Курица - не птица, Черногория - не заграница

В Европе «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Наш человек. В смысле гордо «достающий из широких штанин» при переходе через границу загранпаспорт гражданина РФ.

2649103 декабря 2017
Курица - не птица, Черногория - не заграница

«Мне одного рожденья мало,/Расти бы мне из двух корней…/Жаль, Черногория не стала/ Второю родиной моей», - пел в 70-е Высоцкий. Наше поколение далеко от поэзии. Для Батуриной, Абрамовича, Дерипаски, Полонского благословенное Монтенегро ещё в нулевые стало весьма выгодным вложением средств. Менее состоятельные жители Москвы и её окрестностей – те, про которых эпатажный крёстный отец «Mirax Group» вскользь обмолвился: «У кого нет миллиарда, тот пусть идёт в ж…», вслед за власть предержащими и денег премного имущими, тоже рванули на Адриатику и застроили всё побережье по своему невзыскательному вкусу. Привет Захе Хадид и Норману Фостеру! У россиян своё видение заморского ландшафта. Их хоромы необязательно вносить в список «Двадцати архитектурных шедевров, которые должен знать каждый».

1

В курортном Херцег-Нови, соседствующем с Хорватией – этой «Швейцарией, позлащённой солнцем Востока», выросла вторая Рублёвка.

Экскаваторы-монстры остервенело вгрызаются в подножие горы Орьен. Чудовищные ковши, как за жизнь, цепляются за террасы, с которых открываются панорамы неземной красоты: среди густых средиземноморских лесов – колокольня в стиле барокко, и суперяхта какого-нибудь Натаниэля Ротшильда бороздит аквамариновый залив.

Как бы там ни было, а приятно: приезжаешь в тридевятое царство-тридесятое государство, но и здесь – «русский дух, здесь Русью пахнет». Повсюду они – символы присутствия граждан РФ. Однако все мои попытки запечатлеть «архитектурные объедки с барского стола», как скромно рекомендуют свои «халупы» простые москвичи и жители Санкт-Петербурга, недвусмысленно намекая на прячущиеся в тенистых дубравах замки олигархов, заканчивались безрезультатно. Только я доставала своего маленького друга Sony, как из-под земли возникал «неприветливый хозяин» с крепким затылком и бультерьерскими челюстями. Судя по натруженным рукам, из коллег бывшего министра Сердюкова. А может, мелкая сошка из «Оборонсервиса», как Е.Васильева. Подобно магу Копперфильду – взглядом – этот «солдат удачи» заставлял меня засунуть свою «мыльницу» куда подальше. Поэтому, извините, довольствуйтесь описаниями.

Нет, их нельзя осуждать. Как ты, уважаемый омич, не можешь представить свою жизнь без плывущих по утрам в сиреневой дымке труб, так и эти люди здесь, у кромки лазурного моря, не представляют себя без крика чаек, плеска волны, шёпота ветра и рюмки виноградной ракии под нежную устрицу, выловленную минуту назад бойким Сречко или Павле.

Чтоб из окна ванной – бирюзовые волны, в которых «белеет парус одинокий», а из мансардных окон – поросшие ливанским кедром хребты Динарского нагорья или аутентичная Испанская крепость.

Значит так, поминать в Херцег-Нови Будву – город-курорт, в который туроператоры в первую очередь посылают «русо туристо», – не принято. Дурной тон. Москвичи искренне считают её «недостойной внимания человека, который хоть что-то понимает в пляжах» и обзывают «муравейником с большими ценами, маленькими пляжами и несовершенной системой канализации», «где дом на доме» и слишком много «русскоговорящих жителей».

Будва

Херцег-Нови, весь из белого камня с черепичными крышами, чем-то напоминает нашим людям Севастополь. В нём нет и десятой доли лоска Ниццы или роскоши Монте-Карло, зато отсюда рукой подать до источника вечной молодости и лошадиного здоровья Игало с его радиоактивной грязью и термальными водами. А вечером по каменным ступеням можно спуститься к самому чистому в Европе Адриатическому морю и в ожидании зубана на гриле прогуляться по набережной, которая при ближайшем рассмотрении окажется древней венецианской цитаделью, рухнувшей в море во время последнего землетрясения.

Вот скажите, в какой Франции-Италии вам позволят отгрохать коттедж, чтоб за забором из ценного любовического камня – увитые плющом крепостные стены XVI века, которые помнят испанского адмирала Андреа Дори и султана Сулеймана, бережно хранят осколки наполеоновских ядер, а на воротах - «граффити» от австро-венгров, сделанное в грозном 1918-м?!

В каком Дюссельдорфе у вас не спросят, где вы взяли полмиллиона евро на свой скромный таунхаус с «вишнёвым садом» и апельсиновой рощицей в придачу?

Нет, всё-таки черногорцы – очень благодарный народ. Мы в 1773 году ему картошки отсыпали, не дали умереть с голоду, когда этот шайтан Махмуд-паша разграбил Приморье, а монтенегры нам нынче – землю под ИЖС. Стройте, братья! И ничего не бойтесь!

С незапамятных времён моряки тащили в Херцег-Нови со всех уголков света диковинные растения и посадили такой сад-огород, что сегодняшние жители города на обилие реликтовых деревьев реагируют приблизительно так же, как омичи на тополя. Согласитесь, принципиальная Европа чёрт те что «ботаническим садом Черногории» не назовёт.

