Омск ждет «Крематорий»

Никаких двусмыслиц. Мы правда ждем – любимую группу. А пока – кто она, та самая Таня, откуда в Катманду лёд и что почитать, чтобы почувствовать себя в шляпе Григоряна: десять фактов о Веселом Ансамбле.

3538325 июня 2018
Омск ждет «Крематорий»

1. Лет десять назад на «Нашем Радио» прозвучала история про песню «Маленькая девочка». Григорян рассказывал байку: песни проходили через цензуру, их должны были одобрить «разбирающиеся люди». И вот, такая дама-«эксперт» прочитала текст «Маленькой девочки» и вынесла вердикт: «Не нравится строка «И молча вкушал дым марихуаны». «А что именно вам не нравится?», - уточнил Григорян. – «Мне не нравится слово вкушал», - пояснила цензор.

2. «Крематорий» мастерски создает вокруг себя и своих песен ауру легенд. Одна из них – про песню «Безобразная Эльза». Один раз Григорян, отвечая на вопрос, кто такая Эльза, рассказал про то, как в гостях у подруги в начале 80-х годов познакомился с Веничкой Ерофеевым, автором поэмы «Москва-Петушки». «Хозяйка надолго отлучилась в ванную. Вечер был в разгаре, закусывать было нечем, голодные времена… И мы решили воспользоваться содержимым ее аквариума. Рыбки были привезены папой-профессором из экзотической страны: японские, дорогие. Но вкусные… Отношения с хозяйкой были напрочь испорчены. Я помню, как девушка, обняв аквариум, скребла по нему ногтями… Отсюда строчка «как зверушка, когтями скребешь по стеклу». По другой, менее «кровожадной» версии, Эльза была постоянной посетительницей московского бара «Яма», где нередко можно было встретить и молодого Григоряна.

1

3. В песне «Катманду» Григорян поёт не о столице государства Непал, а о месте, где прошло его детство и юность – окрестностях московского Речного вокзала. Отсюда – и «битое стекло», и «тонкий лёд». «Если на закате летом подойти к самому шпилю этого вокзала и посмотреть на него, то он очень сильно напомнит буддийский храм, в лучах солнца, в зелени. Так с давних пор и повелось: Катманду», - рассказывал Григорян в одном из интервью.

4. Армен Григорян родился в семье ученых: отец - авиаконструктор и дипломат-востоковед, мать - химик-микробиолог. Воспитание – соответствующее: футбол, классическая музыка, искусство, литература. Дома полки ломились от книг, у отца была огромная библиотека. Когда при всем при том Григоряна спрашивают, почему тексты его первых песен были абсолютно панковскими и откуда московские мальчики из хороших семей взяли все эти дикие сюжеты, он отвечает, что это, как правило, всегда были портреты реальных людей. «Однажды я встретил у метро школьного приятеля, который занимался «аском» – этаким хипповским попрошайничеством. Он пригласил меня где-нибудь посидеть. Мы пришли в подвал рядом с метро. Конечно, там было грязно, но люди собрались очень интеллигентные. Один из гостей вдруг стал цитировать Данте. Я сказал, что учусь в Московском авиационном институте, и выяснилось, что один из них работал у Мясищева – гениального авиаконструктора, с которым работал и мой папа. То есть, в этом андеграунде собрались люди, которые могли дать фору тем, кто ходил с дутыми щеками по земле и катался по ней в дорогих машинах. Можно сказать, что песня «Аутсайдер» вышла именно из того подвальчика! И еще я понял, что антураж не так важен. Важна личность, которая может попасть в любую ситуацию, в том числе и в самую пагубную». (цитата из интервью «Москве24»)

5. «Хабибулин» (у «Крематория» есть одноименная песня) - прозвище одного из самых старинных друзей Армена Григоряна, его одноклассника, ныне работающего в нефтяной компании, Андрея Веденеева. Его родители были состоятельными людьми, часто уезжали за границу или жили на загородной даче. Сын не мог позволить, чтобы квартира простаивала без дела: при каждом удобном случае в ней устраивались тусовки. Веденеев был редкостным бабником, вел дневник, в котором фиксировал свои достижения на любовном фронте, а утром, что бы ни происходило накануне, всегда был бодр и свеж как огурчик. Приврал Григорян, как он сам признается, только в предпоследнем куплете: неприятных заболеваний «Хабибулин» избежал. Но перед женой после выхода песни тому все же пришлось оправдываться. Лидер «Крематория» порой рассказывает, что «Хабибулин»-Веденеев требует от группы ящик пива за каждое исполнение песни и даже периодически заговаривает об авторских правах.

6. Если для тебя тексты «Крематория» не пустой набор слов, значит, ты много читал. Как Григорян, который вырос на произведениях Эдгара По, Ивлина Во, Хемингуэя, Фицджеральда, Воннегута, Платонова, Булгакова. У Генри Миллера в «Тропике Рака» (тут привет филологам ОмГУ – и невероятное спасибо Екатерине Петровне Барановской!) Григорян «встретил» Таню, о которой и сочинил потом одну из самых известных своих песен. А за «Маленькую девочку» благодарен Эмили Дикинсон и Валерию Брюсову.

7. Песню «Мусорный ветер», ставшую «визиткой» группы и написанную по мотивам одноименного рассказа Андрея Платонова, Григорян изначально сочинял для московского театра Спесивцева, где должен был ставиться спектакль по Бертольду Брехту. Но в результате каких-то передряг спектакль поставлен не был. Зато на «Мусорный ветер» был снят видеоклип, после показа которого на группу обрушилась всесоюзная популярность. Правда, чтобы цензура пропустила видео в эфир, пришлось изменить название группы на «Крем» - и потом долго приучать слушателей к своему истинному названию: «крем» оказался неожиданно прилипчивым.

8. В середине 80-х к «Крематорию» «повернулся лицом» Александр Градский. Он был одним из членов комиссии по прослушиванию рок-музыкантов, которые должны были войти в «Московскую рок-лабораторию». «Виктор Васильевич Гришин, тогдашний первый секретарь Московского горкома КПСС, издал закон о создании рок-лаборатории, - рассказывал Григорян в интервью «Москве24». – Ее задачей было собрать все популярные подпольные рок-группы и объединить их в какой-то центр, потому что уже были примеры, когда для музыкантов, дававших нелегальные концерты, все заканчивалось плохо. На том концерте, который мы играли в подвале дома Булгакова, мы заставили дверь ящиками с пустыми бутылками. И вот открывается дверь, ящики летят во все стороны и бодро заходят четыре человека: мент, человек в штатском, дворник с метлой и какая-то женщина. Нас забирают в отделение, начинается шантаж: «Если вы продолжите концертную деятельность, то вашему отцу, авиаконструктору Сергею Григоряну, придет в партком определённая бумага. Я думаю, что ему очень не понравится то, что его сын – фашист!» «Какой же я фашист?!» – «А какой нормальный человек назовет группу «Крематорий»? В общем, нам сказали ждать и не высовываться. Наш тогдашний директор спрятал наши фотографии и записи у соседей – боялся обыска. Через месяц нам позвонил какой-то человек: «Здравствуйте, я из рок-лаборатории. Ждем вас, заходите». Прихожу по указанному адресу, а там все наши московские музыканты уже толпятся, покуривают. Всех собрали и распределили по концертам и гастролям…»

9. Песню «Африка» - ту самую, где «работаю пять дней подряд, всем доволен и всему рад» - навеяла Григоряну работа в Центральном НИИ радиотехники, где он, в свое время учившийся в авиационном институте на факультете радиоэлектроники, «оттрубил» три года. Условия работы там он сравнивает с трудом рабов в Африке. «Старт в семь утра, финиш в семь вечера, обед - тридцать три минуты ровно, в случае опоздания – лекция от полковника Иванова. Рабочее место - комнатка три на три, все тыкают паяльниками и постоянно идет дым».

10. Дизайнером первых концертных костюмов группы был Егор Зайцев, сын того самого известного нам модельера Славы Зайцева и одноклассник сооснователя группы Виктора Троегубова. Егор придумал нарядить скрипача Россовского в тельняшку и бескозырку, а Троегубова - в банный халат с вышитым гербом пионерской организации. Сшитый Зайцевым-младшим пиджак подкладкой наружу и поднятым воротником, который потом достался Григоряну, первое время носил басист Сергей Пушкарев по кличке «Пушкин». К слову, именно местному ресторану «У Пушкина» мы и обязаны приездом в Омск «Крематория»: популярному заведению 10 лет, в субботу они устраивают Sibbeerfest. Первыми, кто после открытия в 2008 году выступил в их ресторане, был именно «Крематорий». Олег Лобов сотоварищи рады повторить, а мы просто очень и очень рады!

2

Десять лет назад Григорян оставил в Омске свою шляпу. Заберет эту или подарит вторую?

PS. Почему они – «Крематорий»? Всевозможных версий и толкований – тьма-тьмущая. Первоначально коллектив должен был носить имя «Катарсис», но от этого названия отказались, потому что у популярного польского рок-музыканта Чеслава Немена был одноименный альбом. Есть распространенная байка, что один из музыкантов как-то наугад набрал номер телефона и услышал в трубке: «Крематорий слушает». Есть другая: музыканты взяли словарь иностранных слов и выписали всё, что хоть в какой-то мере возбуждало их воображение. Как бы то ни было, в 1983 году появился «Крематорий» - отличавшийся от официальных ВИА, поющих, весёлых, голубых и прочих ребят-гитар, с мрачноватым отзвуком Кафки и Эдгара По, - и по-прежнему живой 35 лет спустя, несмотря на то, что «мы живем для того, чтобы завтра...»

Послушать «Крематорий» вживую можно вечером на Sibbeerfest, который стартует 30 июня в 13.00 в парке «На Королева». И да. Если у вас есть вопросы к Армену Григоряну – пишите в комментариях. Если всё сложится – задам лично.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:из личного архива Олега Лобова

Теги:досугфестивальрокАрмен Григорян


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

295401 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

294701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6419101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6605221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх