева уже лет десять вывозят. Но всё-таки лучше поздно, чем никогда. И вообще у них там сейчас весело, что-то вроде соцсоревнования: кто быстрее. Лес вывезут или пункт весового контроля построят.

Навстречу несутся фуры с прицепами, и деревьев навалено столько, что невольно подумаешь: если б можно было, они бы его, наверное, ели. Заглатывали целыми брёвнами, аки удавы.

Как гласит русская пословица, лес рубят – деньги летят. Пока Заксобрание в тёплой компании с Горсоветом клювом щёлкают, у них из-под носа воруют миллионы. Впрочем, какие законодатели, такие и воры.

На деревянный щит присел отдохнуть замотавшийся филин. Одноглазый, как министр обороны Израиля Моше Даян. На щите начертано: «Войди в лес другом!». Жители райцентра Седельниково так и делают. Входят и начинают творить глобальное добро. Метрах в трёхстах от наглядной агитации по снегу кровь рассыпалась лепестками клевера. Вчера только косулю освежевали. Они в этих краях непуганые. Выходят на дорогу и глядят большими доверчивыми глазами прямо в душу. Только у отморозков нет души. Отмеченные непроходимой тупостью, эти недоумки со средневековой жестокостью разделываются и с косулями, и с лосями, и с медведями. А ещё здесь любят капканы. На соболей, лисиц и бобров. Ни разу зверя в капкане не видели?

Как будто кто гвоздь в душу вогнал и загнул, чтоб не вытащила… Почему это всё? Зачем? В людях копошатся мириады клеток, отвечающих за образование кожи, крови, костей, нервов. И только совесть из них не производит никто.

Некстати вспомнилось, как ехали в автобусе по Венгрии, «отсталой», аграрной стране, где даже приличного нефтезавода нет. Там везде вдоль дорог – аисты. Гуляют по полям, гнёзда вьют. И знаки соответствующие расставлены – «Осторожно, птицы!», «Осторожно, на дорогу может выбежать олень». И ведь выбегают – такие пятнистые красавцы с ветвистыми рожками. Жуют, таращатся на проезжающие машины и автобусы. И никому в голову не придёт их перестрелять. Красиво же!

В Индии есть учение джайнизма, которое гласит: нельзя заниматься земледелием, чтобы не навредить червям; ходить можно только при свете дня, дабы в темноте не придавить чего живое, и вообще, люди добрые, подметайте метёлочкой себе дорогу, чтобы не лишить жизни жучка или муравья.

Сибирь – не Индия. Омская губерния – не Патна. Её населяют стихийные материалисты, люди из нержавейки. У нас папы бороду не носят, мамы заутреню не стоят, детишки церковно-приходскую школу не посещают. Откуда джайнизму взяться?

…На призыв лесной охраны «Сохраним лес потомкам» кто-то начертал резонное: «Шиш вам!»

Автор:Оксана Дубонос

Фото:Владимир Крутов / photosight.ru

Теги:природаэкология

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

21.11.2017

Услугами какого мобильного оператора вы предпочитаете пользоваться?

Уже проголосовало 22 человека

29.09.2017

Как вы относитесь к возможному росту тарифа на тепло при переводе ТЭЦ с угля на газ?

Уже проголосовало 251 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



Блог-пост

Елена Агафонова

— топ-менеджер

Нателла Кисилевская

— Журналистка

Сергей Демченков

— Филолог

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Глава «Компура» Галаванов стал официальным претендентом на пост президента ООСП

На прошедшем вчера заседании Координационного совета Омского областного Союза предпринимателей было выдвинуто две кандидатуры.

56724 ноября 2017

Стиль жизни

Сергей Мизя: когда инженер отправляется на рыбалку…

Хобби

Сергей Мизя: когда инженер отправляется на рыбалку…

Директор компании «Коминформ» Сергей Мизя рассказал «ВОмске», как инженерное образование и конструкторская смекалка помогли в его увлечении рыбалкой.

864213 ноября 2017
Как актриса Маша Коптева решила стать продюсером

Хобби

Как актриса Маша Коптева решила стать продюсером

...и теперь самостоятельно арендует Концертный зал, организует концерт известного артиста, параллельно испытывает легкое разочарование, но не утрачивает энтузиазма. Бонусом – о театральных буднях и значении своей татуировки.

 

149210 ноября 2017
Два острова Татьяны и Андрея Семикиных

Story

Два острова Татьяны и Андрея Семикиных

Мадагаскар и Маврикий посетили Андрей и Татьяна Семикины в рамках деловой туристической поездки. Двухнедельное путешествие нарисовало картину, полную контрастов…

734109 ноября 2017
Андрей Никитенко: «Школа как таковая и не нужна, учить можно и на пеньке…»

Откровенная история

Андрей Никитенко: «Школа как таковая и не нужна, учить можно и на пеньке…»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История шестая, от Андрея Никитенко, основателя новой русской деревни «Аз Градъ», отца четверых детей и деда троих внуков – о том, почему для своих детей он не стал выбирать школу, а предпочел создать ее сам.

82603 ноября 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Новости smi2.ru
Наверх