И, конечно, выступать лучше хором

Несмотря на возраст, в свои  шестьдесят с гаком Омский русский народный хор в прекрасной форме и лет до ста покидать сцену точно не собирается.

984410 декабря 2017
И, конечно, выступать лучше хором

В этом воочию смогли убедиться не только фанаты артистов, но и ответственные за всю культуру в регионе Юрий Трофимов и Владимир Шалак.

Совершив триумфальное гастрольное турне по маршруту Ишим — Пермь — Казань — Йошкар-Ола — Ногинск — Рязань — Москва — Уфа и получив Президентский грант за I место во II Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в номинации «Народно-сценический танец», коллектив на-гора выдали родному городу премьеру — вокально-хореографическую композицию «Плавала лебёдушка».

В предвкушении зрелища Концертный зал бурлил, как растревоженный муравейник. Помещение, можно сказать, ещё не остыло после вчерашних судьбоносных событий: на главных подмостках филармонии давали пьесу для взрослой публики «Инаугурация мэра». В главных ролях — В. Корбут, О. Фадина.

Хор умело поддержал высокий градус, заданный профессиональной труппой чиновников. Лейтмотив его выступления звучал светло и мажорно: «Ах, земля сибирская, нет тебя милей!»

Вы не находите, между этими двумя творческими коллективами есть что-то общее? Красиво поют. Вот только наш прославленный хор уже прошёл огонь, воду и медные трубы. А у мэра и его команды — всё впереди, всё только начинается. И огонь, и вода по трубам…

Художественный руководитель ОРНХ Александр Зобов решил стратегически верно: чего тянуть, и лебеди поплыли первым номером программы. Несколько смущал лёгкий топот птиц, которые согласно легенде и замыслу хореографа в финале превращаются в снег. В антракте я подошла к репетитору балетной труппы. Ну, чтобы меня переубедили, мол, послышалось, посторонние шумы в зале. Однако педагог, тяжко вздохнув, призналась: лебеди топали, номер сыроват. «Пахать и пахать», — вынесла вердикт Любовь Росстальная, некогда блиставшая в хореографических постановках. И привела в пример первого балетмейстера коллектива — Якова Коломейского. Прежде чем номер становился бриллиантом, его «ограняли» пять лет! Хороший танец, как дорогое вино, должен «отстояться».

Злые языки утверждают, что золотые годы Омского хора в прошлом, когда он был рупором русской культуры за рубежом, а гастроли длились до 8 месяцев в году. Но мужская группа балета развеяла сомнения скептиков. Даже сидевшая рядом со мной поклонница слегка за семьдесят не удержалась и всплеснула руками: «Прям цирк Дю Солей какой-то!» В единодушном порыве мы с бабушкой решили: за ЭТО надо брать отдельные деньги. Хотя и у неё и у меня билеты были недешёвые — по 800 рублей. А за «самые вкусные» места в партере истинные ценители народного творчества не пожалели и полутора тысяч.

На демократичных балконах неистовствовали, отбивая ладони, и стар, и млад. И в них тоже таким вот художественным способом входила народная культура и просыпалась любовь к родному краю. В зале был аншлаг.

В советское время такой славы, как у омичей, не было ни у одного коллектива из российской глубинки. Вся Европа, — да что там Европа! — Кампучия, Мозамбик, Куба и Монголия — рыдали над «Песней о Ермаке». А когда «омский Шаляпин» Леонид Шароха затягивал «По диким степям Забайкалья», у иноверцев волосы на голове вставали дыбом!

СпрОсите, откуда у нас такое чудо? В стародавние времена за отсутствием телевизоров, компьютеров, ай-падов и прочих бесовских гаджетов люди развлекали себя сами. К примеру, пели хором.

Вторым Митрофаном Пятницким Сибирь, конечно, не разжилась. Зато у нас была заслуженный деятель искусств РСФСР Елена Калугина. В кратких перерывах между гастролями она ездила по деревням и сёлам Прииртышья: собирала песни. Благодаря её таланту, помноженному на самобытность Аграфены Оленичевой и «вокальное чудо» Марии Селивановой, вкупе с гениальными менеджерскими способностями Юрия Юровского, родился коллектив, ставший визитной карточкой нашей губернии. Люди встретились, загорелись, переплавили собранный материал в бессмертные вокально-хореографические композиции и будьте здоровы!

Но самое интересное началось в 1962-м, когда из Москвы приехал Георгий Пантюков. Фронтовик, выпускник Московской консерватории, бывший главный хормейстер знаменитого Хора имени Пятницкого, Пантюков знал один простой секрет — хорошо исполненная песня обладает магической силой: может и в пляс отправить, и в смертную тоску вогнать.

Чтобы доказать, что коллектив по праву носит звание одного из лучших в СССР, в 1971-м омичи отправились в столицу на соревнование. Певческие состязания с хором имени Пятницкого поставили в тупик даже видавших виды членов жюри. И тогда Минкульт принял неординарное решение: вручить две Госпремии РСФСР имени Глинки.

Каждому времени — свои герои. Была эпоха Пантюкова, сейчас время Зобова. Заслуженный деятель культуры Омской области Александр Зобов руководит коллективом с 2013-го. И по, замечаниям профессионалов, вокальное мастерство хора крепчает год от года. «С бывшим худруком у омичей намечался опасный крен в фольклор, — поделился своими впечатлениями от премьеры заслуженный артист России Георгий Базилевский, сорок лет проработавший в хоре, — но ещё Пантюков говорил, что на одном фольклоре далеко не уедешь. Хор должен прославлять свой край». Что он с превеликим удовольствием и делал на концерте.

Не буду вынимать у вас душу разнообразными описаниями, предлагаю краткое содержание зрелища. Проплыв лебедями, грянули родимые: «Эх, тройка мчит!», «Эх, ты удаль молодецкая, эх, ты девичья краса!». Девушки немного взгрустнули у прихваченной морозцем рябины, хлопцы взбодрили песнью про «буланого коня», что «летит стрелою». Поскольку публике особенно была близка тема замерзающих в степи людей, на «бис» звучали вокальные композиции про ямщиков, а звук балалаечной струны просто вогнал в её экстаз. У русского человека, как ни крути, не перерезана пуповина с балалайкой. А когда на ней зазвучит «Ой, да степь широкая», можно увидеть и «ангелов небесных».

Во втором отделении вниманию зала был предложен народный мюзикл «Зимние сибирские забавы». Снеговик, пимы, сани, пляски, частушки, дохи, кафтаны — всё смешалось на сцене концертного зала. Это Станиславский XXI века — главный балетмейстер Омского русского народного хора Зуфар Толбеев.

Забавлялись чисто по местному: с игрищами да с переборами, на лыжах ходили, удаль молодецкую в кулачных боях потешили (а какая гулянка без драки?!). А гармонист (руководитель оркестра Владимир Евдокимов) так расстарался, что играл, повесив инструмент на спину.

В финале, как водится, все пошли в баню и поддали жару в танце с веничками.

Омский хор сложно назвать просто хором. Это, скорее, театр. Певцы и танцоры делают настоящее шоу, цепляющее с первых номеров. Напевность, задушевность и никакой цыганщины.

Наряды пошиты, правда, к 65-летию коллектива, но всё равно любо— дорого смотреть: бисер, стразы, золотая нить, каменья. В Сибири отсутствие украшений на женщине воспринималось как признак бедности. В битых молью кокошниках выступать не принято. А если это артисты, лицо региона — да пусть эти тюменцы от зависти нефтью умоются, а красавицы омички будут выступать в жемчугах!

Омский русский народный хор — богатство и гордость Омской области. Согласитесь, не так уж много осталось у нашей губернии богатств. Хор — то немногое, что светлые головы ещё не догадались перерегистрировать в Москве или Питере. Поэтому, спешите видеть! И, разумеется, слышать. Сегодня, 10 декабря, в 17:00, на бис — «Зимушка-лебёдушка».

Автор:Оксана Дубонос

Фото:автора

Теги:музыкахор


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 марта

Гончарук сыграет Путина

Гончарук сыграет Путина

390111 февраля 2018

Ваше мнение

21.02.2018

Как вы оцениваете первые шаги Оксаны Фадиной на посту мэра Омска?

21.02.2018

Как вы оцениваете первые шаги Александра Буркова на посту главы Омской области?

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



Другие новости





Блог-пост

Александр Карант

— предприниматель

Евгений Александров

— неравнодушный омич

Виктор Скуратов

— предприниматель

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Здоровье

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Восемь правил ЗОЖ, позволяющих в 60 лет летом бегать босиком по раскаленному асфальту, а зимой купаться в проруби - как это делает профессор Разумов.

80514 февраля 2018
Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Story

Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Свой «собачий» номер обладатель «циркового Оскара» Николай Павленко передал молодой семье, выбрав из многих желающих.

123812 февраля 2018
На манеже — всей семьей

Кредо

На манеже — всей семьей

Цирковая семья Минасовых — это уже три поколения: Светлана и Артур, которых не поворачивается язык назвать бабушкой и дедушкой, их дети «без единого пятнышка» Максим и Анастасия и внуки Антоний и Полина, которым тоже светят софиты цирка…  

152107 февраля 2018
Рахель Кричевская: «Мои дети учатся в трех школах…»

Откровенная история

Рахель Кричевская: «Мои дети учатся в трех школах…»

«ВОмске» завершает проект «Семь историй одного выбора». История седьмая и последняя, от Рахель Кричевской, супруги главного омского раввина и матери семерых детей, – о том, как воспитывать детей из ортодоксальной еврейской семьи в сибирском городе.

2550106 февраля 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске






Другие новости


Новости smi2.ru

Наверх