Данте начал новую жизнь

В Омской Драме вышел моноспектакль Олега Теплоухова по повести титана итальянского Возрождения.

113005 мая 2018
Данте начал новую жизнь

Удивительно плодотворным оказалось в последнее время сотрудничество с омскими театрами московского режиссера Павла Зобнина. Он не только поставил в академическом театре драмы спектакль по пьесе Августа Стриндберга «Отец» (об этой работе, ставшей бесспорной удачей, «Домашняя газета» писала в одном из прошлых номеров) и сделал эскиз «Неодушевленная Галина номер два» в рамках проекта Пятого театра «Молодая режиссура без цензуры», но и выпустил в той же Драме вместе с одним из ведущих актеров Олегом Теплоуховым моноспектакль «Новая жизнь». Премьера постановки по одноименной повести Данте Алигьери состоялась на камерной сцене имени Татьяны Ожиговой, а точнее, в фойе камерной сцены, в минувший четверг 3 мая.

Наверное, идея воплотить на сцене дантовский текст может показаться эстетской. Вполне возможно даже, что отчасти так оно и есть. Все-таки Данте, некогда входивший в багаж каждого культурного человека, сегодня, главным образом, стал чтением для специалистов. И если об описанной в «Новой жизни» истории любви поэта к Беатриче в общих чертах имеют представление многие, то сама повесть с ее нарочито архаичным, хоть и очень при этом красивым русским переводом, для восприятия неподготовленного современного зрителя, и правда, нелегка.

1

Попытка вернуть ее в культурный оборот даже для небольшой части омской публики (в фойе камерной сцены можно расположить максимум четыре десятка зрительских мест) уже заслуживала бы уважительного внимания. Но, конечно, создатели спектакля ставили перед собой более актуальные художественные задачи, чем просто проиллюстрировать несколько подзабытый классический текст.

Предложенное ими прочтение «Новой жизни» - живое и вдумчивое. А созданный образ автора-героя, ведь повесть Данте автобиографична, соотнесен не только с временем действия, но и с контекстом судьбы титана итальянского Возрождения в целом. Судьба же Данте – тоже своего рода художественное произведение. Над которым трудился сам Творец.

Данте-Теплоухов появляется перед зрителем уже в статусе изгнанника. Атрибуты последнего – два чемодана с рукописями (на самом деле чистыми листами бумаги) – один поменьше для рождающейся здесь и сейчас «Новой жизни», другой – побольше для будущей «Божественной комедии».

Эти листы будут изображать сонеты и канцоны, сочиненные Данте по тому или иному случаю из истории его любви. Они будут слетать на его голову в трагические минуты, символизируя то ли дурные вести, то ли моменты бурного творчества, ведь по Алигьери, излияния души в стихах отчасти освобождают от страданий. Они будут смешиваться, будто демонстрируя неразрывность двух главных дантовых книг, и даже примеряться в виде импровизированной маски. Отсылающей одновременно и к трагическому образу поэта (вспомним «Сурового Данта» у Пушкина), и к природе творчества, требующей от автора способности к глубокому проникновению в сменяющие друг друга образы.

«Новая жизнь» в интерпретации Олега Теплоухова и Павла Зобнина – это вообще пример изящной и богатой фантазии в обращении с минимальным набором внешних средств. Блестящим представляется решение вписать действие в несценическое в общем пространство фойе камерной сцены с его большой, ведущей к балкону лестницей. Последней создатели спектакля тоже «поручили» целый ряд смыслов с напоминанием, конечно, о главном – в «Божественной комедии» Данте предстоит и спуск к глубинам адской бездны, и подъем к райским вершинам, где он еще встретит свою Беатриче.

Как бы ни был, впрочем, искусен режиссер в работе со сценографией и реквизитом, в театре, а уж тем более в жанре моноспектакля, главный «инструмент» и со-творец смыслов - это актер. Тем более, что Павел Зобнин уже заработал репутацию деятельного поклонника театра психологического, а Олег Теплоухов по праву считается артистом с богатейшей актерской палитрой.

Вот и образ Данте в результате их сотрудничества получился многоплановым. И, как уже отмечалось выше, синхроничным и диахроничным одновременно. Поэт с одной стороны смотрит на историю своей любви уже с высот опыта автора колоссальной космологической поэмы «Божественная комедия». А с другой стороны, из времени встречи с Беатриче глядит на недосягаемую вершину, которую ему только предстоит покорить.

В результате получается рассказ о полном драматизма становлении, нет - даже не таланта. Поэтический талант Данте в спектакле априорен. Но для того, чтобы талант стал даром, необходимо становление человеческого духа. Которым, как и всем миром вместе солнцем, светилами и мириадами звезд движет любовь.

В ее истории по Данте у Зобнина и Теплоухова есть счастье и печаль, восхищение и соблазн, творчество и даже юмор – сцена с упреками поэта своим глазам, после смерти Беатриче осмелившимся заметить красоту другой дамы, очень по-интеллигентному смешна. Но главное – в ней вкус, делающий спектакль «Новая жизнь», при всей его камерности, полноценным и весьма убедительным событием текущего театрального сезона.

Оригинал блога на Facebook


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

16.01.2020

Одобряете ли вы политические реформы Владимира Путина?

Уже проголосовало 532 человека

13.01.2020

А вы готовы отказаться от покупки одежды на год, как Дарья Мельникова?

Уже проголосовало 226 человек













Блог-пост

Оксана Лекселл

— блогер, клинический психолог

Анастасия Галл-Савальская

— омичка

Юлия Купрейкина

— психолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Губернатор, школьница, актер и неизвестный: люди года, Омск

…и не только они! — убеждают нас эксперты, подводя итоги года и наполняя именами омичей топ-50 персон, которые запомнились нам своими поступками.

66214 января 2020

Кот, пилот, Наполеон и сам Он

Кто те люди, что в 2019-м году сыграли по-крупному в российских масштабах — так, что запомнились нашим экспертам? «ВОмске» продолжает подводить итоги года.

34013 января 2020

Миру мир, Трамп, Маск — и Грета с ними

Семеро одного не ждут, зато топ-50 — украшают. В итоговый рейтинг «людей года» по версии «ВОмске» вошли семь персон, чьи поступки на мировой арене отметили сибирские эксперты.

43713 января 2020

50 удивительных лиц, не считая одной морды

Кот с именем, активист с позицией и другие: традиционно подводим итоги минувшего года при помощи своих экспертов и читателей, представляя пять десятков героев, благодаря которым прошедший год стал незабываемым — по версии «ВОмске».

169610 января 2020

Кто достоин звания «Персона года – 2019»?

«ВОмске» приглашает своих читателей принять участие в третьем итоговом опросе 2019 года.

87928 декабря 2019

Стиль жизни

Илья Жуков: «Мне все равно, сколько весит моя жена…»

Story

Илья Жуков: «Мне все равно, сколько весит моя жена…»

Воздушные гимнасты, «Ромео и Джульетта» новогодней программы омского цирка Анна и Илья Жуковы рассказали, как взлетать и не падать, почему их героиня остается жить, а сын перестал смотреть их номер.

167627 декабря 2019
Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Story

Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Откровенно о себе и животных: дрессировщик Тигран Акопян о воспитании экзотов, буднях лапундера-пенсионера, «пряничном доме» для бегемота и верблюдов, а также тесных связях с Омском.

221112 декабря 2019
Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Еда

Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Умные технологии, домашние котлетки, стихи и трюфели: тестируем новое заведение – гастро-буфет на пересечении улиц Маяковского и Пушкина.

2877405 декабря 2019
Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

382519 ноября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх