Задачи для улицы Ленина

Некоторые задачи и рекомендации для проектирования второго этапа реконструкции улицы Ленина в Омске.

2511130 сентября 2016
Задачи для улицы Ленина

На прошлой неделе представители “Идеал-строя” и “Газпрома” подтвердили намерение продолжить ремонт улицы Ленина (за исключением Юбилейного моста). В границы, к сожалению, не входит и Ленинградская площадь (судя по материалам Евгения Вдовина).

Кроме базовых – сохранения и улучшения качеств пешеходного, исторического пространства, учёта перспективных проектов и экономического развития улицы (например – наполнения первых этажей новыми функциями), есть желание выделить несколько задач, с которыми так или иначе столкнутся проектировщики второй части улицы Ленина и предложить некоторые решения в режиме рекомендаций.

1

1. Проблема нечетной стороны - у краеведческого музея, “Старый Омск” (“Шашлычный дворик”), руины Общественного собрания, темный витраж Концертного зала, мертвый первый этаж и темный витраж от Съездовской до Масленникова. Из-за отсутствия каких либо функций и качественного тротуара, остановок общественного транспорта в направлении к Оми, эта часть кварталов мертва и тянет за собой умирание ближайшего фронта по проспекту Маркса. Рекомендация: рассмотреть двухстороннее движение общественного транспорта, восстановить остановки у Краеведческого музея, у Чокана Валиханова, либо рассмотреть остановку у ТЮЗа/Никольского собора на проспекте Маркса. При благоустройстве предусмотреть возможность устройства входов в первые этажи жилых домов, единое решение для входов, отказаться от темного и непрозрачного остекления первых этажей (с постепенной заменой существующих).

2.Структура общественных пространств и композиционных/пешеходных осей. Укрупнение планировочной сетки 1950х годов себя не оправдало, пешеходам удобно переходить улицу в узлах квартальной структуры – в створе улиц Броз Тито, Чкалова, Короленко, Валиханова, Степана Разина и Масленникова стоит оборудовать пешеходные переходы (зебры) во всех направлениях. Главными общественными пространствами являются Площадь Ленина, Ленинградская площадь (преимущественно транспортные/предмостные, но пересекаемые пешеходами), Театральный сквер (ансамбль Кадетского корпуса и Никольского собора) и Сквер им.Борцов революции (включая микроплощадь у Краеведческого музея) - необходимо продумать транспортное и пешеходное движение, ландшафт и архитектурное решение границы пространств (подпорные стенки, ограждение скверов). Микропространствами являются сквер с фонтаном и зеленью у Краеведческого музея (в сторону ул.Чкалова), который является своеобразным курдонёром для здания муз.училища на проспекте Маркса; скверы перед жилыми домами Ленина 40, Ленина 33. Решение улицы должно позволять в дальнейшем спланировать эти локальные общественные пространства (в том числе как, полуприватные для жилых домов).

3. Управление парковочным пространством - недопустимо размещение стоянок для машин в перекрестках (ул. Чкалова, Броз Тито, Короленко, Степана Разина, Лермонтова), препятствующих движению пешеходов и снижающих безопасность для транспорта. Проблема организации транспортных потоков - выравнивание пропускной способности ул.Ленина, проработка развязки Ленинградского моста от пр.Маркса до Иртышской набережной с размещением пешеходных переходов и велодорожек, позволяющих связать набережную и Парк Победы, набережную и ул.Ленина между собой безбарьерно. Организация велосипедного движения, например, по нечетной стороне, где достаточна ширина тротуара и уже есть велопарковки у заведений, а также скверы, которые позволяют разнообразить маршрут и отдохнуть.

4. Озеленение на улице существовало - в отдельных кварталах сохранились квадраты земли для деревьев, возможно их восстановление; в случае сплошной парковки возможно размещение деревьев на каждом 6-м месте (5 парковок-1 дерево-5 парковок или через 15-17 метров). Возможно использование поднятого микс-бордера или живой изгороди из кустарника для защиты троуара от пыли и шума. Необходимо обеспечить минимальную ширину тротуара 3-4 метра, не включая крыльца и лестницы, а также зону подсветки, для свободного движения двух пар навстречу друг другу. Для дополнительной защиты жилых домов в районе ул.Короленко, Масленникова можно озеленить кровлю общественных помещений первого этажа, это также снизит экологическую нагрузку.

5. Витрины и дизайн-код необходимо проектировать совместно с пространством улицы - за норму можно взять решения на первом этаже гостиницы Ибис (модный бутик) или обувного магазина на остановке Краеведческий музей. Прозрачные витрины, грамотно размещенная вывеска магазина без подложки, торговый зал, освещение которого повышает безопасность улицы. Размещение световых табло над тротуаром, а также навигации (в том числе по историческим объектам) также должно быть регламентировано. Необходимо стремиться к сокращению числа опор (фонарных столбов, столбиков ограждений, опор для светофоров, контактной сети и навигации, дорожных знаков) на квадратном метре территории – замусоривание тротуара мешает передвижению людей, необходимый набор навигационных и прочих элементов от разных ведомств и разных функций нужно согласовать на предпроектном этапе.

6. Уличная мебель и микропространства, террасы необходимы в местах ожидания для  посетителей, пользователей - у Авиаколледжа, на остановке Краеведческий музей, на микроплощади у музеев (в том числе - решение входной площадки во дворец генерал-губернатора), Концертного зала и Собора, Дома Актёра, Дома Журналистов. Можно частично компенсировать такие площадки террасами во дворах - колледжа или Дома Журналистов, в микросквере Краеведческого музея с заброшенным фонтаном. Места для отдыха, сидения, защищенные от солнца и дождя будут полезны и повысят качество пребывания в заведениях. Это может стать основой партнерства с арендаторами помещений - кафе, офисами.

7. Культурное программирование и концепция улицы - важный аспект в данном случае - есть несколько смысловых слоев, управляющих топонимов - Атаманская улица, Дворцовая, Республики с одной стороны и реальное социо-культурное наполнение - множество музеев/галерей (в том числе театрального, кадетского корпуса, предпринимательства), зрелищных залов (с театральными программами), образовательных учреждений, забавных дворов - заброшенного фонтана у Краеведческого, действующего у Дома Художника, с самолетом у колледжа и БТР на плаце Кадетского. Есть точечные объекты - от скульптуры памяти Французской революции, памятника природы - Яблони, до памятника Валиханову и скульптурного оформления мастерской Капралова. Раскрытие этих объектов на улицу делает прогулку насыщенной и нескучной, позволяет пешеходу пройти всю улицу с интересом. Памятники деревянного зодчества, модерна, классицизма, конструктивистские постройки создают визуальное и архитектурное разнообразие фронта улицы. Возможно возвращение топонимов - Ленинградского кафе, Общественного собрания и других.

8. Есть задача более высокого уровня – под которую необходимо успеть сделать городскую программу/задание – восстановить освещение и нормальный тротуар на ул. Чкалова (в сторону пр.Маркса), ул.Броз Тито, ул. Лермонтова, ул. Короленко, ул. Степана Разина и Масленникова, что означает ширину полосы прохода минимум 1.5 метра (лучше – 3, в которые не врезаются светильники и крыльца), фонари или витрины, качественную подпорную стенку, отсутствие ям. Границы определить хотя бы от пр. Маркса до набережной. Необходимо также решить узлы Короленко/набережная (ремонт лестницы, пешеходный тротуар вне парковки), Чкалова/набережная (определить места для киосков, спланировать тротуар в продолжение существующей нижней площадки через пляж, так как после прокладки губернаторской велодорожки ходить там негде – в целом задача сделать вход на городской пляж), Степана Разина/набережная (привести в порядок сквер у дома кино, отремонтировать лестницы, убрать мусор). В рамках этой программы можно рассмотреть соединение нижней пешеходной набережной у речного вокзала, размещение павильона с историей пароходства. Также следует рассмотреть создание полностью пешеходных перекрестков Масленникова/Маркса, Масленникова/Ленина, Масленникова/Набережная и остановок в створе ул. Чкалова (у ТЮЗа).

Спасибо за внимание.

Пост в ЖЖ автора.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 15 человек

15.08.2019

Как вы относитесь к идее сократить рабочую неделю до четырех дней?

Уже проголосовало 17 человек













Блог-пост

Влад Шурыгин

— заместитель главного редактора в Газета «Завтра»

Ольга Савельева

— попутчица

Тина Корлякова

— Предприниматель, журналист, блогер, PR-специалист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

315830 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

202022 июля 2019

Откровения сибирского Брейгеля

22 июля сказочно-масочный, несказанно сочный, сочинительно-смачный художник Сергей Сочивко отмечает юбилей.

1114120 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

655108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

135601 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1182125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

761122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх