ОNЕГИН-БЛЮЗ

Пусть же звучит на тюзовской сцене «весь этот джаз»!

1552123 июля 2018
ОNЕГИН-БЛЮЗ

Омский Тюз (Tuz Omsk) закрывает сезон премьерой: спектакль по пушкинскому «Евгению Онегину» поставил режиссёр Юрий Печенежский. Это его третье обращение к Пушкину: ранее ставил «Пиковую даму» в Пскове и «Станционного смотрителя» (спектакль «Смотритель») в Великих Луках. Пушкинские герои, по его собственному признанию, интересны ему «вне времени и исторических обстоятельств: «Мы решили покопаться в чём-то человеческом» (МК-Псков). 

Поэтому режиссёр не стремится к абсолютной исторической достоверности. Образы спектакля — это, как он сам заметил в интервью ГТРК Иртыш, «ассоциации на то, что написано Пушкиным». «ОNЕГИН»: в таком наименовании намёк и на нехрестоматийное прочтение Пушкина, и на индивидуализм Онегина («one» — англ. «один»), и, наверное, на европоцентризм «модной» молодежи.

1

При этом текст романа звучит почти полностью, события происходят как бы «на фоне» текста. Есть пять героев — Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга, няня Татьяны. Все остальные (в спектакле занято 14 актёров) — рассказчики, которые становятся то посетителями светских раутов, то соседями-помещиками, то превращаются в ...джаз-бэнд. Да, уже в самом начале звучит блюз «Мой дядя самых честных правил». И онегинская строфа, оказывается, вполне укладывается в джазовую интонацию.

Режиссёр именно так определил жанр спектакля: «BLUES с одним антрактом».

Блюз, как известно, это когда хорошему человеку плохо. Это «уныние», «меланхолия», «хандра». Ага, вот и прямая ассоциация с «Онегиным». Уже в первой главе «Хандра ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена», а в последней «...жестокая хандра За ним гналася в шумном свете, Поймала, за ворот взяла И в тёмный угол заперла». Блюз? А то!

На пресс-конференции режиссёр отметил, что актёры «совершили подвиг». И, как представляется мне, зрителю, не потому, что отлично справились с музыкальными номерами (респект музыкальному руководителю — Наталье Сухотериной), а потому, что сумели эту эмоционально наполненную блюзовую интонацию развивать в течение всего спектакля. Получился такой пронзительный «джем»: у каждого есть своё соло, и от каждого зависит полнота общего звучания.

В этой эмоциональной ауре интересно ведут свои партии главные герои. Вот Онегин (Александр Галимов), впервые попав в дом Лариных, сразу занимает солирующую позицию — за фортепьяно. Но и у Ленского (Дмитрий Керн) солирующий инструмент — саксофон. «Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились...» А как иначе? Оба — солисты в этом сельском джаз-бэнде!

Ускользает от коллективного музицирования только Татьяна (совсем юная Мария Овчинникова), но с какой живой страстью выплёскивает она своё «Я к Вам пишууу...»! Элла Фицжеральд ею гордилась бы.

2

Пожалуй, всё же не до конца проявлен в спектакле один важный пушкинский мотив. Почему повзрослевшая Татьяна не верит в искренность чувств Онегина? Почему воспринимает его признание как оскорбление?

Как мы помним, Татьяна приезжает в дом Онегина, когда тот отправляется в странствие, видит в его кабинете «груду книг». В спектакле это посещение превращается в оплакивание потерянной любви.

Но в романе сначала «...долго плакала она, Потом за книги принялася», в которых «...современный человек Изображён довольно верно С его безнравственной душой». Она обращает внимание на сделанные рукой Онегина заметки «И начинает понемногу Моя Татьяна понимать (…): Уж не пародия ли он?». Именно после этого она соглашается отправиться на «ярманку невест», а ведь раньше отказывала женихам! Не изменившись сама, не избыв любовь, Татьяна не представляет, что мог измениться Онегин...

Спектакль только начинает жить, он ещё будет набирать силу, возможно, и этот мотив проявится отчётливее. Пусть же звучит на тюзовской сцене «весь этот джаз»!

 

Оригинал в Фейсбуке автора. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Наталья Елизарова

Теги:ТЮЗпремьераАлександр Пушкина


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 72 человека

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 176 человек

























Блог-пост

Валентина Фоменко

— Психолог

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог

Юлия Купрейкина

— психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

420531 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

464020 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

1308404 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

1379903 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх