Данте начал новую жизнь

В Омской Драме вышел моноспектакль Олега Теплоухова по повести титана итальянского Возрождения.

81205 мая 2018
Данте начал новую жизнь

Удивительно плодотворным оказалось в последнее время сотрудничество с омскими театрами московского режиссера Павла Зобнина. Он не только поставил в академическом театре драмы спектакль по пьесе Августа Стриндберга «Отец» (об этой работе, ставшей бесспорной удачей, «Домашняя газета» писала в одном из прошлых номеров) и сделал эскиз «Неодушевленная Галина номер два» в рамках проекта Пятого театра «Молодая режиссура без цензуры», но и выпустил в той же Драме вместе с одним из ведущих актеров Олегом Теплоуховым моноспектакль «Новая жизнь». Премьера постановки по одноименной повести Данте Алигьери состоялась на камерной сцене имени Татьяны Ожиговой, а точнее, в фойе камерной сцены, в минувший четверг 3 мая.

Наверное, идея воплотить на сцене дантовский текст может показаться эстетской. Вполне возможно даже, что отчасти так оно и есть. Все-таки Данте, некогда входивший в багаж каждого культурного человека, сегодня, главным образом, стал чтением для специалистов. И если об описанной в «Новой жизни» истории любви поэта к Беатриче в общих чертах имеют представление многие, то сама повесть с ее нарочито архаичным, хоть и очень при этом красивым русским переводом, для восприятия неподготовленного современного зрителя, и правда, нелегка.

1

Попытка вернуть ее в культурный оборот даже для небольшой части омской публики (в фойе камерной сцены можно расположить максимум четыре десятка зрительских мест) уже заслуживала бы уважительного внимания. Но, конечно, создатели спектакля ставили перед собой более актуальные художественные задачи, чем просто проиллюстрировать несколько подзабытый классический текст.

Предложенное ими прочтение «Новой жизни» - живое и вдумчивое. А созданный образ автора-героя, ведь повесть Данте автобиографична, соотнесен не только с временем действия, но и с контекстом судьбы титана итальянского Возрождения в целом. Судьба же Данте – тоже своего рода художественное произведение. Над которым трудился сам Творец.

Данте-Теплоухов появляется перед зрителем уже в статусе изгнанника. Атрибуты последнего – два чемодана с рукописями (на самом деле чистыми листами бумаги) – один поменьше для рождающейся здесь и сейчас «Новой жизни», другой – побольше для будущей «Божественной комедии».

Эти листы будут изображать сонеты и канцоны, сочиненные Данте по тому или иному случаю из истории его любви. Они будут слетать на его голову в трагические минуты, символизируя то ли дурные вести, то ли моменты бурного творчества, ведь по Алигьери, излияния души в стихах отчасти освобождают от страданий. Они будут смешиваться, будто демонстрируя неразрывность двух главных дантовых книг, и даже примеряться в виде импровизированной маски. Отсылающей одновременно и к трагическому образу поэта (вспомним «Сурового Данта» у Пушкина), и к природе творчества, требующей от автора способности к глубокому проникновению в сменяющие друг друга образы.

«Новая жизнь» в интерпретации Олега Теплоухова и Павла Зобнина – это вообще пример изящной и богатой фантазии в обращении с минимальным набором внешних средств. Блестящим представляется решение вписать действие в несценическое в общем пространство фойе камерной сцены с его большой, ведущей к балкону лестницей. Последней создатели спектакля тоже «поручили» целый ряд смыслов с напоминанием, конечно, о главном – в «Божественной комедии» Данте предстоит и спуск к глубинам адской бездны, и подъем к райским вершинам, где он еще встретит свою Беатриче.

Как бы ни был, впрочем, искусен режиссер в работе со сценографией и реквизитом, в театре, а уж тем более в жанре моноспектакля, главный «инструмент» и со-творец смыслов - это актер. Тем более, что Павел Зобнин уже заработал репутацию деятельного поклонника театра психологического, а Олег Теплоухов по праву считается артистом с богатейшей актерской палитрой.

Вот и образ Данте в результате их сотрудничества получился многоплановым. И, как уже отмечалось выше, синхроничным и диахроничным одновременно. Поэт с одной стороны смотрит на историю своей любви уже с высот опыта автора колоссальной космологической поэмы «Божественная комедия». А с другой стороны, из времени встречи с Беатриче глядит на недосягаемую вершину, которую ему только предстоит покорить.

В результате получается рассказ о полном драматизма становлении, нет - даже не таланта. Поэтический талант Данте в спектакле априорен. Но для того, чтобы талант стал даром, необходимо становление человеческого духа. Которым, как и всем миром вместе солнцем, светилами и мириадами звезд движет любовь.

В ее истории по Данте у Зобнина и Теплоухова есть счастье и печаль, восхищение и соблазн, творчество и даже юмор – сцена с упреками поэта своим глазам, после смерти Беатриче осмелившимся заметить красоту другой дамы, очень по-интеллигентному смешна. Но главное – в ней вкус, делающий спектакль «Новая жизнь», при всей его камерности, полноценным и весьма убедительным событием текущего театрального сезона.

Оригинал блога на Facebook


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

11.01.2019

Нужны ли в Омске бэби-боксы?

Уже проголосовало 31 человек

28.12.2018

А у вас какая елка?

Уже проголосовало 116 человек

Записи автора





Другие новости







Блог-пост

Михаил Эпштейн

— профессор в Emory University

Нателла Кисилевская

— журналистка

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Маск отправил «в космос» омского мэра Фадину

Завершая серию публикаций, посвященных итогам года, делимся наблюдениями, которые показались нам интересными в процессе работы над нынешним «человеческим» топ-50.

109110 января 2019

ЛЮДИ ГОДА 2018. Пятьдесят плюс: альтернативные источники энергии

Мы представили вам топ-50, но не остановились. Сегодня — о людях, которые не вошли в основной список, но показались нашим экспертам значимыми, а нам — любопытными: как говорится, для полноты картины.

113901 января 2019

Кто достоин звания «Персона года – 2018»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в третьем итоговом опросе 2018 года.

95531 декабря 2018

Пятьдесят из семи с половиной миллиардов. ЛЮДИ ГОДА 2018. Мир.

Маск вошел в тройку лидеров топ-50 с Бурковым и Путиным и «потеснил» Трампа: «ВОмске» продолжает подводить итоги года. Время мировых знаменитостей, которые обратили на себя наше внимание.

114930 декабря 2018

Знаете ли вы Омск — 6?

Сегодняшний тест посвящен истории празднования Нового года в нашем любимом городе Омске и не только в нем.

141229 декабря 2018

Стиль жизни

Екатерина Остудина: «Когда работаешь вместе с супругом, самое тяжелое – не нести рабочие эмоции домой»

Шик

Екатерина Остудина: «Когда работаешь вместе с супругом, самое тяжелое – не нести рабочие эмоции домой»

Под куполом цирка кружат на ремнях воздушные гимнасты Екатерина и Сергей Остудины. Она – инженер-программист, оптимистка и мама двоих детей – о том, как быть на высоте во всех смыслах.

15022 января 2019
«Падает цена на нефть – и у мужа падает...»

Секс

«Падает цена на нефть – и у мужа падает...»

«Влияет ли экономический кризис на мужскую потенцию?» – с таким вопросом пришла на прием к сексологу Сергею Тимофееву супруга одного бизнесмена.

42317 января 2019
У Ошера и Рахели Кричевских сегодня родился восьмой ребенок

Светские хроники

У Ошера и Рахели Кричевских сегодня родился восьмой ребенок

В семье депортированного из Омска раввина Ошера Кричевского на свет появился сын.

1116110 января 2019
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Татьяне Тарасовой…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летней Татьяне Тарасовой…

…от хозяйки вегетарианского кафе «Говинда», мировоззрение которой за эти годы полностью поменялось.

385130 ноября 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх