Камера внутреннего взросления

Новый эксперимент «ЦСД-Омск» на сцене «Арт-центра на Любинском»

159223 октября 2018
Камера внутреннего взросления

«ЦСД-Омск» Светланы Баженовой заслужил негласное звание театра молодого, энергичного и открытого для экспериментов. Поэтому на премьере по мотивам романа «Камера обскура» Владимира Набокова зрители могли ожидать каких угодно удивлений, вплоть до появления на сцене громадной, в человеческий рост морской свинки Чипи – и почему бы ей не станцевать русский балет (с)?..

В результате главным экспериментом – и для зрителей, и, кажется, для самих актеров – стало участие в спектакле не драматичном, но драматическом, понятном от начала и до конца, не требующем бешеного вращения мозговых шестеренок на тему «Что хотел сказать режиссер?» и оставляющим четкое послевкусие без неразгаданных неизвестных нот. Спектакль вышел взрослым и даже каким-то академичным – что вовсе не синоним слов «скучный», «тяжеловесный» и «надо-было-коньячку-заранее», но знак некой добротности, качества и глубины. В нем есть и та самая юность и легкость, присущая спектаклям этого театра, – но лишь намеком, вскользь, легким напоминанием: «Да, это по-прежнему мы!»

1

Чем не эксперимент? Ведь удивили: показали постоянному зрителю то, чего он увидеть не ожидал.

Чья заслуга? В первую очередь, пожалуй, Владимира Набокова, роман которого о любви знатока живописи Бруно Кречмара к шестнадцатилетней Магде Петерс – и не «пыль веков», и не вчера написан. «Лолита» увидит свет лишь двадцать лет спустя, а пока – 

«…жил-был некогда в Берлине человек средних лет. Он был богат, уважаем, счастлив; в один прекрасный день он бросил жену и ушёл к молоденькой любовнице; он её любил, а она его нет, и жизнь его окончилась трагически. Вот и вся история, и на том бы мы её и остановили, кабы в самом повествовании не было пользы и удовольствия; и, хотя на надгробном камне довольно места для сокращённого изложения человеческой жизни, а всё-таки всегда хочется знать подробности!..» С этого монолога Магды (Полина Кремлёва) и начинается двухчасовой спектакль – черная комедия в стиле фэнтези в двух действиях с антрактом.

В том, что вышло так, а не иначе – большая заслуга режиссера-постановщика Сергея Захаркина, выпускника театрального института имени Щукина. «Человек, который может взять в руки любой инструмент и через десять минут начнет на нём играть – и этим всё сказано», - так характеризуют актеры талантливого москвича, который осуществил желание поставить спектакль с омскими артистами, уже знакомыми ему по театральным лабораториям. С людьми – похожая история: «человек-оркестр» Захаркин предложил «ЦСД-Омск» интересную форму, «ткань», свой язык, - и в премьерных спектаклях сам вышел на сцену в образе Бруно Кречмара (в будущем зрители увидят в этой роли Антона Булавкова). Не остался в стороне и режиссер «ЦСД» Ярослав Максименко, который основательно поработал над мизансценами, и, кроме того, выступил в роли художника по свету. 

Вплетенные в канву режиссерской задумки декорации в исполнении художника и основателя галереи «Левая нога» Дмитрия Вирже – номер три в списке причин, которые сделали спектакль не инфантильно-фарсовым, а воздушно-драматичным. Весь спектакль был оформлен при помощи десяти литров акриловой краски. «Процесс создания декораций продиктован концептуальной бедностью и театральным изионизмом (от слова easy – «легко»), - поясняет художник Вирже. - Камера обскура – это некое устройство, оснащенное системой зеркал, фокусирующее наше восприятие на отраженной реальности. Поэтому цитировать Набокова впрямую, пытаться аутентично выстраивать реальность 30-х годов прошлого века вряд ли имеет смысл. Мы с режиссером приняли решение создать метафизический образ, который отражен нашим сознанием. Для меня главным было попытаться реализовать свои эмоции и восприятие, довольно точно их воспроизвела и труппа. Потеки, брызги, пятна: вся эта история – для меня нафталиновая, пропитанная временем, немного устаревшая, будто с затхлого чердака, – показана сквозь зеркало с осыпавшейся амальгамой и имеет гранжевый налет».

2

Кому – нафталиновая небылица, кому – абсурдистское фэнтези, кому – современная быль. Любовный треугольник Магда-Кречмар-Роберт Горн (в премьерном показе – в исполнении Дмитрия Исаенко), история страсти, ревности, меркантильных желаний, физической слабости, нереальных совпадений и циничного карикатурного юмора – пересказывать Набокова нет смысла, его лучше читать. «Гений писателя настолько велик, что несмотря на фантастичность описанных обстоятельств, я ни на секунду не сомневаюсь в истинности его искусно сочиненного художественного вымысла», – говорит Сергей Захаркин. К стремительному, живому и экспрессивному тексту оригинала режиссер отнесся довольно бережно, вложив фрагменты авторского повествования в уста героев, полунамеками и полутонами, так, что фабула ясна и тем, кто роман не читал. Повествование движется скоро, как автомобиль по горному серпантину, не дает ни скучать, ни размышлять. Всё это имеет и обратную сторону: характеры героев пьесы поверхностны, как пятна краски на их стилизованных под первую треть 20-го века костюмах из грубой холстины. Перед нами будто не сами люди, а их мутные отражения в видавшем виды зеркале посреди сцены – и в этом удивительное преломление классики в современном исполнении актеров, которым уже не 16, как Магде, но еще не 30+, как Горну и Кречмару.

ЦСД с этим спектаклем можно поздравить: актеры стянули банданы, чтобы примерить фетровые шляпы, и те пришлись им впору. И все же это по-прежнему ЦСД. Потому что короткое ярко-красное платьице Магды, которое мы помним из романа, на сцене – игривый комбинезон с шортиками. Потому что никто не отменял тонкой интонационной игры: «Я не могу быть только Вашей… то есть, не могу быть Только вашей любовницей», – говорит Магда Бруно Кречмару. Потому что сурово-комичен Александр Боткин из Лицейского театра в роли писателя Зегелькранца, того самого, что волею ироничного набоковского пера «сдает» Кречмару сладкую парочку любовников – и который одним своим размашистым появлением на сцене заставляет вспомнить об импровизационных конкурсах DRAMA BATTLE. (Мы всё понимаем, ребята, но нам всё равно нравятся эти ваши баттлы! – от автора).

То, что каждый увидит на сцене что-то своё – история банальная. А вот художник Вирже смог своё НЕ увидеть:

- Для меня литературная канва немного иная: это история художника и его конкурентного поединка с коллегами, завоевания конкурентных рынков мемов и образов. Набоков довольно точно воспроизвел историю борьбы Уолта Диснея со своими конкурентами. Свинка Чипи, которую создал карикатурист Горн, будто олицетворяет популярных героев мультипликации кролика Освальда, Дональда Дака и сверхпопулярного Микки Мауса, пик славы которых пришелся как раз на годы, когда был написан роман. В спектакле же этого нет, режиссер сосредоточился на теме любовных отношений, хотя рядом шла мощная конкурентная борьба между сильными художественными группами.

Винить в этом сложно: нельзя объять необъятное в рамках одной постановки. А посему, до или после спектакля, – читать Набокова и кормить морских свинок!

3


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

19.03.2019

Как вы относитесь к мусорной реформе в Омской области?

Уже проголосовало 31 человек

14.03.2019

Дело Калинина и К – заказное или под ним есть реальная основа?

Уже проголосовало 39 человек







Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Любовь, похожая на шизу

Слава метростроевца обошла экс-губернатора Полежаева стороной и отдалась «Пятому театру», который осуществил голубую мечту омичей. Именно здесь 15 и 16 марта распахнулись турникеты в сладкий мир «подземки».

932217 марта 2019

Евгений Вигилянский: В память о Художнике и мистике

Четыре года назад, 6 марта 2015 года, после продолжительной болезни ушел из жизни большой Художник и не менее большой мистик Евгений Вигилянский. Он был человек эпохи. И человек-Эпоха.

83610 марта 2019

Знаете ли вы Омск — 9?

Новый «восьмимартовский» тест посвящен известным женщинам, чьи судьбы связаны с Омском.

99408 марта 2019

Александр Костюков: «Без совместной тяги ОмГУ и губернатора Буркова нацпроекту «Наука» в Омской области не быть»

Кандидат в ректоры ОмГУ, доктор юридических наук, профессор, завкафедрой государственного и муниципального права — о ежегодном отчете ректора, неопределенном статусе вуза и его «невнятном» будущем.

2193906 марта 2019

ЛОРды в медицинских халатах

«Он стал нашим семейным врачом», «очень внимательная и отзывчивая» и даже — «это один из лучших ЛОРов в городе». Так говорят о врачах-отоларингологах Многопрофильного центра современной медицины «ЕВРОМЕД» Викторе Папулове и Валентине Киштеевой.

2193405 марта 2019

Стиль жизни

Ульяна Воробьева: как воспитать енота

Story

Ульяна Воробьева: как воспитать енота

Высокая, статная, рыжая и веселая артистка искренне рассказала о том, как любовь привела её в цирк, а судьба «подкинула» профессию дрессировщицы: енотов, носух, собак и кошек.

123917 марта 2019
 Евгения Полусалова: свежий глоток воздуха

Шик

Евгения Полусалова: свежий глоток воздуха

32-летняя гимнастка своим примером доказывает, что цирку все возрасты покорны: она «шагнула в воздух» из балета десять лет назад и покоряет публику по всей стране уникальным номером под куполом цирка.

107713 марта 2019
Ваша самая любимая кукла Натальи Александрович

Хобби

Ваша самая любимая кукла Натальи Александрович

16 марта в Омском цирке открывается выставка авторских кукол мастера.

75212 марта 2019
Наталья Дроздкова: «Цирк дал мне крылья...»

Story

Наталья Дроздкова: «Цирк дал мне крылья...»

Хореографы правят бал. Без талантливых птенцов гнезда Терпсихоры шагу нельзя ступить в театре, кино, на подиуме. А в цирке и подавно.

185826 февраля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх