Конкурировать с «Ашаном» и «Магнитом» или заняться книгопечатанием?

Сегодня, когда практически на всех рынках значительно упал спрос, для многих собственников бизнеса серьезно встал вопрос куда дальше двигаться: искать ли новые ниши или пересматривать модель текущего?

2460711 ноября 2016
Конкурировать с «Ашаном» и «Магнитом» или заняться книгопечатанием?

Очевидно, что на своем рынке все знакомо и понятно, и зачастую пересмотра соглашений с подрядчиками, поставщиками, более плотного общения со своими клиентами и сотрудниками,  т.е. изменения подхода к своему бизнесу  бывает достаточно, чтобы выправить ситуацию.

С другой стороны, если сама отрасль в стагнации и просвета не видится, конечно, и в идеале нужно искать незанятую нишу или создавать свою через инновации (поиск «голубого океана»). Там и конкуренции нет, и, как мы знаем, существуют новаторы, потребители, всегда готовые к экспериментам. Правда при всей простоте этого подхода редко получается даже у опытных компаний находить эти самые «голубые океаны».

1

Есть и третий вариант – выходить на уже сформированные рынки.

Нашим клиентам, засматривающимся на чужие рынки, мы предлагаем провести аналитику по ключевым параметрам, чтобы ответить на 5 вопросов.

Что говорят тренды? На какой стадии развития находится выбранный вами рынок? Какие технологии могут изменить его?

Это самый первый и «обманчивый» фактор, который нужно учесть. Технологии меняют правила игры. И рынки, которым пророчили скорую смерть, продолжают жить и развиваться, а те, от которых ждали стремительного роста, разочаровывают. Так, рынку бумажных книг ставят надгробный памятник уже лет 10, а  продажи «бумаги» во всем мире, в том числе в России, не только не упали, но, напротив, растут, пусть и медленно.  Еще несколько лет назад инвесторы в e-commerce рассказывали нам о грядущей смерти офлайновой торговли и переходе ее в онлайн. Развитие интернет-продаж предполагалось во всех сегментах розницы. Тем не менее взрывного роста интернет-торговли в нашей стране пока так и не дождались. Возврат инвестиций в e-commerce исчисляется годами — почти так же, как на рынке офлайнового ретейла. В этом смысле торговля онлайн и офлайн уж практически сравнялись. Входить в крупный e-commerce-бизнес на краткосрочной перспективе уже невыгодно в любом сегменте: все инвестиции уйдут на борьбу за долю рынка, захват и удержание клиента.

Очевидно, что есть рынки, по которым все ясно. Например, не имеет смысла рассматривать рынок печатных СМИ, или открывать компанию по созданию сайтов (хотя некоторые бизнесмены умудряются вляпаться). А вот для открытия уютного семейного кафе никакие тренды не страшны.

Есть ли на рынке, на который вы планируете выходить, крупные сетевые игроки? Сможете ли вы с ними бороться в лобовой конкуренции?

Это очень важный параметр. Тем не менее, если на изучаемом вами рынке господствуют федералы, как например, в продуктовом, строительном ритейле, это не повод отчаиваться и отказываться от идеи. Как пишет классик стратегического маркетинга Д. Траут – «найдите слабое место в силе лидера и атакуйте его». Например, в продуктовом ритейле конкурировать с «Ашаном», «Лентой» и «Метро» лоб в лоб – это безумие, но эти ритейлеры, при своем масштабе и возможностях, не пойдут, например, в города с населением 50-100 тысяч человек.  А, скажем, «Магнит» не сможет заменить уютные магазинчики «у дома» с фермерским ассортиментом продуктов.

Насколько бизнес зависит от персонала и можно ли снизить эту зависимость?

Самый лучший работник – это тот, которого нет, а функция все равно выполняется. Роботы-продавцы, роботы-журналисты и даже роботы-официанты – это реальность. Уже сегодня часть систем обслуживания потребителей автоматизирована. В любом крупном городе можно найти банкоматы, терминалы для оплаты различных услуг, автоматы для продажи еды, кассы самообслуживания, автоматизированные парковки. Но есть люди, обладающие особыми навыками. Вот их действительно трудно найти, поскольку их компетенции рождаются в основном только из опыта реальной работы. И если бизнес, которым вы планируете заняться, зависит от таких редких профессий, то стоит крепко задуматься. Я знаю медицинские центры, которые рады были бы расширяться, но не могут – из-за отсутствия персонала.

Какова чувствительность рынка к сюрпризам экономики?

Конечно, выбирать надо бы рынок со спросом, который не зависит кризисов.  Но много ли вы знаете таких бизнесов? Однако они все же есть. Они существуют и хорошо себя чувствуют благодаря стратегически верным бизнес-моделям. Приведу пример одного из омских бизнесов, который  занимаясь производством кожгалантерейных товаров, имеет собственную розничную сеть магазинов. Когда курс доллара падает, основной доход приносит его розничная сеть, которая торгует ассортиментом товаров из Китая. При росте курса бизнес концентрируется на собственном производстве и, надо сказать, это производство работает на полную мощь, потому что товар востребован оптовыми и розничными продавцами со всей России. Такая бизнес модель позволяет свести к минимуму зависимость от экономической погоды.

Имеется ли возможность тиражирования и масштабирования бизнеса?

Есть некоторые бизнесы, которые очень сложно тиражировать. Это уникальные, персоналозависимые компании, часто связанные со сферой услуг, например, рестораны с авторской кухней. Сменишь шеф-повара — и кухня не та, ресторана не будет.

Порой достаточно здравого смысла, чтобы не совершить ошибки, а иногда успех приходит вопреки здравому смыслу. Но ясно одно, бизнес это всегда риск и наша задача максимально просчитать эти риски, чтобы не было обидно за потраченное время, энергию и деньги.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 72 человека

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 176 человек

Учредитель и директор маркетингового агентства «Делфи», член ESOMAR (Европейское сообщество изучения общественного мнения и маркетинговых исследований), член ООСП, организатор Клуба читающих бизнесменов, обладатель премии «Женщина – директор года» (Министерство экономики Омской области, 2007 год), победитель всероссийского конкурса «Лучший предприниматель года в области маркетинга рекламы» (Ассоциация молодых предпринимателей, 2010 год), «Медиаперсона-2010» (Омское Медиасообщество).

























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Валентина Фоменко

— Психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

440331 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

485520 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

1345304 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

1417003 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх