Задачи для улицы Ленина

Некоторые задачи и рекомендации для проектирования второго этапа реконструкции улицы Ленина в Омске.

2458130 сентября 2016
Задачи для улицы Ленина

На прошлой неделе представители “Идеал-строя” и “Газпрома” подтвердили намерение продолжить ремонт улицы Ленина (за исключением Юбилейного моста). В границы, к сожалению, не входит и Ленинградская площадь (судя по материалам Евгения Вдовина).

Кроме базовых – сохранения и улучшения качеств пешеходного, исторического пространства, учёта перспективных проектов и экономического развития улицы (например – наполнения первых этажей новыми функциями), есть желание выделить несколько задач, с которыми так или иначе столкнутся проектировщики второй части улицы Ленина и предложить некоторые решения в режиме рекомендаций.

1

1. Проблема нечетной стороны - у краеведческого музея, “Старый Омск” (“Шашлычный дворик”), руины Общественного собрания, темный витраж Концертного зала, мертвый первый этаж и темный витраж от Съездовской до Масленникова. Из-за отсутствия каких либо функций и качественного тротуара, остановок общественного транспорта в направлении к Оми, эта часть кварталов мертва и тянет за собой умирание ближайшего фронта по проспекту Маркса. Рекомендация: рассмотреть двухстороннее движение общественного транспорта, восстановить остановки у Краеведческого музея, у Чокана Валиханова, либо рассмотреть остановку у ТЮЗа/Никольского собора на проспекте Маркса. При благоустройстве предусмотреть возможность устройства входов в первые этажи жилых домов, единое решение для входов, отказаться от темного и непрозрачного остекления первых этажей (с постепенной заменой существующих).

2.Структура общественных пространств и композиционных/пешеходных осей. Укрупнение планировочной сетки 1950х годов себя не оправдало, пешеходам удобно переходить улицу в узлах квартальной структуры – в створе улиц Броз Тито, Чкалова, Короленко, Валиханова, Степана Разина и Масленникова стоит оборудовать пешеходные переходы (зебры) во всех направлениях. Главными общественными пространствами являются Площадь Ленина, Ленинградская площадь (преимущественно транспортные/предмостные, но пересекаемые пешеходами), Театральный сквер (ансамбль Кадетского корпуса и Никольского собора) и Сквер им.Борцов революции (включая микроплощадь у Краеведческого музея) - необходимо продумать транспортное и пешеходное движение, ландшафт и архитектурное решение границы пространств (подпорные стенки, ограждение скверов). Микропространствами являются сквер с фонтаном и зеленью у Краеведческого музея (в сторону ул.Чкалова), который является своеобразным курдонёром для здания муз.училища на проспекте Маркса; скверы перед жилыми домами Ленина 40, Ленина 33. Решение улицы должно позволять в дальнейшем спланировать эти локальные общественные пространства (в том числе как, полуприватные для жилых домов).

3. Управление парковочным пространством - недопустимо размещение стоянок для машин в перекрестках (ул. Чкалова, Броз Тито, Короленко, Степана Разина, Лермонтова), препятствующих движению пешеходов и снижающих безопасность для транспорта. Проблема организации транспортных потоков - выравнивание пропускной способности ул.Ленина, проработка развязки Ленинградского моста от пр.Маркса до Иртышской набережной с размещением пешеходных переходов и велодорожек, позволяющих связать набережную и Парк Победы, набережную и ул.Ленина между собой безбарьерно. Организация велосипедного движения, например, по нечетной стороне, где достаточна ширина тротуара и уже есть велопарковки у заведений, а также скверы, которые позволяют разнообразить маршрут и отдохнуть.

4. Озеленение на улице существовало - в отдельных кварталах сохранились квадраты земли для деревьев, возможно их восстановление; в случае сплошной парковки возможно размещение деревьев на каждом 6-м месте (5 парковок-1 дерево-5 парковок или через 15-17 метров). Возможно использование поднятого микс-бордера или живой изгороди из кустарника для защиты троуара от пыли и шума. Необходимо обеспечить минимальную ширину тротуара 3-4 метра, не включая крыльца и лестницы, а также зону подсветки, для свободного движения двух пар навстречу друг другу. Для дополнительной защиты жилых домов в районе ул.Короленко, Масленникова можно озеленить кровлю общественных помещений первого этажа, это также снизит экологическую нагрузку.

5. Витрины и дизайн-код необходимо проектировать совместно с пространством улицы - за норму можно взять решения на первом этаже гостиницы Ибис (модный бутик) или обувного магазина на остановке Краеведческий музей. Прозрачные витрины, грамотно размещенная вывеска магазина без подложки, торговый зал, освещение которого повышает безопасность улицы. Размещение световых табло над тротуаром, а также навигации (в том числе по историческим объектам) также должно быть регламентировано. Необходимо стремиться к сокращению числа опор (фонарных столбов, столбиков ограждений, опор для светофоров, контактной сети и навигации, дорожных знаков) на квадратном метре территории – замусоривание тротуара мешает передвижению людей, необходимый набор навигационных и прочих элементов от разных ведомств и разных функций нужно согласовать на предпроектном этапе.

6. Уличная мебель и микропространства, террасы необходимы в местах ожидания для  посетителей, пользователей - у Авиаколледжа, на остановке Краеведческий музей, на микроплощади у музеев (в том числе - решение входной площадки во дворец генерал-губернатора), Концертного зала и Собора, Дома Актёра, Дома Журналистов. Можно частично компенсировать такие площадки террасами во дворах - колледжа или Дома Журналистов, в микросквере Краеведческого музея с заброшенным фонтаном. Места для отдыха, сидения, защищенные от солнца и дождя будут полезны и повысят качество пребывания в заведениях. Это может стать основой партнерства с арендаторами помещений - кафе, офисами.

7. Культурное программирование и концепция улицы - важный аспект в данном случае - есть несколько смысловых слоев, управляющих топонимов - Атаманская улица, Дворцовая, Республики с одной стороны и реальное социо-культурное наполнение - множество музеев/галерей (в том числе театрального, кадетского корпуса, предпринимательства), зрелищных залов (с театральными программами), образовательных учреждений, забавных дворов - заброшенного фонтана у Краеведческого, действующего у Дома Художника, с самолетом у колледжа и БТР на плаце Кадетского. Есть точечные объекты - от скульптуры памяти Французской революции, памятника природы - Яблони, до памятника Валиханову и скульптурного оформления мастерской Капралова. Раскрытие этих объектов на улицу делает прогулку насыщенной и нескучной, позволяет пешеходу пройти всю улицу с интересом. Памятники деревянного зодчества, модерна, классицизма, конструктивистские постройки создают визуальное и архитектурное разнообразие фронта улицы. Возможно возвращение топонимов - Ленинградского кафе, Общественного собрания и других.

8. Есть задача более высокого уровня – под которую необходимо успеть сделать городскую программу/задание – восстановить освещение и нормальный тротуар на ул. Чкалова (в сторону пр.Маркса), ул.Броз Тито, ул. Лермонтова, ул. Короленко, ул. Степана Разина и Масленникова, что означает ширину полосы прохода минимум 1.5 метра (лучше – 3, в которые не врезаются светильники и крыльца), фонари или витрины, качественную подпорную стенку, отсутствие ям. Границы определить хотя бы от пр. Маркса до набережной. Необходимо также решить узлы Короленко/набережная (ремонт лестницы, пешеходный тротуар вне парковки), Чкалова/набережная (определить места для киосков, спланировать тротуар в продолжение существующей нижней площадки через пляж, так как после прокладки губернаторской велодорожки ходить там негде – в целом задача сделать вход на городской пляж), Степана Разина/набережная (привести в порядок сквер у дома кино, отремонтировать лестницы, убрать мусор). В рамках этой программы можно рассмотреть соединение нижней пешеходной набережной у речного вокзала, размещение павильона с историей пароходства. Также следует рассмотреть создание полностью пешеходных перекрестков Масленникова/Маркса, Масленникова/Ленина, Масленникова/Набережная и остановок в створе ул. Чкалова (у ТЮЗа).

Спасибо за внимание.

Пост в ЖЖ автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

14.05.2019

Где вы планируете провести летний отпуск?

Уже проголосовало 50 человек

13.05.2019

Мусорная реформа. Изменилась ли ситуация с вывозом мусора в вашем дворе?

Уже проголосовало 117 человек













Блог-пост

Ольга Савельева

— попутчица

Нателла Кисилевская

— журналистка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Николай Молодцов — об идее заменить шар Бухгольца всадником: «Шар стал неотъемлемой частью омской истории»

Художник считает, что монумент нужно выполнить из металла и оставить на прежнем месте, а скульптуру с лошадью установить в Омской крепости.

343121 мая 2019

Игру какого хоккеиста омского «Авангарда» вы бы отметили в сезоне 2018-2019?

«ВОмске» предлагает принять участие в онлайн-голосовании.

85301 мая 2019

Ваш любимый омский прозаик?

«ВОмске» продолжает «писательский» опрос.

1089222 апреля 2019

Стиль жизни

18-летняя модель из Омска попала в ТОП самых перспективных россиян моложе 30 лет

Шик

18-летняя модель из Омска попала в ТОП самых перспективных россиян моложе 30 лет

По версии журнала Forbes, сибирская манекенщица вошла в тридцатку самых-самых.

87621 мая 2019
Омичка дебютировала в опере Большого театра: «Душа всегда лежала к музыке»

Story

Омичка дебютировала в опере Большого театра: «Душа всегда лежала к музыке»

24-летняя Алина Черташ рассказала «ВОмске» о том, как стала оперной певицей и в чем секрет ее прекрасного голоса.

48817 мая 2019
Омские библиотекари перевоплотились в Джульетту, Ассоль и Эллочку-людоедку

Книга

Омские библиотекари перевоплотились в Джульетту, Ассоль и Эллочку-людоедку

Фотографии книжных героинь жители города скоро увидят в общественном транспорте.

61916 мая 2019
Все мы – пассажиры Ноева Ковчега

Откровенная история

Все мы – пассажиры Ноева Ковчега

Фразу «Моя дочь не хочет замуж. Почему?» в последние годы я слышу все чаще и чаще.

16781225 апреля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх