
Главная Блог-пост Евгения Климанова Конкурировать с «Ашаном» и «Магнитом» или заняться книгопечатанием?
Конкурировать с «Ашаном» и «Магнитом» или заняться книгопечатанием?
Сегодня, когда практически на всех рынках значительно упал спрос, для многих собственников бизнеса серьезно встал вопрос куда дальше двигаться: искать ли новые ниши или пересматривать модель текущего?
2460711 ноября 2016
Очевидно, что на своем рынке все знакомо и понятно, и зачастую пересмотра соглашений с подрядчиками, поставщиками, более плотного общения со своими клиентами и сотрудниками, т.е. изменения подхода к своему бизнесу бывает достаточно, чтобы выправить ситуацию.
С другой стороны, если сама отрасль в стагнации и просвета не видится, конечно, и в идеале нужно искать незанятую нишу или создавать свою через инновации (поиск «голубого океана»). Там и конкуренции нет, и, как мы знаем, существуют новаторы, потребители, всегда готовые к экспериментам. Правда при всей простоте этого подхода редко получается даже у опытных компаний находить эти самые «голубые океаны».
1Есть и третий вариант – выходить на уже сформированные рынки.
Нашим клиентам, засматривающимся на чужие рынки, мы предлагаем провести аналитику по ключевым параметрам, чтобы ответить на 5 вопросов.
Что говорят тренды? На какой стадии развития находится выбранный вами рынок? Какие технологии могут изменить его?
Это самый первый и «обманчивый» фактор, который нужно учесть. Технологии меняют правила игры. И рынки, которым пророчили скорую смерть, продолжают жить и развиваться, а те, от которых ждали стремительного роста, разочаровывают. Так, рынку бумажных книг ставят надгробный памятник уже лет 10, а продажи «бумаги» во всем мире, в том числе в России, не только не упали, но, напротив, растут, пусть и медленно. Еще несколько лет назад инвесторы в e-commerce рассказывали нам о грядущей смерти офлайновой торговли и переходе ее в онлайн. Развитие интернет-продаж предполагалось во всех сегментах розницы. Тем не менее взрывного роста интернет-торговли в нашей стране пока так и не дождались. Возврат инвестиций в e-commerce исчисляется годами — почти так же, как на рынке офлайнового ретейла. В этом смысле торговля онлайн и офлайн уж практически сравнялись. Входить в крупный e-commerce-бизнес на краткосрочной перспективе уже невыгодно в любом сегменте: все инвестиции уйдут на борьбу за долю рынка, захват и удержание клиента.
Очевидно, что есть рынки, по которым все ясно. Например, не имеет смысла рассматривать рынок печатных СМИ, или открывать компанию по созданию сайтов (хотя некоторые бизнесмены умудряются вляпаться). А вот для открытия уютного семейного кафе никакие тренды не страшны.
Есть ли на рынке, на который вы планируете выходить, крупные сетевые игроки? Сможете ли вы с ними бороться в лобовой конкуренции?
Это очень важный параметр. Тем не менее, если на изучаемом вами рынке господствуют федералы, как например, в продуктовом, строительном ритейле, это не повод отчаиваться и отказываться от идеи. Как пишет классик стратегического маркетинга Д. Траут – «найдите слабое место в силе лидера и атакуйте его». Например, в продуктовом ритейле конкурировать с «Ашаном», «Лентой» и «Метро» лоб в лоб – это безумие, но эти ритейлеры, при своем масштабе и возможностях, не пойдут, например, в города с населением 50-100 тысяч человек. А, скажем, «Магнит» не сможет заменить уютные магазинчики «у дома» с фермерским ассортиментом продуктов.
Насколько бизнес зависит от персонала и можно ли снизить эту зависимость?
Самый лучший работник – это тот, которого нет, а функция все равно выполняется. Роботы-продавцы, роботы-журналисты и даже роботы-официанты – это реальность. Уже сегодня часть систем обслуживания потребителей автоматизирована. В любом крупном городе можно найти банкоматы, терминалы для оплаты различных услуг, автоматы для продажи еды, кассы самообслуживания, автоматизированные парковки. Но есть люди, обладающие особыми навыками. Вот их действительно трудно найти, поскольку их компетенции рождаются в основном только из опыта реальной работы. И если бизнес, которым вы планируете заняться, зависит от таких редких профессий, то стоит крепко задуматься. Я знаю медицинские центры, которые рады были бы расширяться, но не могут – из-за отсутствия персонала.
Какова чувствительность рынка к сюрпризам экономики?
Конечно, выбирать надо бы рынок со спросом, который не зависит кризисов. Но много ли вы знаете таких бизнесов? Однако они все же есть. Они существуют и хорошо себя чувствуют благодаря стратегически верным бизнес-моделям. Приведу пример одного из омских бизнесов, который занимаясь производством кожгалантерейных товаров, имеет собственную розничную сеть магазинов. Когда курс доллара падает, основной доход приносит его розничная сеть, которая торгует ассортиментом товаров из Китая. При росте курса бизнес концентрируется на собственном производстве и, надо сказать, это производство работает на полную мощь, потому что товар востребован оптовыми и розничными продавцами со всей России. Такая бизнес модель позволяет свести к минимуму зависимость от экономической погоды.
Имеется ли возможность тиражирования и масштабирования бизнеса?
Есть некоторые бизнесы, которые очень сложно тиражировать. Это уникальные, персоналозависимые компании, часто связанные со сферой услуг, например, рестораны с авторской кухней. Сменишь шеф-повара — и кухня не та, ресторана не будет.
Порой достаточно здравого смысла, чтобы не совершить ошибки, а иногда успех приходит вопреки здравому смыслу. Но ясно одно, бизнес это всегда риск и наша задача максимально просчитать эти риски, чтобы не было обидно за потраченное время, энергию и деньги.
Фото:с logdun.com
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
21 мая

В Омск привезли большое собрание произведений знаменитого советского художника Александра Дейнеки
268216 февраля 2023
28.10.2022
А вы за перенос «шара Бухгольца»?
Уже проголосовало 72 человека
09.08.2022
Вам нравится «Флора-2022»?
Уже проголосовало 176 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 21 марта 2023 года
135420 марта 2023
Гороскоп на 22 марта 2023 года
131021 марта 2023
114023 марта 2023
Выбор редакции
Омск — город художников? И поэтов!
198807 января 2023
Прочесть – и увидеть (маленький рассказ-эссе о большой книге)
281406 января 2023
935252963
Учредитель и директор маркетингового агентства «Делфи», член ESOMAR (Европейское сообщество изучения общественного мнения и маркетинговых исследований), член ООСП, организатор Клуба читающих бизнесменов, обладатель премии «Женщина – директор года» (Министерство экономики Омской области, 2007 год), победитель всероссийского конкурса «Лучший предприниматель года в области маркетинга рекламы» (Ассоциация молодых предпринимателей, 2010 год), «Медиаперсона-2010» (Омское Медиасообщество).
Записи автора
Пора учиться двигаться «на ощупь»
102302 февраля 2023
1335126 апреля 2022
Нашу экономику ждут плохие времена, но не катастрофические
1296113 апреля 2022
Поставленный вопрос — уже сам по себе катализатор изменений
96124 октября 2021
С чего начинать изменения в бизнесе?
129712 февраля 2021
Как начать замечать знаки Вселенной?
198030 января 2021
Энергия лидера и энергия команды
200325 января 2021
— депутат Государственной Думы
— Психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии