«Девушки в любви», или При чем тут Бертоллуччи?

Современная драматургия — на то и современная, чтобы отображать реалии нашей жизни.

393207 февраля 2018
«Девушки в любви», или При чем тут Бертоллуччи?

Мы выучились на произведениях великих писателей и нам сложно представить какую-то альтернативу, в которой возвышенного меньше чем на 100 процентов, грубые подростки вместо «сударей» и «сударынь», а дуэли сменились разборками на кухне.

Но это история про нас. Герои пьесы Ирины Васьковской «Девушки в любви» живут своей тягучей жизнью, пытаясь определить день недели. Они всю ночь под бутылку алкоголя пляшут, пытаясь изобразить девиц клипа «Ленинград». Они уверены, что счастье зависит от наличия мужика на диване. Отчасти они верят в светлое будущее, отчасти осознают, что ни лучше, ни хуже уже не станет.

Эту пьесу в свое время отметил известный российский театральный критик Павел Руднев, который по просьбе «Золотой маски» прочитал девять сочинений, вышедших в финал драматургического «Конкурса конкурсов». В предисловии своих очерков к каждой пьесе Руднев дал максимально точное определение: «современная драматургия показалась мне похожей на актуальную, поисковую музыку, с точностью бортового самописца фиксирующую разлад и распад традиционной антропологической модели». Именно о безвременно погасшем поиске и идет речь в пьесе, а соответственно и в спектакле Центра современной драматургии в постановке его руководителя, драматурга и режиссера Светланы Баженовой.

Сценография гениально проста. Ее идея принадлежит омскому художнику Дмитрию Вирже. На сцене висят пять сеток, за которыми перед поклоном спрячутся наши герои. Посреди действа — диван, а на нём, за ним и вокруг него — ворохи одежды. Среди этого символического бардака вальяжно лежат, отчаянно танцуют и выясняют отношения наши герои. Атмосфера порой напоминает фильм «Мечтатели» Бернардо Бертоллуччи — но если герои кино созидали и познавали, то наши обращены в более вялотекущее состояние.

Варя, Катя, Коля (парень Кати) снимают вместе квартиру. А где-то вдалеке существует герой Митя, которого Варя не совсем преданно, но любит, и который, по ее словам, уехал на вахту. Действие происходит в двух временных плоскостях. Прошлое отличается полумраком. В нем с возвышенной интонацией герои Митя (Антон Булавков) и Варя (Полина Кремлева) говорят о совместных пьянках, знакомстве трезвым утром и будущем хлопотании в собесе насчет пенсии. Митя, одетый в белое, неизменно вещает с балкона, порой Варя поднимается к нему.

Антон Булавков в этой роли более чем хорош. Несмотря на театральность его движений и реплик, он не создает впечатления наигранности и фальши. Все его существо максимально естественно. Одновременно гармонично он напевает романтическую мелодию и элегантным жестом выуживает из кармана бутылку пива, заготовленную для своей избранницы. И если при прочтении пьесы, может, создастся отталкивающее ощущение от грубости и пошлости диалогов, то Светлана Баженова недаром выбрала возвышенный интонационный стиль для героев. В итоге пошлость становится основой для комизма, а зритель благодарен за такую подачу действия.

Плоскость настоящего же более проста. А еще печальна. Три девушки, включая уже знакомую нам героиню Варю, отчаянно хотят любви. До такой степени, что им так просто потерять себя. Они растворяются в бессмысленных догмах, в «мужиках», в попытке заглушить боль нелюбви алкоголем.

1

Рыжеволосая Варя — центр происходящего. Немного утрированный, но оттого не менее реальный пример женской жертвенной сущности. Варя познакомилась с парнем своей мечты Митей в пьяном угаре на вечеринке несколько лет назад. Наутро он не вспомнил ее имени, а она влюбилась. Он сказал, что у нее страшная брошка, а она пообещала всё для него сделать. Он назвал ее шлюхой, а она ответила, что совсем не обиделась. Он унижает ее ( режиссер делает на этом акцент), а Варя принимает это как должное. Он устал от нее и уехал на север, а она рассказывает всем без разбору, что он сейчас для них деньги «заколачивает», а еще он привезет ей тюленя и моржовый клык. Только зритель понимает, что Митя не вернётся. Варю искренне жаль, она живет в придуманной уверенности, что кому-то нужна, что она «чья-то девушка». Ради этого героиня готова считать свои унижения платой за счастье.

Героиня Катя (Наталья Запивохина) торгует нижним бельем на рынке, томно разговаривает и манерно поясняет Варе, что сожитель Кати Коля «не мужик, а возлюбленный». Наталья Запивохина — бесспорное украшение спектакля. Ее героиня может быть и взлохмаченной, и надевать дешевые штаны, и нелепо дергаться под ритм пьяных плясок — но сама актриса подкупает зрителя природной красотой. Тем грустнее ее персонаж — изумительная статная женщина, отдающая всю себя бездарному и неблагодарному Коле. Которая уверена, что если бьет — значит любит. «Да ты хоть знаешь, как нам повезло? У нас есть мужики», — уверенно заявляет Катя Варе. Катя знает, что Коля ей изменяет. Он ничего не делает по дому, он уверенно игнорирует свою девушку и предпочитает засыпать с незнакомой, он громогласно называет себя свободным белым человеком, подчеркивая свою независимость. Но это лучше, чем совсем без мужика, когда так хочется кого-то любить, кого-то ждать, даже если ради этого придется «жить на кухне и не высовываться». Запивохина уверенно держит планку своей манерной героини, отлично выбирая момент, когда Кате нужно хоть на мгновение сломаться — Катя не железная.

Героиня Люся (Зарина Демидова). Новая квартирантка наших героев. На вопрос о возлюбленном отвечает «Я брошена». К увеселениям относится с сомнением, после пьянки укладывает взбалмошных соседей спать. Люся не демонстрирует отчаяние, не придумывает себе мужика на севере. Но она все понимает, она приносит бутылку алкоголя товаркам по несчастью. Ее соседки еще на что-то надеются, а ей уже не на что. Ее уже бросили. Она для себя —; использованный товар. Люся безмолвно бродит по сцене, превратившись в тень женщины. Зарина Демидова играет слегка преувеличенно, сильно ссутулившись и выжимая из себя каждое движение. Слишком яркая актриса, Зарина пока не вызывает сочувствие к той бесцветной и безликой брошенке, которую она играет в постановке.

Каждый герой наделен своим характером. Разве что Коля (Владимир Кин) не вызывает хоть какой-то эмоции. То ли артист не нашел своей ноты, то ли режиссер нарочно «выбила» этого героя из канвы красочных персонажей. Герой Коля как положено сюжету быдловат, что сложно дается Кину при всей его природной элегантности. И поэтому его грубые реплики и развязные движения отдают фальшью. Пока что Владимир Кин отыгрывает персонажа, не давая ему жизни. Диалог об измене Вари своему воображаемому добытчику северных богатств, окрашенный вульгарным предложением со стороны Коли уединиться, проходит скучно и неестественно. И только резкое слово «шлюха» хоть как-то позволяет нам вникнуть в трагизм мизансцены.

Музыкальное оформление разношерстно и современно. Гармонично вошла в постановку ария оперы «Орфей и Эвридика» (композитор Кристоф Виллибальд Глюк). Над этой легендарной историей любви задумалась и драматург Ирина Васьковская, и наша главная героиня. Варя уверенно заявляет, что если бы она была Эвридикой, она бы «послала» Орфея. Но вот в жизни получается всё совсем иначе, ведь Митя тем более не Орфей. Варя с щемящей тоской осознает эту трагичную женскую жертвенную слабость перед мужчиной.

Другая режиссерская находка — сцены, в которых ничего не происходит. Точнее происходит, но по-чеховски — «пока мы пьем чай, рушатся судьбы». Пока героини танцуют в пьяном угаре, жизнь окончательно переходит в существование, но крохотная надежда всё-таки есть.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Рада Маевская

— Инфорг ПСО «Лиза Алерт»

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

258101 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

259101 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6061101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6276221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх