«Гришка Вольт»: взрослым вход воспрещен

Центр современной драматургии, расположившись на новой площадке «Арт-центр на Любинском», продолжает удивлять и даже шокировать.

2174421 января 2018
«Гришка Вольт»: взрослым вход воспрещен

Шокирует он только взрослого зрителя, в то время как юные омичи нашли себе верного союзника, который их не высмеивает, а открыто говорит об их жизни и общается с ними на их языке. Взрослым сложно понять мир подростка, а за этой сложностью зачастую приходит и нежелание. Чаще всего контакт родителя и ребенка заканчивается посланием «ты должен / не должен». В итоге дети оказываются в положении отвергнутых – ведь их мир и их действительно важные дела и проблемы никто всерьез не воспринимает.

Такая преамбула к рецензии к спектаклю «Гришка Вольт» (12+) вызвана двумя факторами. Во-первых, после спектакля по пьесе драматурга и режиссера Светланы Баженовой взрослые были возмущены «отсутствием воспитательного момента». Во-вторых, собственно сам текст пьесы. Ведь что ожидаем мы, когда ведем подростков на спектакль для несовершеннолетних? Мальчиков, зайчиков и глубочайшую мораль. Почему зачастую дети скучают на спектаклях? Потому что им показывают искусственно созданный мир, к которому они не имеют никакого отношения. Их жизнь намного сложнее, глубже и серьезней. И на непонятном для нас языке. И это проблема наша, а не подрастающего поколения.

1

Итак, фабула спектакля. На Землю прибыли пришельцы и пригрозили всему человечеству полным уничтожением. А под инопланетный купол попала обычная школа из Тарского района (как ни крути, драматург родом из омского региона). Инопланетяне пояснили местным, что через 24 часа погибнут все, но один экземпляр рода человеческого будет забран в музей неудавшихся экспериментов. Это, кстати, поражает наших героев-одноклассников: пришельцы назвали их бесперспективными, бесполезными неудачниками. Они, конечно, боятся предстоящей гибели, но пока плохо себе ее представляют. Их скорее угнетает беспомощность, и они дерзко пытаются «петушиться» перед инопланетянами. Естественно, предпринята попытка выйти из-под купола, но ребята натыкаются на силовое поле, которое бьет их током.

Перед нами четверо парней, девушка и их учитель информатики Николай Андреевич. Драматург отходит от классического  школьного набора: «лидер», «тихоня», «ботаник», «самая красивая девочка», «задира», «богатенький сынок». Вместо этого Баженова создает более реальную компанию, в которой все равны. Мальчики одеты одинаково – джинсы, толстовки. За исключением школьника Ромы (Владимир Кин). Несмотря на свой деловой костюм, лишь он высокомерно смеется и пытается унизить единственную девочку.

Развязного уличного парня играет Антон Булавков. Это единственный герой, который не имеет имени, а зовется одноклассниками Шмыгой. Булавкову не впервой играть представителей гоп-культуры. Наиболее ярко у него это вышло в эпизодической роли в спектакле Михаэля Теплицкого «Мой первый раз» (ТОП-театр, 2013 год.). В спектакле «Гришка Вольт» актер играет подростка, последнее желание которого перед гибелью – «пожрать».

Также Светлана Баженова выводит на сцену школьника по имени Павлик, называющего себя «толстым, тупым и трусливым». Актер Егор Лябакин создал совершенно очаровательного персонажа, который не раздражает, а умиляет рассуждениями о том, что не получится из него экспонат даже для инопланетного музея. «На общем историческом фоне и в планетарных масштабах выгляжу бледно», — признает Павлик. Но без жалости к себе, а лишь с грустной констатацией факта. Кажущиеся нелепыми зрителю выпады Павлика и не самые деликатные его рассказы герою прощаются. Лябакин подкупает мимикой беззлобного и наивного парня, довольного жизнью в результате приятного события – доставшегося ему бутерброда.

Особого акцента на девочке в спектакле нет. Актриса Дарья Березовская сыграла школьницу по фамилии Чекмарева. Девочка в классической белой блузке и черной юбке колоколом требует сообщить об инопланетном захвате президенту и презрительно смотрит на мальчишек, смело отвечая грубостью на их подростковые выпады.

Взрослого героя, Николая Андреевича, сыграл Иван Курамов. Статный, но ссутуленный учительскими мытарствами. Скорее для него подходит термин «забитый». И, как говорит Павлик, «отстой полный». Дети преподавателя не обижают, но и пиетета к нему не испытывают. Без взрослого персонажа в спектакле не обойтись – кто-то, кроме взрослого зрителя, должен в этой истории чувствовать себя инородным телом. Николай Андреевич по большей части молчит. В начале он кричит инопланетянам, чтобы его забрали в музей. Со стороны выглядит, будто учитель изо всех сил старается выбраться не с планеты, а из кабинета  — подальше от своих учеников. Второе громкое явление героя Курамова — красочный, громкий и совершенно непонятный для нас монолог про игру Dota (популярная компьютерная игра), в которую герои играют, наплевав на скорую гибель человечества. Ведь вместо того, чтобы предаваться панике и страдать о несделанных делах, ребята продолжают жить своей жизнью, последним одним днем.

А вот другой монолог персонажа Ивана Курамова уже серьезнее: учитель информатики вдруг понимает, что  инопланетяне ему ближе, чем собственные ученики. «Вы непостижимые, и мне же с вами приходится с утра до вечера. Я устал», — неожиданно для себя произносит Николай Андреевич. Курамов блестяще отыгрывает этот монолог. Он  говорит о ледяных глазах детей, об их жестокости и беспомощности. «Я не понимаю, как с вами. Любить? Жалеть? Ненавидеть? Беречь? Убивать?...», — рассуждает  учитель информатики. Школьники же решают, что их «взрослый сокамерник» свихнулся.

И, конечно, сам Гришка Вольт. Высокий парень в желтой толстовке, с падающими на глаза волнистыми волосами. У актера Дмитрия Исаенко волчий взгляд и медленные выверенные движения. Он немногословен. Наблюдает, сидит в раздумьях на подоконнике, заступается за Чекмареву, не раздумывая, бьет одноклассника Рому и готов ударить Павлика. Гриша — детдомовец, он ничего не боится — ни жить, ни умирать. Это самый яркий пример современного подростка — бесстрашного, вымотанного, который хочет, чтобы его просто оставили в покое, ничего не навязывали, не доставали нормами морали и поведения. Ему не нужны бесплотные рассуждения и болтовня о подвигах. Грише тесно, он перегорел, устал. Как устают наши дети от окружающего мира, полного пошлости, придуманных обязательств, навязанных шаблонов. Они начинают искать свою правду. Грубо и неумело подростки разрывают этот круг поведенческих моделей, в который их запирают взрослые.  Информационное поле подрастающего поколения гораздо шире и смелее. Им недостаточно ответов об окружающем мире от дядь и теть — им нужно докопаться до своего ответа: может, он неправильный, но он добыт в результате их усилий, а не навязан  сверху. Подросткам важно выработать свою реакцию, исследовать. И они не боятся конца света. Особенно когда музыкальным сопровождением служит песня «Paint It Black» английской рок-группы The Rolling Stones в разных интерпретациях.

Спектакль «Гришка Вольт» по пьесе Светланы Баженовой — это постановка исключительно для детей и подростков. Все зашитые в тексте шифры разгадать взрослому не по силам. Более того, мы негодуем от того, что не можем многого понять. Мы в ужасе от их рассуждений о подвигах солдат, от пошлости их перебранок, от «неджентельментства» по отношению к девочкам, от отсутствия уважения к учителю.

Для работы над пьесой драматург объездила не две и не три школы, чтобы попытаться проникнуть в мир современного подростка, узнать, чем он дышит. Если вы когда-нибудь слышали разговоры школьников в автобусе или магазине, то вспомните, как попытались это забыть, потому что на мгновение вам стало просто страшно от услышанного. Так и во время спектакля «Гришка Вольт» нам невыносимо признавать, что к жизни подростков мы не имеем никакого отношения. Это диалог автора, артистов и их целевой аудитории — ни шага вправо, ни шага влево.

Можно сколько угодно возмущаться, но создатели спектакля подростков услышали, заговорили на одном с ними языке (сложно не повторить этого снова), а те, судя по реакции, почувствовали, что к ним наконец-то обратились. Давно пора было.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.01.2019

Этично ли проводить сегодня акции, подобные раздаче «блокадного» хлеба?

Уже проголосовало 85 человек

11.01.2019

Нужны ли в Омске бэби-боксы?

Уже проголосовало 129 человек











Блог-пост

Илья Бродский

— краевед

Валерий Евстигнеев

— Руководитель в благотворительном центре «Радуга»

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Арбитраж утвердил Алексина в качестве внешнего управляющего ТПИ «Омскгражданпроект»

Несмотря на возражения залогового кредитора и Федеральной налоговой службы, в банкротящемся институте введена процедура внешнего управления, за которую проголосовали дольщики на январском собрании кредиторов.

1077114 февраля 2019

Юрий Трофимов: «Я не могу повесить напротив каждого памятника камеру»

Министр культуры Омской области встретился с активистами отделения Всероссийского общества охраны памятников.

69314 февраля 2019

«Дольщики д. №3 по ул.70 лет Октября» vs «Ф-Консалтинг»

В редакцию «ВОмске» поступило письмо, подписанное «Дольщики дома №3 по ул. 70 лет Октября», с вопросами-претензиями к ООО «Ф-Консалтинг». Пресс-служба компании дала оперативный комментарий.

1183213 февраля 2019

Знаете ли вы Омск — 8?

Сегодняшний тест посвящен архитектуре нашего города.

40513 февраля 2019

Знаете ли вы Омск — 7?

Недавно отметил день рождения «первый из первых» омский губернатор.

93302 февраля 2019

Стиль жизни

Павел Онучин: как раскрасить жизнь успешным стартапом

Кредо

Павел Онучин: как раскрасить жизнь успешным стартапом

23-летний программист придумал, как зарабатывать хорошие деньги из любой точки мира – и пока не собирается покидать родной Омск.

100505 февраля 2019
Руслан Очеренков: «Считаю отцовскую политику ведения бизнеса гениальной»

Story

Руслан Очеренков: «Считаю отцовскую политику ведения бизнеса гениальной»

Старший сын Виктора Шкуренко – откровенно об отношениях с отцом, своей кондитерской фабрике и идеальной модели собственной семьи.

1663602 февраля 2019
Саша, который не спал пять лет

Откровенная история

Саша, который не спал пять лет

Что делать, если видишь перед собой потенциального пациента стационара, но понимаешь, что отправлять его туда – не лучший вариант…

1112131 января 2019
Александр Дерябин: «Честно скажу, эмоционально участие в конкурсе мне далось нелегко...»

Кредо

Александр Дерябин: «Честно скажу, эмоционально участие в конкурсе мне далось нелегко...»

29-летний предприниматель, прошедший в финал конкурса «Лидеры России» – о бизнесе со школьной скамьи, главном испытании интеллектуального первенства, а также патриотизме, госслужбе и «качалках» для ума и для тела.

121327 января 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх