Такая противоречивая свобода

Навеяно бурной дискуссией про развитие университетов, но на самом деле этот вопрос обо всем.

79912 октября 2018
Такая противоречивая свобода

Вроде все мечтают о свободе. Сам решаю, что делаю. Сам решаю, когда делаю, с кем сотрудничаю/дружу/работаю, а с кем – нет. В начале 1990-х, когда я начинала учиться в университете, мне довелось попасть в такой «свободный» новый проект. Мы поступили на новое направление «коммерция» (которое я для своих бабушек и дедушек даже не произносила), да еще со степенью «бакалавр». Кто знает, тот оценит мою степень свободы в таком выборе. Благо, мои родители каким-то чутьем доверились этому.

И поскольку наше отделение коммерции было экспериментальным, нам читали разные новые курсы. Которых не было на традиционном экономическом факультете. А сколько за эти 4 года мы прослушали замечательных курсов у лучших (это правда) экономистов региона – это фантастика (опять же в сравнении с тем, что было на «классических направлениях и тем, что имеется сейчас). Это были и руководители крупных фирм, банков, администрации региона. И этот дух свободы и экспериментов существенно отличал нас, во что мы свято верили (и так оно и есть).

1

Но. Принятие большой дозы свободы автоматически создает громадную ответственность за все эти решения. И где-то начинает возникать желание как-то эту свободу «урегулировать», чтобы она стала управляемой. Причем, с разных уровней. И руководителям хочется как-то контролировать эти «свободные сообщества», и преподавателям управлять «свободными» студентами, и еще желательно как-то управлять «свободными преподавателями».

И здесь начинаются противоречия. И всякие попытки «прописать уровень свободы» или хотя бы договориться о нем. И самое трудно в этот момент – поймать грань свободы и рамок «правил». Фиксация и заданность правил тоже вед очень удобны – все написано, иди и работай по ним. Но в один момент в них тоже тесно, неудобно.

Мне кажется именно в такой ситуации сейчас оказались многие университеты. С одной стороны, сейчас образование в основном «рамочно-регулируемое»: есть стандарты, но они не жесткие; есть требования к преподавателям, литературе, но они в значительной степени находятся в зоне свободы. В конце концов, вузам даже дали возможность самостоятельно разрабатывать себе стратегии развития, выбирать ректоров и иных руководителей, делать в том числе новые программы, в разных форматах.

Но. Теперь множатся разговоры, что государство мол «нечетко ставит показатели, не говорит каких специалистов и сколько готовить и т.п.». То есть, свобода есть, но распоряжаться ею не все могут. Потому как в выборе всегда таится риск. И если выборов много – рисков тоже больше. И ответственность за эти риски лежит … правильно, на руководстве и сотрудниках. И тогда если все хорошо – мы молодцы, если что-то пошло не так – «мы не виноваты, нам не указали, не написали и т.д.».

То есть свободными быть вроде хочется, но чтобы был кто-то свыше, кто будет указывать «правильный путь». И если он будет не очень правильный – мы будем его критиковать, а если этот «неправильный» путь вдруг выбрали мы сами – то что же получается, сами виноваты?

Поэтому свобода – это не только про много возможностей и много выборов. Это про способность принять на себя большую ответственность за выбор. Это про непростые решения. Про преодоление противоречий. Про сложный и ответственный, но все равно свободный выбор.

И про личную ответственность.

Оригинал в Facebook автора

2

Автор:Елена Исаева

Фото:с blogspot.com

Теги:образованиебюрократия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

18.06.2020

Как вы относитесь к идее сократить новогодние каникулы-2021 из-за эпидемии коронавируса?

Уже проголосовало 486 человек

12.06.2020

Как вы оцениваете проект генплана Омска?

Уже проголосовало 221 человек















Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Нателла Кисилевская

— журналистка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Елена Ронина: «Любого преподавателя, честно пытающегося научить студентов, можно привлечь к ответственности на основании несоблюдения РПД»

Доцент кафедры лингвистики и перевода факультета иностранных языков ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, по просьбе «ВОмске», высказала свое мнение по поводу проблем в высшей школе. Одна из самых острых — бюрократическое давление на преподавателя, приводящее к снижению качества образования.

34871203 июля 2020

Что будем отмечать, кого поздравлять? Праздники и круглые даты. Россия. Омск. Июль 2020

Когда чёртов вирус, в ус не дуя, шагает по планете, когда весь мир живёт и чихает согласно Роспотребнадзору, мы объявляем: в жизни всегда есть место празднику!

1699130 июня 2020

Как в Омске пока не умерли 5 детей

Необратимая реакция: пока чиновники минздрава судятся с родителями, те смотрят, как их дети ежесекундно теряют свои обычные навыки – и потом умирают.

11560506 июня 2020

Стиль жизни

Елена Агафонова: «За время карантина бегемоты набрали вес, а носорог отрастил хвост»

Story

Елена Агафонова: «За время карантина бегемоты набрали вес, а носорог отрастил хвост»

Десять лет на посту: директор Омского цирка рассказала, как отметить профессиональный юбилей, когда главный «виновник торжества» закрыт, как животные проводят время, пока не могут радовать публику, и о плюсах вынужденных каникул.

282012 июля 2020
«Я не дрессирую собак — я дрессирую людей»

Кредо

«Я не дрессирую собак — я дрессирую людей»

Первая и последняя. Рассказ об удивительной женщине, её собаках и её людях.

39871703 июля 2020
А вы умеете заниматься сексом?

Секс

А вы умеете заниматься сексом?

Сложно представить, как кто-то признается – «нет, не умею». Вроде все просто – но можно ли перейти из «ПТУ» в «вуз», спросили как-то сексолога Сергея Тимофеева.

334623 июня 2020
Как омский Гагарин сражался за жизнь в космосе инфекционки

Здоровье

Как омский Гагарин сражался за жизнь в космосе инфекционки

Пневмония, три недели в коме, ИВЛ, инопланетные жуки и минус 20 килограммов: история первого омского тяжелого пациента с коронавирусом, которого выписали из больницы.

9554106 мая 2020

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх