Желтая пресса требует жертв

Не может высокое искусство обосноваться там, где отвалилась плитка, ободрали стены, где грязь и беспорядок.

70713 декабря 2017
Желтая пресса требует жертв

Часто задавался мыслью, почему в некоторых СМИ могут выходить навеянные ветром публикации, в которой правды — не более чем с мизер, но выдают всё изложенное в ней за ужасающую реальность и правду жизни? Кто от этого в выигрыше? Медиаресурс? Какое-то из учреждений? Для меня уже года три некоторых изданий просто не существует, и слышать о них не хочу от своих знакомых, которые бросают ссылки в Фейсбук и говорят: «А ты уже читал?..» По этому поводу происходят у меня с ними порой даже очень жесткие разговоры, в которых я им в итоге просто запрещаю читать какое-то издание, где черное представляют белым — и наоборот. К сожалению, на собственном опыте знаю, о чем говорю. Но иногда происходит что-то совсем непонятное.

Вот сегодня с утра открываю один из мною уважаемых интернет-ресурсов «СуперОмск» и читаю новую публикацию: «Искусство требует жертв: куда уходят деньги из гостеатров?»

Стало обидно. Вырванные из контекста суммы контрактов, гонорары артистов и хозяйственные расходы театров автор пытается представить «неэффективной деятельностью учреждений» и их руководства.

Поймите вы, не может быть высокого искусства там, где есть дрязги, как внутри сферы — так и вне ее. Сегодня отток ведущих деятелей искусства из региона — это, в том числе, и результат их травли журналистами.

Вспоминаю материалы, в которых публиковались мои доходы. В том году я продал квартиру и машину, и исходя из общей суммы дохода, журналисты сделали вывод о моей заработной плате — свыше 300 000 рублей ежемесячно. Ко мне заходит главный режиссер и недоумевающе спрашивает: «Анджей Анатольевич, это правда?» А мой принцип работы в театре основан на доверии и прозрачности. Я в театре ни от кого не скрываю, сколько зарабатываю. Пришлось собирать всех сотрудников, чтобы атмосфера доверия не была подорвана, распечатать свою декларацию и всем желающим ее показать.

Говоря о гонорарах, сложившихся в театральной среде, я с высокой долей ответственности могу заявить, что ни один директор или художественный руководитель, будь то опытный руководитель или недавно принятый, не будет заключать контракт в ущерб театру, не будет его обкрадывать. Нужно ненавидеть театр, чтобы пойти на такое. Более того, суммы гонораров в контрактах, опубликованных на сайте госзакупок, включают в себя не только подоходный налог, но и отчисления в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования, соответственно, чистый доход, который получает контрагент, составляет примерно 2/3 от опубликованной суммы.

Если рассматривать понятие «дешевый режиссер», «дешевый художник» или «дешевый спектакль», что бы вы вложили в него? Не думаю, что в призме обывателя понятие «дешевая вещь» — это значит «качественная». Я бы не хотел, чтобы театр называли «дешевым». Любая качественная работа не может быть дешевой априори. Сегодня в Северном драмтеатре мы пересмотрели систему оплаты труда для артистов. И я горжусь, что за достойную работу мои ребята получают достойные деньги. И я страшно недоволен тем, что мой режиссер Константин Викторович Рехтин финансово недооценен — в силу экономических причин. Те спектакли, которые он выпускает, никак не подпадают под понятие «дешевых». Нельзя «гнобить» слухами о высоких гонорарах людей, которые создают лицо театра, делают его популярным и выпускают качественные спектакли. Я стараюсь работать так, чтобы создавать максимально комфортные условия для работы артистов, режиссера, работников за сценой, в том числе и финансовые условия.

Мне интересно, как бы отреагировали любители футбола или хоккея, в частности болельщики «Авангарда», если бы прием игроков в команду осуществлялся по 44-му ФЗ: тот, кто предложит играть за наименьшую зарплату, тот и попадает в команду? Смешно же! Постановочная группа театра — это та же команда единомышленников, и чем профессиональнее они, тем качественнее выпускаемый ими продукт, в данном случае, спектакль.

Я не скрываю того, что в театральной среде есть постановки, которые убыточны и они могут и должны быть на сцене по нескольким причинам:

  • это некоммерческий спектакль, которые иногда в десятки раз себя окупают, а фестивальный. Не всегда фестивальный спектакль, который отображает уровень роста театра и его лицо, востребован у массового зрителя, но такие постановки необходимы театру, режиссеру, самим актерам — для того, чтобы они росли профессионально;
  • спектакль становится нецелесообразно восстанавливать в связи со сменой артистического персонала и по ряду других причин;
  • спектакль не удался и может в будущем повредить имиджу театра, поэтому его прокатывают единичное количество раз, а бывает, спектакль и не допускают до премьеры во время сдачи.

Но такие случаи очень редки, и театр очень тяжело это переживает.

Сегодня тот вопрос, который уже даже на федеральном уровне решили и вывели сферу культуры, в частности, театры из-под приравнивания к социальной сфере — это уже колоссальнейший шаг вперед. Не может стоимость услуг в культуре измеряться мерами социальных услуг, это другие услуги, это абсолютно другая сфера деятельности и другие принципы формирования цен, качества закупаемых материалов и прочих трат. Они не сравнимы между собой.

Каждый раз обходя театр, в первую очередь думаешь о комфорте пребывания в нем как работников, так и зрителя. Не может высокое искусство обосноваться там, где отвалилась плитка, ободрали стены, где грязь и беспорядок. Все должны ощущать комфорт, радушие и красоту храма культуры. Но главное — я лично отвечаю за любые показатели, достигнутые театром, и связанные с этим траты и на 100% уверен в своих решениях, как и любой другой руководитель театра.

Театральная сфера — очень тонкая среда, требующая понимания. Сфера экономики требует абсолютного анализа, а вот экономика культуры и в особенности театра просто не может допустить такой топорной работы и анализа за пять минут. Обращаясь ко всем главным редакторам омских СМИ, убедительно прошу вас доверять писать о культуре тем людям, которые понимают и разбираются в этой теме.

Спасибо за понимание. Наболело.

Автор:Анджей Неупокоев

Фото:Ольга Плахина

Теги:театрСМИ

Новости по теме


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

09.01.2018

Ждете ли вы перемен в своей жизни в 2018 году?

Уже проголосовало 62 человека

09.01.2018

Как вы оцениваете для себя прошедший 2017 год?

Уже проголосовало 60 человек





Блог-пост

Алексей Фирсов

— социолог

Нателла Кисилевская

— журналистка

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Елена Агафонова. Ни слова о цирке

Кредо

Елена Агафонова. Ни слова о цирке

…но две тысячи слов о семье, вере, йоге и личной жизненной философии директора Омского цирка.

 

189612 января 2018
Марина Хариби: «Завтрак мне подают в одной посуде, обед – в другой»

Еда

Марина Хариби: «Завтрак мне подают в одной посуде, обед – в другой»

Марина Хариби в «Гастрономической симфонии»: владелица «Росювелирторга» провела вечер в кафе «Монплезир», отведала палтуса под соусом вишисуаз и заодно рассказала, ради кого впервые за долгие годы готова сама встать к плите.

3559603 января 2018
Хоккеист павлодарского «Иртыша» на сцене сделал предложение приме музтеатра Нине Маляренко

Светские хроники

Хоккеист павлодарского «Иртыша» на сцене сделал предложение приме музтеатра Нине Маляренко

Ведущая балерина Омского музыкального театра получила предложение руки и сердца сразу по окончании спектакля в минувший четверг. (ВИДЕО)

79731 декабря 2017
Семикин-младший взял в жены «железную леди»

Светские хроники

Семикин-младший взял в жены «железную леди»

26-летний сын предпринимателей Андрея и Татьяны Семикиной Иван надел кольцо на палец своей невесте Алине.

270822 декабря 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске







Новости smi2.ru

Наверх