Юрий Тетерин: «Нельзя любить то, чего не знаешь», или Сказ о том…

Идешь знакомиться с руководителем проекта «Омская игрушка», а перед тобой оказывается автор легендарной настольной игры «Империя» и человек, который общался с Борисом Стругацким, и все это — «в одном флаконе».

529709 декабря 2017
Юрий Тетерин: «Нельзя любить то, чего не знаешь», или Сказ о том…

…как деревянный казак с женой свет увидели

– Идея создания омской игрушки возникла в 2012 году, но реализовать ее удалось прошлой зимой, – рассказывает Юрий Тетерин (Центр интеллектуального и творческого развития «Ноосфера», творческое объединение «Сказ»). – Мы с единомышленниками задались вопросом: почему городу Омску так не повезло? Существует множество разных игрушек – от дымковской до жостовской, а омской нет... Решили участвовать в областной грантовой программе от казачьей организации, получили грант и создали наших первых деревянных расписных казачков.

В сувенирный набор «Казачья станица» входят три деревянные фигуры: казак, его жена и конь. Они расписаны вручную. «Омская игрушка» изготавливалась при поддержке и трудами «Берестяной сувенирушки» и Фонда П. А.Столыпина. Делали все «под присмотром науки»: привлекли сибирское отделение РАН, институт археологии и этнографии. Марина Александровна Жигунова, сотрудница института, стала «мамой» проекта «Омская игрушка», консультировала нас по узорам, орнаментам, элементам одежды… В марте текущего года проект победил в конкурсе товаров «Омская марка». В свое время нас поддержали Борис Александрович Коников, Алексей Петрович Сорокин и другие неравнодушные к омскому краю товарищи: сложилась довольно влиятельная компания тех, кто одобрил идею краеведческого просвещения и популяризации знаний о городе. Сегодня казачий набор модернизируем, перерисовываем, делаем еще лучше… А на кураже, который у нас остался, «родили» формат мастер-классов, с этой идеей и вышли на грантовый конкурс, который проводит Омский НПЗ…

…как Любочка и брандмейстер на подвиги вдохновили

– В рамках программы «Родные города» компании «Газпром нефть» мы получили грантовую поддержку на создание двух новых комплектов из двух фигурок. Первый – «Густав и Любовь Гасфорд», второй – «Брандмейстер и Каланча». По одному экземпляру мы подарили детской библиотеке имени Пушкина. Впрочем, эти комплекты – лишь малая часть того, что мы сделали на эти деньги. Основная же – краеведческая составляющая, а именно – проведение не менее двадцати мастер-классов в различных учебных заведениях Омска.

Прежде чем проводить мастер-классы, мы создаем упрощенные варианты игрушек. Они вырезаны из фанеры. Теперь каждая игрушка существует в двух форматах. Благодаря упрощенному варианту «Омской игрушки» более 450 детей города и области получили возможность узнать об истории родного города и собственными руками раскрасить по предлагаемым образцам (или же руководствуясь собственной фантазией) заготовки для магнитиков, которые потом могут украсить их дом. А через детей мы «прокладываем тропинку» к педагогам и родителям, которые не остаются равнодушными к этим темам.

…как интересы детей и взрослых на один ус «намотать»

– Конечно, для мастер-классов нам пришлось подготовить специальные исторические справки. Эти интересные и познавательные тексты нашли применение не только на обороте коробок, но и пригодились для презентаций, для проведения мастер-классов. Изначально предполагали, что придуманный нами формат заинтересует не только детей, но и взрослых. На мастер-классе сразу настраиваем ребят: придя домой, загадайте маме-папе загадку – «А зачем пожарным усы?» Ответ прост: в 19 веке пожарным усы нужны были для того, чтобы, смочив их слюной, заткнуть ноздри, когда шли в горящий дом или задымленное помещение. Угольная пыль оседала на усах, ведь другой защиты попросту не было – кроме платка, который быстро приходил в негодность. Вот почему на фотографиях пожарные все бравые да усатые, а кончики их усов пушистые, как кисточки.

Осип Иванов из пожарной службы Хамовнического района Москвы, который приехал сюда и фактически стал первым омским брандмейстером, не оставил нигде своих портретных изображений. По крайней мере, нам их найти не удалось даже в пожарном музее и в книге, где о нем написано по максимуму. Мы создали гипотетический образ первого брандмейстера Омска, но наши дети теперь точно знают его имя.

…как одним творческим «выстрелом» сразу нескольких зайцев убить

– Параллельно мы разработали технологию, как обучать детишек работе с акриловыми красками, у которой есть свои нюансы. Учим работе с акрилом, а заодно рассказываем об удивительной истории родного города. А еще предлагаем побывать «в шкуре» тех, о ком рассказываем. Например, говорим ребятам: «Представьте себя на месте начальника пожарной охраны. Горит дом. Как будете тушить?» – «Песком» – «А песка нет»… И так далее. Ребята быстро и охотно включаются в игру и лучше запоминают материал. Когда проводили занятия, посвященные казакам, говорили школьникам: «Вот я царь грозный, а ты Ермак, который слышит от меня: «Отправляйся-ка в далекую Сибирь, разберись, что там творится». Что будешь делать, что брать с собой, как добираться?» Дети начинают рассуждать: по дороге, на машине… Машин нет. Более того – дорог нет. Железная дорога не проложена, самолеты не придуманы, почта не работает… «А если на лодке?» – догадывается кто-то. Вот так и добираемся до истин, и все начинает восприниматься совсем иначе, персонажи «оживают», краеведение перестает быть скучной теорией…

…как память о настоящих хозяевах города увековечить

– Что дети… Многие ли взрослые задумываются о том, что всего лишь три сотни лет назад здесь была голая степь? Везде… Пока не пришли люди, а им на смену – другие, те, кого я считаю настоящими хозяевами города. Понимаю, что программа «Родные города» не нуждается в «реверансах», но, тем не менее, считаю своим долгом сделать омскую игрушку, посвященную Александру Моисеевичу Малунцеву. И не только ему: у нас назревает проект с рабочим названием «Хозяева» – Манякин, Малунцев, Рождественский, три человека, которые сделали из Омска живой, красивый, успешный город. Хочется рассказать о людях, при которых город шел «по восходящей дуге», увековечить их память. Ведь, получая коробку с сувенирами, историями об этих людях зачитываются в итоге взрослые. Они в сжатой, компактной и понятной форме получают информацию и могут осознать, что же все-таки происходило в городе и что стоит за этими «где-то слышанными» фамилиями.

У нас есть некий девиз-миссия: «Нельзя любить то, чего не знаешь». Это наше убеждение. Мы стараемся, прежде всего, рассказать интересные истории. Не претендуем на то, что при этом родится любовь к малой родине, но знание и, возможно, гордость будут зарождаться…

В планах у нас – создание и других новых наборов. Ближайший – «Две крепости», посвященный генерал-майору Ивану Дмитриевичу Бухгольцу и генерал-поручику Ивану Ивановичу Шпрингеру, основателю второй Омской крепости. И если с изображением Бухгольца хоть немного понятно, то в том, что касается Шпрингера, нам опять придется создать образ, которого графически нигде не существует. Да, с академической точки зрения мы, наверное, неправы, но с точки зрения популяризации истории – думаю, идем верным путем. Как с Ермаком: создан ряд образов, которые не имеют ничего общего с оригиналом, но приятно думать, что он был вот такой… Хотим вернуть Омску Шпрингера и других славных немцев, чтобы они блеснули в нашей истории эдакими «ограненными алмазами».

…как в Омске целую «Империю» создать

– По образованию я инженер-системотехник ЭВМ, окончил политехнический институт. Работал в НПО «Автоматика», пока не вступили в свои права 90-е… Когда советский мир рухнул, пошел делать электронные игрушки в финскую компанию. Проработал год, занимался анимацией, а потом финское предприятие закрыло свой здешний филиал.

В 1991 году пришел к хорошему другу, который чуть раньше понял, чем «пахнет» развал Союза, и организовал свой кооператив. «Хочу выпустить в Омске настольную игру», – ответил я ему на вопрос о своих желаниях. – «Пиши бизнес-план», – был ответ. Глядя «в небо», при отсутствии справочников и интернета, исписал листочек А4 смешной цифирью и подвел черту: на все это мне понадобится три месяца, через четыре в магазине будет наша настольная игра «Империя».

1

Оказалось, заложил душу... Сумма, которую я написал на листочке, увеличивалась, количество нолей росло, счет шел на миллионы, и я понял, что даже если продам квартиру и машину, это уже не спасет положения: выпустить игру должен в любом случае. Но дело не шло: в Омске было разрушено все, спрашивал про изготовление пресс-формы – и мне называли страшные цены… Прошел по всем предприятиям, от Сибзавода до завода им. Попова, стал специалистом в массе нюансов и в итоге начал присматривать ближайший тополь, чтобы удавиться… Судьба случайно свела с мастером-одиночкой, который за смешные деньги сделал фигурки. Он нас и спас.

Чтобы не «вылететь в трубу», нужно было выпустить тираж в 50 тысяч штук. В СССР коммерчески успешным являлся реализованный тираж в 5 тысяч. В Омске благодаря собственным усилиям и «сарафанному радио» мы продали 40 тысяч экземпляров. Я порвал тот листочек и вздохнул свободно. То были самые страшные полтора года в моей жизни, но после этого понял: как инженер смогу реализовать любой разумно воплощаемый проект.

…как двадцать с лишним лет назад «Сказ» родился

– На коробке «Империи» впервые появился логотип «Сказа». Уже 26 лет руковожу этим некоммерческим творческим объединением. Есть что вспомнить: например, мы создали для детей и взрослых огромное количество настольных игр, от стратегий до «бродилок». Как правило, это умные, обучающие приключениям игры. Каждая из них – изначально очень хорошо продуманный мир. По некоторым написаны книги. Мы работали как рекламное агентство: 25–30 процентов омского рекламного рынка, около 2000 роликов, порядка 20 информационных фильмов: от посвященных системам розлива нефти до рассказывающих о работе узлов омского «Водоканала», ряд телепрограмм: «Погода в Омске», «Омский гороскоп», «В гостях у Дим Димыча»... Сегодня это в основном социальные проекты. К примеру, у нас в активе восемь краеведческих омских интерактивных проектов.

…как у Бориса Стругацкого эксклюзив получить

– Одно из прекрасных воспоминаний – общение с Борисом Натановичем. Мы тогда задумали игру «Сталкериада». Я связался со знаменитым писателем: мол, хотел бы сделать игру официальной, и он дал свое согласие. Уникальный случай, когда Стругацкий делегировал мне лицензионный договор на передачу неисключительных прав на «Пикник на обочине». У меня на стене висит обложка игры, подписанная им. Несколько раз он сказал о нас московским журналистам: вон там, в сибирском Омске, живут интересные люди…

Помню, встречая упоминание об этом в журналах, я очень этим гордился, потому что мое собственное мировоззрение формировалось благодаря книгам братьев Стругацких. Наше поколение – это «саши приваловы» и «андреи воронины», инженеры, работники НИИ, чье мировоззрение подвергается постоянным испытаниям новой обстановкой…

Автор:Владимир Лифантьев

Фото:с сайтов и из архивов ТО «Сказ»

Теги:герои родного городаЮрий Тетеринувлеченияигры


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

54711 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

241701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

244501 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5915101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6140221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх