Не пара нормальных

Премьера в Омской Драме. Еще раз про нелюбовь.

127613 марта 2018
Не пара нормальных

Меньше чем через месяц после выхода спектакля по семейной драме Артура Шницлера «Далекая страна» Омский академический театр драмы представил на суд зрителя свою версию пьесы еще одного европейского классика – настоящего мастера в живописании трагической стороны отношений между мужчиной и женщиной Августа Стриндберга. Поскольку же конфликты в его драме «Отец» в отличие от той же «Далекой страны» сосредоточены внутри одной семьи, разгораются в течение короткого отрезка времени и в одном доме, то и спектакль режиссера Павла Зобнина разместился в пространстве театра куда скромнее сделанной главрежем театра Георгием Цхвиравой постановки по шницлеровской пьесе – на камерной сцене и внутри одной декорации. Но это только способствует погружению зрителя в море страстей, бушующее волей драматурга и творческой группы спектакля на расстоянии вытянутой руки от первых рядов зала.

Наверное, задача максимально глубоко ввести публику в пространство спектакля, подчеркнув актуальность проблематики пьесы Стриндберга для сегодняшнего человека и человечества, была для режиссера одной из основных. Поэтому актеры на сцене, в том самом злополучном доме некогда счастливой семьи, появляются еще тогда, когда зрители рассаживаются по местам. А в верхние комнаты по ходу действия они пробираются через балкон тоже в сантиметрах от зрительских мест.

1

Трактовку же знаменитого текста постановщик и артисты предлагают свою, в какой-то степени вступая в полемику с драматургом. Хотя антураж спектакля — характерные для начала прошлого столетия костюмы и декорации, изображающие украшенный к Рождеству той же эпохи европейский дом среднего достатка (художник-постановщик Евгений Лемешонок), — скорее, готовят к восприятию совершенно классического действа.

Так оно отчасти и получается. Создатели спектакля бережно обходятся с текстом пьесы, а каждая роль имеет отчетливый психологический рисунок. Уходит только мрачный мистицизм Стриндберга, его уверенность в фатальном и глубинном противостоянии женщины и мужчины, обусловленном противоречием их природы. А возникает история о том, что у людей очень плохо получается любить и беречь друг друга. И что порой достаточно сущего пустяка, чтобы разрушить чью-¬то семью, а то и убить в ком-­то жизнь. Метафизика уступает место этике.

Эффекта, работающего на эту идею, режиссер достигает противопоставлением первого и второго действий. Когда одно выдержано в почти комическом духе, оказывается, в тексте Стриндберга есть и такой потенциал, а другое исполнено подлинно трагического звучания.

В самом деле, сама завязка пьесы – родители не могут сойтись во мнении относительно будущего дочери – отсылает и к Мольеру, и к массе других комедиографов, начиная как минимум с театра эпохи Просвещения.

Добавьте к этому служанку, забеременевшую от веселого циника-¬солдата, пастора, в душе сочувствующего ему, старую кормилицу главного героя, старающуюся угодить и хозяину, и хозяйке, обязательного со времен комедии дель арте доктора, и зритель, ранее не знакомый с текстом драмы, начнет ждать комических переодеваний, возлюбленного дочери под столом и прочих фарсовых атрибутов.

Нет, с приданием комизма действию Драма и тут не перегибает палку, но колкие, саркастически злые реплики Ротмистра (Михаил Окунев) и его жены Лауры (Анна Ходюн) чаще звучат с юмором, а порой и с заметной самоиронией. Как будто герои и сами не понимают, в какую пропасть их тянет обыкновенная семейная перепалка.

Второе же действие – это даже не трагедия. А разросшийся до размеров полноценного акта трагический монолог главного героя, разбавленный репликами других персонажей. Концентрированное отчаяние в духе короля Лира, только поводом для него становится не неблагодарность дочерей, а предполагаемая и очень, честно говоря, маловероятная измена жены и губительная для мужчины стихия женского начала вообще.

Последнее, по версии авторов постановки, Ротмистр себе надумал. Вся эта якобы имеющая мифологические истоки борьба мужского и женского – не более чем рефлексия надорванного работой и нервным перевозбуждением ума культурного человека.

Герои «Отца» в интерпретации Омской Драмы – это вообще глубоко нормальные люди. Совершенно не мегеру, а женщину с вполне разумными целями, но не особенно разборчивую в средствах играет Анна Ходюн.

Никакого запредельного двуличия нет в характере ее брата Пастора (Олег Теплоухов), который вполне способен испытывать сострадание и к эмоционально сорвавшемуся Ротмистру, и к своей своенравной сестре.

Добры и по своему справедливы кормилица Маргарита (Валерия Прокоп) и доктор Эстермарк (Иван Маленьких).

Чиста и сострадательна к обоим из конфликтующих родителей Берта (Кристина Лапшина).

Нормален: умен, начитан, благороден – и сам гибнущий в итоге от удара Ротмистр. Просто с Лаурой, что стало понятно слишком поздно, они оказались не парой. Просто человек слишком хрупкое создание, чтобы пережить те психологические испытания, которым люди так на самом деле часто подвергают друг друга.

Оригинал в Фейсбуке автора

Автор:Алексей Никишин

Фото:с сайта Омского театра драмы

Теги:театры


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.06.2019

Вы верите, что «Мостовик» можно возродить?

Уже проголосовало 50 человек

28.05.2019

Мешает ли вам аудиореклама на улицах города?

Уже проголосовало 87 человек













Блог-пост

Юлия Купрейкина

— психолог

Светлана Метелёва

— писатель

Александр Жиров

— историк, PR-технолог, специалист в области медиа

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Какую оценку вы бы получили на ЕГЭ по русскому языку?

«ВОмске» предлагает пройти тест.

701613 июня 2019

Ваш любимый омский прозаик?

«ВОмске» продолжает «писательский» опрос.

1651222 апреля 2019

Стиль жизни

Алиса в стране тигресс

Story

Алиса в стране тигресс

Для цирковой артистки в четвёртом поколении, дрессировщицы тигров Алисы Нестеровой манеж — это то место, где человек и дикое животное встречаются как коллеги.

24417 июня 2019
Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Story

Анатолий Окулов: любовь с первого апельсина

Такого спортивно-креативного паяца вы ещё точно не видели. В его арсенале — батут, проволока, гитара, ударные, сальто, колесо и вообще чёрт знает что, от чего дети от трёх до сорока трёх валом валят на манеж, где самозабвенно пляшут, стучат в барабаны, кувыркаются и обливаются водой.

124310 июня 2019
Благородный рогоносец и дама его сердца

Story

Благородный рогоносец и дама его сердца

«Звезда» нового «Белого шоу», премьера которого состоится в Омском государственном цирке уже 1 июня, — дрессированный носорог Мафуньян. Его наставница, заслуженная артистка России Елена Федотова рассказала «ВОмске» о чуткости своего трехтонного любимца и о собственном характере, твердом как рог носорога.

130329 мая 2019
18-летняя модель из Омска попала в ТОП самых перспективных россиян моложе 30 лет

Шик

18-летняя модель из Омска попала в ТОП самых перспективных россиян моложе 30 лет

По версии журнала Forbes, сибирская манекенщица вошла в тридцатку самых-самых.

156221 мая 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх