Музей имени М. А. Врубеля: в 93 начинается самое интересное

Прошло совсем немного времени с тех пор, как взоры музейной России были прикованы к Омску. Сочетание «Эрмитаж-Сибирь» звучало настолько фантастически, что иные переспрашивали: где-где?

73213 декабря 2017
Музей имени М. А. Врубеля: в 93 начинается самое интересное

Визит Михаила Пиотровского на Музейную, 4, подарил городу светлое культурное завтра. В 2019-м обновлённое здание «Саламандры» превратится в новый корпус Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и примет центр «Эрмитаж-Сибирь».

«Если всё пойдёт по задуманному плану», — уточняет его директор Фарида Буреева. Накануне 93-летия музея она рассказала, почему идея создания представительств Эрмитажа по стране оказалась жизнеспособной, как в предстоящем году «выстрелят» айны Хирасавы, и каким образом омские музейщики вместе с компанией «Норильский никель» будут «осваивать Север».

— С момента отъезда Михаила Борисовича прошло совсем мало времени, чтобы принимать кардинальные решения и строить планы. Он пообещал к нам вернуться. Приехать на открытие центра «Эрмитаж-Сибирь».

Но главное, что Пиотровский увидел, как мы работаем и на что способны. В ходе общения, — а мы разговаривали не только за директорским столом, но и посещали реставрационные мастерские, фондохранилища, встречались с коллегами из других учреждений культуры, — выяснилось, что идея создания представительств Государственного Эрмитажа по стране оказалась жизнеспособной. К примеру, «Дни Эрмитажа» в Екатеринбурге, где будет создаваться «Эрмитаж-Урал», прошли раньше, чем в Омске. На базе музея был организован мастер-класс по реставрации графики, и омичи приняли участие в этом обучающем семинаре. А сотрудники Екатеринбургского музея изобразительных искусств приезжают к нам, чтобы пройти «школу фандрейзинга». Взаимодействие между центрами существует, и сеть, которую выстраивает Эрмитаж, работает.

Ещё один яркий пример — премия «Искусный глагол», учреждённая Эрмитажем и Благотворительным фондом В. Потанина при инициативе Екатеринбургского музея изобразительных искусств и поднимающая проблему культурной журналистики. Мы говорим о том, что журналист — это прежде всего индикатор, показатель уровня культуры того или иного региона. Как много здесь зависит от журналистов, насколько профессионально они способны транслировать в мировое пространство то, что задумано на местах. Премия «Искусный глагол» объединяет людей, пишущих об искусстве, из разных регионов, где будут созданы или уже существуют эрмитажные центры. В итоге они встретятся на площадке Государственного Эрмитажа, где состоится вручение Гран-при. Музей приглашает всех журналистов принять участие в этом конкурсе.

Мы наконец-то увидели лицо первого директора

21 декабря у музея день рождения. Дата некруглая, но очень важная для нас. Мы не будем открывать новых выставок. В музее работают долгосрочные проекты «Звери, птицы, рыбы», «Площадь Революции», «Ремесло как искусство». В Генерал-губернаторском дворце по-прежнему можно увидеть «12 стульев из дворца», а к Новому году вниманию посетителей будет представлено очень любопытное собрание ёлочных украшений из частной коллекции.

Прошедший год стал юбилейным для основателя нашего музея Фёдора Васильевича Мелёхина. По большому счёту именно 2017-й год «подарил» нам Мелёхина. Мы наконец-то увидели его лицо. До этого момента были некоторые сомнения, но — спасибо нашим коллегам из историко-краеведческого музея! — они их наконец-то развеяли. Спустя почти столетие в музее рассмотрели, как выглядел наш первый директор. Поэтому 2017-й оказался для нас ещё и чудесным годом открытий.

Нынешний день рождения коллектив отметит в домашнем семейном кругу. Но не за горами 95-летие. Впереди — большое торжество, и наша задача состоит в том, чтобы разработать обширную программу подготовки к знаменательной дате и ее реализовать.

Будем апеллировать к «гению места»

Ресурсы музея огромны, поэтому в будущем году мы должны посмотреть внутрь себя. Нам нужно подняться на несколько иной уровень интерпретации и подачи той коллекции, которой мы обладаем.

Будем апеллировать к локальным особенностям, к местным резервам. Музей наметил несколько крупных выставочных проектов, связанных как раз с омской темой. А идею предполагаем реализовать главным образом на основе собственного собрания.

2018 год — перекрёстный Год культуры Японии и России. В связи с этим мы планируем показ очень интересного, объёмного проекта, связанного с «Омской сенсацией», — 12 акварелями Бёзана Хирасавы (В Омске хранится самая крупная в мире коллекция айну-картин этого японского художника. К примеру, в Токийском национальном музее всего 4 работы мастера — прим. авт.). Эта тема интересна с точки зрения истории поступления работ, их реставрации и изучения японскими и омскими специалистами.

Японская коллекция — лауреат первого конкурса, объявленного Благотворительным фондом В. Потанина в рамках программы «Первая публикация». Омское собрание опубликовано в прекрасном издании, которое было презентовано уже многим уважаемым коллегам, и в том числе Михаилу Борисовичу Пиотровскому.

Тема айнов получила продолжение в творчестве знаменитого омского мастера Дамира Муратова. Он создал серию работ «ОкеАйн, или Следы в океане». Мы будем объединять эти материалы, и в таком многомерном ракурсе попытаемся раскрыть всю историю «Сенсации». Хочется, чтобы это была не планшетная выставка, где много текстов, которые довольно скучно читать. Наша задача — найти приём, позволяющий зрителю задержаться на экспозиции подольше и понять не только специфику коллекции нашего музея, но и по большому счёту нашего города.

Норильский никель — омская тема

Совместно с «Норильским никелем» музей планирует большой проект под названием «Иртыш течёт на Север».

В этом году известная российская горно-металлургическая компания инициировала межмузейную программу «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Три года, с 2017 по 2019-й (к столетию открытия Норильского месторождения), музеи различного профиля девяти регионов, от Кольского полуострова до Таймыра, будут вести выставочный «рассказ» о яркой, полной драматизма и захватывающих приключений истории русского пути на север. Своеобразная антология его освоения получит своё продолжение в публикациях: будут изданы большие альбомы-каталоги, содержащие не только описательную часть, но и исследовательские статьи специалистов.

Омск неспроста пригласили принять участие в проекте. Дело в том, что в 1919 году на Таймыре экспедиция Н. Н. Урванцева открыла месторождение никеля. Разведывательная партия отправилась из Томска, но разрешение и материальная поддержка были получены в Омске у Александра Васильевича Колчака. Поэтому тема Севера и норильского никеля близка Омску.

Наш город принял активное участие в освоении Северного морского пути. Идея перевозки хлеба из Сибири в Архангельск через Северный Ледовитый океан появилась в 1919-м при Колчаке, но в этот год Карская экспедиция не состоялась. Этим путём прошли только в советское время. В Омском музее изобразительных искусств хранится работа Виктора Ивановича Уфимцева «Карская экспедиция», есть материалы о ней в историческом архиве, музей речного училища и института водного транспорта располагает артефактами с судна, штурмовавшего арктические воды.

До 14 августа 1944 года границы Омской области доходили до Карского моря. В годы Великой Отечественной войны случилась трагедия конвоя БД-5 (Внутренний арктический конвой БД-5был потоплен 12 августа 1944 года в Карском море немецкой подлодкой. Трагедия унесла жизни нескольких сотен военных, женщин и детей, отправившихся на остров Диксон на полярные станции для смены зимовщиков —прим.авт.), и материалы о ней также будут представлены в проекте.

А со второй половины XX века начинается промышленное освоение севера Сибири, в том числе добыча углеводородов. Этот этап истории нашел отражение в творчестве отечественных художников.

Выставка получится разноплановая, она будет включать в себя не только художественный материал, но и архивные документы, фотографии.

Ларионов уедет — Эрмитаж вернётся

Поскольку следующий год — Год театра, а музей обладает интересными коллекциями эскизов декораций и костюмов к различным постановкам, у нас запланирована выставка, посвящённая этой теме. В 2018-м исполнится сто лет с момента гибели царской семьи — какие-то проекты будут отражать и это событие. Кроме того, мы помним, что в 1918-м Омск становится белой столицей России, а значит, омичи обязательно увидят произведения художников той эпохи.

Пока нет здания, где Омск может принимать масштабные проекты из Государственного Эрмитажа, но в следующем году в городе обязательно пройдут «Дни Эрмитажа». Осенью музей в третий раз ожидает гостей из Санкт-Петербурга.

В будущем году Государственная Третьяковская галерея организует выставку работ Михаила Ларионова. В омском музее находятся две работы мастера — «Павлин» и «Цирковая танцовщица». Они приглашены принять участие в проекте. Самое любопытное, что «Цирковая танцовщица» поступила к нам в 1932-м году как раз из собрания Третьяковки. К тому моменту в области искусства утвердилось одно направление — соцреализм. Дабы спасти коллекцию русского авангарда, москвичи приняли решение о распределении произведений по региональным музеям. К нам приходит русский авангард. Сегодня он востребован не только в России. Часть омской авангардной коллекции находится сейчас в Екатеринбурге, но уже в январе вновь вернётся в музей.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 марта

Гончарук сыграет Путина

Гончарук сыграет Путина

390111 февраля 2018

Ваше мнение

21.02.2018

Как вы оцениваете первые шаги Оксаны Фадиной на посту мэра Омска?

21.02.2018

Как вы оцениваете первые шаги Александра Буркова на посту главы Омской области?

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



Другие новости





Блог-пост

Александр Карант

— предприниматель

Евгений Александров

— неравнодушный омич

Виктор Скуратов

— предприниматель

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Здоровье

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Восемь правил ЗОЖ, позволяющих в 60 лет летом бегать босиком по раскаленному асфальту, а зимой купаться в проруби - как это делает профессор Разумов.

80514 февраля 2018
Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Story

Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Свой «собачий» номер обладатель «циркового Оскара» Николай Павленко передал молодой семье, выбрав из многих желающих.

123812 февраля 2018
На манеже — всей семьей

Кредо

На манеже — всей семьей

Цирковая семья Минасовых — это уже три поколения: Светлана и Артур, которых не поворачивается язык назвать бабушкой и дедушкой, их дети «без единого пятнышка» Максим и Анастасия и внуки Антоний и Полина, которым тоже светят софиты цирка…  

152107 февраля 2018
Рахель Кричевская: «Мои дети учатся в трех школах…»

Откровенная история

Рахель Кричевская: «Мои дети учатся в трех школах…»

«ВОмске» завершает проект «Семь историй одного выбора». История седьмая и последняя, от Рахель Кричевской, супруги главного омского раввина и матери семерых детей, – о том, как воспитывать детей из ортодоксальной еврейской семьи в сибирском городе.

2550106 февраля 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске






Другие новости


Новости smi2.ru

Наверх