Херцег-Нови – альтернатива дорогому Дубровнику, по которому ежегодно проносится семнадцатимиллионное стадо туристов. Эти места, открытые боснийским королём Твртко I, поначалу называли на итальянский манер – Сан-Стефано. Здесь несколько столетий царила Венеция, поэтому недостатка в артефактах нет: на сотню жителей – минимум полтинник «чудес света». Здесь «под каждым ей листом» – и щедрая виноградная лоза, и фаршированная оливка величиной с кулак, и ослич похованый. Культурному человеку всегда есть что выпить и чем закусить впечатления.

И по красоте Херцег-Нови нисколько не уступает распиаренному Дубровнику. Чтоб вы ощутили всю притягательность этих краёв, скажу только, что в XV веке венецианцы (кто-кто, а эти ребята знали толк в прекрасном!) предлагали обменять Херцег-Нови на остров в Адриатическом море и дворец в Сплите! Но герцог Стефан Вукшич отказался.

Ах, если бы не коварная Европа, которая вечно совала палки в колёса отношений между двумя братскими народами, Черногория реально могла бы быть НАШЕЙ Родиной!

Когда летом 1806 года эскадра адмирала Сенявина защищала побережье Черногории от Бонапарта, митрополит Пётр I Негош вынашивал идею создания новой державы путём объединения Югославянских земель. «Дубровник - столица. Верховный властитель - император Александр I» - в нужном направлении мыслил владыка. Но грянула очередная русско-турецкая война, и корабли с андреевским стягом отправились «мочить» иноверцев в Эгейское море, а благодаря подписанному вскоре Тильзитскому миру, восточное побережье Адриатики оттяпали французы.

В 1814-м владыка Пётр вновь обращался к русскому царю принять Черногорию под покровительство России. Увы, любопытный пазл не сложился.

Но, как говорится в рекламе одной всемогучей компании, мечты сбываются. То, что не удалось осуществить при государе Александре I, воплощается при Президенте РФ. Прихватив с собой честно нажитый рубль, россияне без придыхания принялись обживать антикварное пространство и навёрстывать упущенное недальновидными политиками.

Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её нужно по-человечески. Как римские патриции и венецианские купцы. Поэтому в окрестностях Херцег-Нови самые крутые дома принадлежат нашим людям. А самые крутые тачки – со столичными номера.

Известный финал тоже никто не отменял. Простому смертному хочется, чтоб он был красивым. Можно, как говорят местные русскоговорящие жители, конечно, тлеть на полигоне 10X10 кв. км, а можно и у подножия церкви XVI века, в Савиной дубраве.

В двух километрах от Херцег-Нови расположена православная обитель – монастырь Савина, опоясанный историческими некрополями. Здесь всегда хоронили с большим вкусом: что ни надгробье, то произведение искусства. Не кладбища – музеи под открытым небом. И потом сама атмосфера, гений места: римские императоры, Святой Савва, адмирал Ушаков, Наполеон Бонапарт, Иосип Броз Тито и ты – простой русский Ваня. Или Женя. Ей-богу, престижней только на Сент-Женевьев-де-Буа или у Кремлёвской стены.

На холме, открытом солнцу и ласковым южным ветрам, над странноприимным домом – верхний некрополь, близ которого семь веков назад отец сербского православия Святой Савва собственноручно воздвиг церковку. И какой русский не умилится такой послежизни и невольно не перекрестится на поднятые со дна Бока-Которской бухты якоря вместо крестов?

Вокруг Большой церкви Успения Пресвятой Богородицы царит сказочное безмолвие. Говорят, тишина здесь установилась с тех пор, как смолкли католические страсти по православному храму.

Колокольня в стиле барокко так мозолила глаза венецианским дожам, что они приказали расстрелять её из корабельных пушек. Вмиг почерневшее небо не насторожило капитана судна, взявшегося за богохульство. И светопреставление началось. Чем истовее молились прихожане перед иконой Богородицы в храме Успения, тем громче гремел гром, и яростнее сверкали молнии. В финале божественного действа одна из них угодила прямо в пороховую камеру передового корабля, судно взорвалось, и вся команда отправилась к праотцам.

В 2005-м на Джюрджеван (день Святого Георгия) под гигантской золотой люстрой храма и пятнадцатиметровым иконостасом с той самой чудотворной иконой, что спасла монастырь от разрушения, принял крещение сербский режиссёр Эмир Кустурица.

Но жемчужиной мужского монастыря считается не Большая, а Малая церковь. Крохотный (всего каких-то 10X6) храм возвели в 1030 году, когда на этом месте ещё и монастыря-то не было. Но войдёшь внутрь – и сердце останавливается. Муки ли Христа на полуобвалившихся фресках, дыхание ли десяти столетий так действует, поди разберись…

*** 

Сейчас декабрь, и делать в Черногории абсолютно нечего. Монтенегро с ноября по апрель – это пробирающий до костей ветер, высокая влажность и собачий холод. Газа нет, отопления нет, дорогое электричество нужно экономить. А греться у костра анисовкой (не путать с каплями от кашля!), перечитывая на сон грядущий «Летопись попа Дуклянина», - перспектива малопривлекательная.

Зато в мае в Черногории цветёт жуковица, и от её благоухания можно сойти с ума. Вернуться к реальности помогает бодрящая морская водичка +17. Окунёшься, скинешь лет эдак дцать – и прямиком в Херцег-Нови. Искать площадку для будущего таун-хауса.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

66119 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

300901 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

301101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6478101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх