Холодная война данных
Отдавать неограниченный контроль над своими данными коммерческим компаниям и государствам не хотелось бы.
142314 апреля 2018
Пишут про новую холодную войну. Только на этот раз по поводу данных.
Стороны в этой войне такие: либо наши данные должны принадлежать корпорациям (так в США), либо контролировать свои данные можем только мы сами, то есть прайвеси — это неотъемлимое право (последние поправки ЕС).
Есть еще третья, нарождающаяся, сторона — Китай с его системой социального кредита. То есть государственный контроль над данными людей.
В первой и третьей конструкции — отдавать неограниченный контроль над своими данными коммерческим компаниям и государствам — жить не хотелось бы.
Второй вариант кажется утопичным. Прайвеси заканчивается, как только мы оказываемся в публичном пространстве, даже без девайсов (сегодня такое еще возможно, но в недалеком будущем, с чипами и нейроинтерфейсами, уже едва ли). Как тут обеспечить полный контроль над своими данными? «Правом на забвение»? Что-то сомневаюсь.
1В информационном обществе мы все как в рентгеновском аппарате. Это, видимо, нужно просто принять. Ну, либо одеться в свинцовые костюмы. Для большинства выбор очевиден.
Но скоро фраза про «рентгеновский аппарат» перестанет быть метафорой. Нас можно будет анализировать не по лайкам, биллингу или историям покупок, а в буквальном смысле видеть насквозь — наш геном, активность и устройство нашего мозга, особенности психики, восприятия, поведения и возможно даже наши мысли.
Когда думаю, что у кого-то (кроме персонального доктора) появится инфа о моей ДНК, нейронных связях или мыслях, разговоры про транспарентное общество перестают успокаивать. Свинцовый костюм вроде как тоже не вариант.
Мне кажется, должна возникнуть какая-то промежуточная конструкция между №1 и №2 — со смещением баланса влияния в сторону людей. Не «больше бонусов за ваши данные», и даже не бесплатные услуги, а допустим, взамен данных человек получает микродолю в компании, пропорционально ценности своих данных для компании. Таким образом у людей появятся другие инструменты влияния на недобросовестные компании кроме #delete_company_name
В том или ином виде, речь о маркетплейсе данных и о возможности регулировать доступ к своим данным. Разумеется, чем более закрыты твои данные, тем меньше профита лично для тебя, но ты уже сам настраиваешь баланс. Это первое.
Как сказано в статье на Wired, персональные данные — это валюта нынешнего века. И эту валюту нужно как-то стандартизировать. Без этого никакой маркетплейс не сложится. Вряд ли тут может быть единая валюта, возможно даже данные каждого человека могут стать его персональной валютой, я не знаю. Но система стандартов и протоколов, по поводу которых достигнут консенсус, необходима. Это второе.
И третье — это кто будет обеспечивать этот консенсус, разрабатывать стандарты и синхронизировать онлайн- и офлайн-миры. Здесь напрашивается идея государства. Только не монструозной сущности вроде Китая, которая никому не подотчетна, а государства как объединения людей для решения общих задач. В нашем контексте это скорее неправительственные и надгосударственные организации.
Ключевая фраза здесь — «объединение людей», а главный вывод из всего написанного выше — в том, что интерфейсом трансформации общества по-прежнему является не лайк и даже не хэштег, а политическая организация индивидов.
Яндекс.Директ ВОмске
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 103 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 96 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 20 апреля 2024 года
115819 апреля 2024
Гороскоп на 21 апреля 2024 года
111020 апреля 2024
Выбор редакции
85729 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
148917 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1706129 февраля 2024
13891
— Духовный мастер и наставник
— депутат Государственной Думы
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии