Метод шестеренки

В жизни люди выбирают самые банальные варианты действий. Может, потому, что не играют, а живут, поэтому не рефлексируют, а действуют на рефлексах?

80123 февраля 2018

Есть у меня хороший приятель. Знакомы мы ровно 20 лет. Скоро будет 21. Я только-только приехала в Омск, искала компанию по душе и очень быстро сошлась с последними остатками клуба любителей фантастики «Алькор». К тому времени клуб уже выгнали из всех библиотек, так что летом собирались они в парке Победы. Вот там и познакомились. Как сейчас помню: август, жара, а в парке под деревьями прохладно… В парке вообще какой-то особый микроклимат, более комфортный, чем в городе. На полянке — на бревнах, на туристических «пенках», просто на траве — сидят парни и девушки, несколько взрослых мужчин… Паша Поляков — на тот момент председатель клуба — делает доклад об Асприне. И заодно, чтобы разогнать комаров, ребята запалили костерок и жарят сосиски.

Но речь не о Паше, а об одном из «алькоровцев». Мы с ним не то, чтобы стали очень близкими друзьями, но постоянно оказывались в одних и тех же компаниях. То теряли друг друга из вида на год-два, то снова сталкивались — на праздниках, на «полигонках», в кафе… В последние годы он был полностью в курсе моих дел, я — в курсе того, что происходит у него.

И вот болтаем как-то о последних событиях в околополитических сферах, и он выдает:

— А тебе чего напрягаться? Ты вообще играешь в ролевые игры!

И тут я понимаю, что он абсолютно прав. То ли я играю, то ли жизнь играет, но в последнее время вокруг меня почему-то существуют не люди, а типажи. Очень яркие, очень цельные и поэтому предсказуемые. Такое ощущение, что люди надевают на себя ту маску, которую считают наиболее правильной, и уже не могут от нее избавиться.

Каждый говорит то, что положено говорить.

Каждый делает то, что от него ожидают.

Никто не пытается вылезти из своего образа и стать другим.

1

Порылась по старым разработкам для павильонных ролевых игр, «лангедоков», достала схему «шестеренки игроков». Не моя идея, но иногда пользуюсь, когда нужно выстроить систему взаимоотношений персонажей в рассказе. Там все просто. Каждый персонаж находится с каждым в каких-то отношениях. Взаимное притяжение, одностороннее притяжение, взаимный конфликт, односторонние негативные чувства, нейтральное отношение… В общем, все раскладывается по схеме, и схема позволяет вычислить, сколько персонажей будет втянуто в тот или иной конфликт, в то или иное действие. И какие внутренние конфликты будут у каждого персонажа, какой выбор им придется делать.

Скажем, Петя любит Машу, Маша к нему относится безразлично, но ненавидит Наташу, которая любит Сашу, которого раньше любила Маша, но теперь тоже ненавидит, но Саша дружит с Петей, мало того, Петя считает себя обязанным Саше за какую-то помощь в прошлом… Чья роль самая интересная? Пети. Ему по ходу игры придется решать: женщина (причем не отвечающая на начало действия взаимностью) или друг. У Маши игра тоже есть: ей нужно или сымитировать ответное чувство к Пете и начать им манипулировать, через него осуществляя месть Саше, или смириться с ролью «третьей лишней» в двух парах. Наташа проработана хуже, ей нужна вторая связь… можно сделать ее сестрой Пети, отношение = взаимная приязнь, периодически переходящая в ревность из-за взаимных же собственнических чувств… А вот Саша ни хрена не проработан. Надо ему придумывать какую-то внешнюю связь, внешнюю идею… Или сделать его самовлюбленным нарциссом, которому в кайф, когда все вокруг него пляшут, и его цель — заставить Машу метаться между ненавистью и любовью?

Потом берем поправку на культуру и традиции. Если не Маша-Саша, а Магомед-Ахмед-Азиза-Алия, то Саша (в смысле — Ахмед) рискует проснуться с не предусмотренном анатомией куском стали во внутренних органах… Или, если брать фэнтези, то какие-нибудь Торин-Оин-Лади-Лари (да-да, гномы тоже умеют любить и ребята суровые).

Да, кстати, «шестеренкой» метод называется потому, что человек обычно имеет не более шести прочных связей. Если персонажей больше, то они неизбежно распадаются на несколько групп, внутри которых связаны каждый с каждым, а вне — отдельными «нитями», так что часто 8-12 игроков моментально превращаются в две противоборствующие команды, свыше 12 — уже в три...

В рассказе можно все самой прописать, а в «лангедоке» оставить выбор на усмотрение игроков — пусть они мучаются со своими персонажами…

Но тут — один нюанс. Игроки редко идут по наиболее вероятному пути. Им в удовольствие все извратить, перевернуть с ног на голову, наплевать на вводные данные, придумать свой сюжет. Причем из прописанных ограничений и установок ни одну не нарушат, но вывернут все наизнанку, так что в который раз убедишься, что на самом деле все не так, как кажется на первый взгляд.

Особенно если поставить на узловую роль сильного игрока и дать ему максимум свободы…

А в жизни, как это ни печально, люди выбирают самые банальные варианты действий. Может, потому, что не играют, а живут, поэтому не рефлексируют, а действуют на рефлексах?

От нечего делать разложила по «шестеренке игроков» действия окружающих меня людей — и тихо посмеялась. Как все просто! И, самое главное, видны «хвосты» — внешние связи, ведущие из «шестеренки» к каким-то внешним объектам.

Если не понимаешь причин тех или иных поступков — ищи «хвост», внешнюю, неучтенную в первоначальной схеме, связь…

Ну, а самое забавное в том, что сама вдруг оказываешься вне любых связей. То есть ты в ситуации как бы есть — но тебя и нет. Другие персонажи пытаются тебя классифицировать, а ты — галлюцинация. У тебя нет ни интересов, ни целей, ни связей. Да и тебя, собственно говоря, нет. Есть лишь нечто, старательно пытающееся не особо светить свою пустоту. Многих, кстати, напрягает — не понятно. Вызывает неуверенность. Зато потом забавно наблюдать, как меняется отношение. Через какое-то время, не видя никаких попыток негатива, люди привыкают — и начинают относиться как к мебели. Точнее — как к дереву за окном. Или как к стене. Мебелью можно пользоваться, а стена и дерево — просто есть. Факт реальности, который ничего не значит. Конечно, стучаться лбом не рекомендуется, но идиотов, которые будут этим заниматься, не так уж много…

А самое обидное — то, что происходящие события невозможно описать так, чтобы коллеги-литераторы не скривили гримасу: «Какая банальщина! Неужели нельзя продумать более сложные характеры?»

А что я поделаю, если все так и происходит?

Оригинал в Фейсбуке.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

16.01.2020

Одобряете ли вы политические реформы Владимира Путина?

Уже проголосовало 1664 человека

13.01.2020

А вы готовы отказаться от покупки одежды на год, как Дарья Мельникова?

Уже проголосовало 592 человека

Журналист, верстальщик, фотограф, блогер, писатель-фантаст, мастер-ролевик, сетевой тролль… всего помаленьку…

В данный момент - пресс-секретарь Омского обкома КПРФ.

Девиз: «Ужасно интересно все то, что неизвестно, ужасно неизвестно все то, что интересно». Говорила это одна милая мартышка из мультика, у нас с ней родство душ.













Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Уходя, оставить свет. Это больше, чем остаться!..»

В четверг, 13-го февраля, – «девятины». 9 дней со дня ухода легендарного основателя и режиссёра детско-юношеского театра «РИФ» Юлии Гавриловны Маркиной…

154712 февраля 2020

Шкуренко, каким вы его еще не знаете

Но и тот, каким вы его знаете, тоже тут. Почему «Дом-2» для Виктора Шкуренко — российский аналог Apple, что для него зашквар, а что мечта, как он импульсивно проводил с поста премьера Дмитрия Медведева, — обо всем этом руководитель ТД «Шкуренко» рассказал девятерым смелым в открытом интервью «ВОмске».

125107 февраля 2020

Стиль жизни

Как сдвинуть Гору

Story

Как сдвинуть Гору

Вместе с известным иллюзионистом, Заслуженным артистом России Анатолием Соколом в омский цирк прибыла его «тёзка» — сокол Гóра, пернатая барышня с острым зрением и строптивым характером.

558110 февраля 2020
Анатолий Сокол: игры с огнем, водой и светом

Story

Анатолий Сокол: игры с огнем, водой и светом

О том, как приручить сокола и зрителя, о своих главных «фокусах» как продюсера и как мужа, о любви с первого взгляда к женщине и к цирку — представитель легендарной династии иллюзионистов в третьем поколении, заслуженный артист России, чья программа «Шоу Воды, Огня и Света» с огромным успехом стартовала в Омском цирке.

155107 февраля 2020
«Послушала чужую тётку и подумала: «Идите вы в ж…!»

Story

«Послушала чужую тётку и подумала: «Идите вы в ж…!»

История чемпионки в цитатах и фотографиях: изнанка побед Юли Курочкиной.

286820 января 2020
Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

486819 ноября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх