Александр Бурков: «Нельзя вечно надеяться на авось или на доброго дядю из федерации»

«ВОмске» приводит полный текст бюджетного послания губернатора Омской области Александра Буркова региональному Законодательному Собранию.

46325 октября 2018
Александр Бурков: «Нельзя вечно надеяться на авось или на доброго дядю из федерации»

Здравствуйте, уважаемый Владимир Алексеевич, 

уважаемые депутаты Законодательного Собрания, приглашённые!

1

Стратегический вектор социально-экономического развития нашей страны определен национальными целями, сформулированными Президентом Владимиром Владимировичем Путиным в Указе №204 от 7 мая 2018 года.

Президент поставил конкретные задачи: увеличение продолжительности жизни и численности населения страны, снижение уровня бедности, рост реальных доходов граждан.

Как сказал Владимир Владимирович, чтобы достичь этих больших целей, нужно сделать так, чтобы у конкретного человека были и интересная работа, и достаток. Чтобы были комфортные условия жизни: хорошие детские сады, школы, поликлиники, больницы, нормальные дороги, уютные улицы и парки.

Начну с блока, который условно можно назвать «Благополучие и достаток».

Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан

В 2018 году для повышения доходов населения, а именно увеличения заработной платы работников бюджетной сферы и МРОТ, мы дополнительно предусмотрели 4,7 млрд. рублей.

По предварительной оценке, на 2019 год общий объем средств, заложенных в бюджет на повышение зарплат, будет сопоставим с уровнем текущего года. Это серьёзный объем. Жду от правительства эффективного использования этого ресурса для обеспечения ключевого для региона показателя.

За 8 месяцев текущего года среднемесячная номинальная заработная плата по области выросла на 14,1%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при этом реальные располагаемые денежные доходы населения, скорректированные на инфляцию, остаются в отрицательной зоне. Задачей областного правительства на 2019 год я вижу усиленную работу по исправлению этой ситуации.

2

Следует отметить, что положительный результат в части увеличения заработной платы достигнут за счёт масштабного вливания средств федерального бюджета при поддержке Президента. Но необходимо предпринимать и собственные усилия.

Кроме подъема зарплат в бюджетной сфере, мы должны создать условия для повышения зарплаты и в частном секторе экономики. Особенно это касается бизнеса, получающего бюджетные субсидии и выполняющего работы по государственным контрактам.

Мы часто видим, когда, например, при освоении сотен миллионов государственных рублей на строительстве дорог, на предприятии официально числится «полтора землекопа». Людям платят деньги в конвертах. Эта практика должна быть прекращена.

Конкретная задача правительству: с 2019 года работа по госконтрактам должна обязательно сопровождаться, во-первых, отсутствием «серых» схем трудоустройства, а во-вторых, обязательствами по выплате официальной зарплаты работникам на уровне не ниже среднеотраслевой.

В этом процессе ключевую роль должны играть профсоюзы. При заключении трехстороннего соглашения о социальном партнёрстве на 2019 год между правительством, профсоюзами и работодателями повышение заработной платы должно закладываться на уровне, опережающем инфляцию.

Меры социальной поддержки

У нас есть неработающие граждане, пенсионеры, мамы, воспитывающие детей, инвалиды. Их благосостояние напрямую зависит от этих мер.

В настоящий момент мы боремся за сохранение регионального материнского капитала. Напомню, что это денежная выплата в 138 тыс. рублей, выдается в нашей области при рождении третьего и последующих детей. В текущем году ее уже получили около 2 тыс. омских семей на общую сумму 240 млн. рублей.

В 2019 году сохранится ежемесячная выплата в связи с рождением первого ребёнка в размере 9 641 рублей, на эти цели в бюджете предусматривается 1,3 млрд. рублей.

Продолжатся ежемесячные выплаты по 9 660 руб. при рождении третьего и последующих детей до достижения ими трёх лет.

3

Более 1 млрд. рублей заложено на детское ежемесячное пособие для различных категорий граждан общей численностью около 90 тыс. человек.

На следующий год закладывается более 1 млрд. рублей на ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, ветеранам Омской области, труженикам тыла, пострадавшим от политических репрессий и многодетным семьям. А это более 230 тысяч омичей.

Существенная статья расходов бюджета — это компенсация проезда в транспорте и льготы по оплате коммунальных услуг. Общая сумма на этот год была 4,3 млрд. рублей. На следующий — 4,5 млрд. рублей.

По итогам текущего года ожидается исполнение социальных обязательств в размере 7,6 млрд. рублей. Число получателей — 536 тыс. человек. На 2019 год мы запланировали по этому направлению почти 8 млрд. рублей для 543 тыс. омичей.

Бюджет, несмотря на все сложности, сохраняет свою социальную направленность. Отмечу, что нам удалось достичь этого, благодаря конструктивному взаимодействию правительства и депутатского корпуса.

Следующий блок «Качество жизни».

Здравоохранение

К сожалению, мы можем констатировать факт многолетнего хронического недофинансирования, нехватку современного оборудования, удручающее состояние многих медицинских учреждений, больниц и поликлиник. Начиная с прошлого года, мы постарались переломить негативный тренд.

Из областного бюджета в этом году дополнительно выделено 300 млн. рублей на приобретение медицинского оборудования и транспортных средств. Закуплено 60 машин для участковых врачей, 29 микроавтобусов для доставки пациентов на гемодиализ.

Идет текущий и капитальный ремонт в 24 больницах и поликлиниках. На эти цели в 2018 году было предусмотрено 230 млн. рублей.

4

До конца года должна быть введена в эксплуатацию поликлиника на 1000 посещений в день на Левом берегу города Омска.

В будущем году в Тарскую ЦРБ и кардиологический диспансер будут поставлены новые ангиографы. Кроме этого, запланировано приобретение томографов для трёх больниц города Омска.

По итогам 2018 года в 12 районах области: Горьковском, Колосовском, Любинском, Марьяновском, Нововаршавском, Саргатском, Тарском, Тюкалинском, Черлакском, Шербакульском, Тевризском, Муромцевском планируется открыть 21 фельдшерский акушерский пункт. А в 2019 году будет приобретено ещё 10 стационарных и 6 передвижных ФАПов.

Остаётся острой проблема обеспечения кадрами на селе. Сегодня есть программы: «Земский доктор» и «Земский фельдшер», но кадров на селе все равно не хватает. И это проблема не только сферы здравоохранения. Поэтому мы должны начать программу строительства муниципального жилья как в районных центрах, так и в малых селах и деревнях. Напомню, что минстрою было поручено разработать такую программу на 5 лет. Ожидаю, что она будет принята до конца этого года.

В Омской области реализуется проект по обеспечению оказания экстренной медицинской помощи населению труднодоступных районов. Отмечу, что за этот год нам удалось благодаря санавиации спасти 692 пациента, в том числе 123 ребёнка. На 2019 год в бюджете на эти цели запланировано 144 млн. рублей.

Мы заявились на федеральное финансирование строительства и реконструкции крупных медицинских центров. Это детский инфекционный стационар, а также реконструкция онкологического и перинатального центров.

Необходимо в сжатые сроки, в течение 2019 года разработать для этих объектов проектную документацию, пройти государственную экспертизу и начать строительство в 2020 году. Даю соответствующее поручение министерству здравоохранения и минстрою.

Об экологии

Проблема загрязнения воздуха — одна из самых острых для города Омска. В целях предупреждения и дальнейшего пресечения выбросов была разработана комплексная программа. Ее часть — работа Центра экологического мониторинга и оперативного реагирования, в функции которого входит: оперативный сбор и анализ данных о состоянии атмосферного воздуха, координация действий надзорных органов, реагирование на факты загрязнения, информирование населения о состоянии атмосферы. В распоряжении центра имеется передвижная экологическая лаборатория, приобретённая при содействии компании «Газпром нефть».

За 4 месяца работы центра поступило более 1,5 тыс. обращений по поводу загрязнения атмосферного воздуха. С одной стороны, облегчилась работа по поиску источника, а с другой — выявился ряд проблем, связанных с обеспечением доказательной базы.

В результате региональным правительством подготовлен проект федерального закона об упрощении доступа экологического надзора на предприятия, если фиксируется ПДК вредных веществ в воздухе.

Поручаю минприроды продолжить работу по подписанию с промышленными предприятиями соглашений об экологическом партнёрстве, а кроме того, совместно с минфином предусмотреть средства на создание сети автоматизированных постов контроля за состоянием атмосферного воздуха.

Что касается ситуации с твёрдыми коммунальными отходами, напомню, что в конце прошлого года регион оказался фактически на пороге кризиса. Возможности имеющихся полигонов исчерпали себя, решения по организации новых не были приняты. Не был выбран даже региональный оператор.

На данный момент снята только часть проблем. Прошёл конкурс, на котором был определён региональный оператор. До конца года должен решиться вопрос по новым площадкам размещения отходов. Корректируется территориальная схема.

Тариф на услуги регионального оператора для населения мы должны утвердить до конца года. Задача правительства и РЭК сделать всё, чтобы он не лёг тяжёлым бременем на плечи наших граждан. Каждая копейка должна иметь под собой чёткое экономическое обоснование.

Кроме того, нами направлены заявки на участие в федеральном проекте «Чистая страна» с целью ликвидации объектов размещения ТКО, расположенных в Ленинском, Кировском, Советском и Центральном округах города Омска, на территории Исилькульского и Тюкалинского районов, а также участка захоронения отходов пестицидов в Любинском районе.

Первоочередная задача министерству природы на 2019 год — это создание региональных проектных офисов по реализации федеральных проектов: «Чистая страна», «Чистый воздух», «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

Образование

Это фундамент всего нашего будущего. Потеря инициативы в этой сфере даже на короткий срок, впоследствии оборачивается катастрофой.

Первое, на что я хотел бы обратить внимание, — безопасность. К сожалению, мы видим, какие трагедии происходят в учебных заведениях.

Ставлю в абсолютный приоритет областному правительству вопросы обеспечения безопасности наших детей. Поручаю министерству образования и главному управлению региональной безопасности в срок до конца текущего года разработать и представить соответствующую программу.

В числе приоритетных остается задача обеспечения маленьких омичей местами в детских садах и школах. До конца текущего года планируется открыть порядка 300 дополнительных мест, в том числе 185 мест для детей в возрасте до 3 лет. Но этого недостаточно. Очерёдность в садики детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет более 1,5 тысяч; детей ясельного возраста — почти 2,5 тысяч. Потребность в новых местах высокая: до 2021 года это 18 тыс. мест. В финансовом выражении — 14 млрд. рублей. Задачу необходимо решать вместе с федеральным центром. Мы уже предприняли определённые усилия, проработав вопрос с федерацией. Результат есть — в следующем году будут начаты работы по строительству 4 детских садов в Омске.

Непростая ситуация со школами. Износ основных фондов учреждений — 80%. Учебное, лабораторное оборудование, мебель нуждаются в модернизации. Остро строит проблема второй смены, которая сейчас есть в 15% школ.

В будущем году мы приступим к строительству школ в г. Исилькуле на 550 мест и в микрорайоне «Амурский-2» г. Омска на 1100 мест. Из федерального бюджета на эти цели будет привлечено около 300 млн. руб.

Также идёт подготовка строительства ещё 3 школ: в Горьковском и Омском районах, в г. Омске на ул. Завертяева.

Несмотря на сложности формирования доходной базы бюджета, в текущем году нам удалось направить более 950 млн. рублей на ремонт и материально-техническое оснащение объектов образования. Каждое второе учреждение отремонтировано в том или ином объеме. Для последних лет это беспрецедентные меры.

В 2019 году губернаторская программа реновации омских школ продолжится. На сегодняшний день завершён аудит состояния учреждений. Теперь мы точно знаем, где и какой ремонт требуется до 2023 года. На это планируется выделять как минимум 200 млн. рублей ежегодно.

В новом учебном году мы приступаем к реализации федерального проекта цифровизации образовательной сети. Этот процесс немыслим без обеспечения школ высокоскоростным интернетом. Ставлю задачу министерству образования совместно с управлением информационных технологий обеспечить участие в соответствующей части федеральной программы, с особым акцентом на школы сельских поселений.

Средний балл результата ЕГЭ омичей повысился на 3 пункта, но уровень образования в омских школах необходимо ещё улучшать. Средняя оценка по русскому языку достигла 68 баллов, по математике — 46, по физике — 50.

Дополнительное образование

Согласно Указу Президента, охват детей дополнительным образованием к 2024 году должен составлять не менее 80%. По итогам 2018 года мы планируем выйти на 71%.

В этом году в Октябрьском округе города Омска начал работу Центр развития креативности детей и молодёжи «Технопарк». Теперь это наша база по взращиванию инженерных кадров для предприятий.

Отдельное внимание в учреждении уделяется созданию условий для детей с особыми образовательными возможностями и детей-инвалидов.

Цель — в 2019 году войти с нашим технопарком в федеральную сеть «Кванториум». В этом случае мы получим федеральное финансирование, сможем дополнить существующие лаборатории роботостроения, 3D-моделирования и виртуальной реальности пятью направлениями: энергетика, IT, космонавтика, аэродинамика, биотехнология. Поручаю министерству образования обеспечить достижение этой цели.

Отдельная задача стоит по поддержке одаренных детей. В этом году у нас уже отработана практика очно-заочной научной школы по типу федерального образовательного центра «Сириус». В следующем году министерство образования, министерство спорта и министерство культуры должны подготовить материально-техническую базу и включить в данную программу спорт и культуру. Министерству финансов и министерству образования поручаю подготовить необходимую документацию для участия в 2020 году в отборе на получение федерального финансирования омского «Сириуса».

О культуре

Много лет эта отрасль финансировалась по остаточному принципу. Ситуация изменилась с приходом на пост руководителя федерального минкульта Владимира Мединского. Впервые за долгие годы вектор развития культуры сместился в регионы. Мы получили действенную поддержку.

В текущем году нам удалось выделить средства на капитальный ремонт и оснащение областных учреждений культуры. Из резервного фонда правительства Российской Федерации получено 100 млн. рублей на приобретение специального оборудования и музыкальных инструментов для Омской филармонии, и музыкального училища им. Шебалина.

Мне лично было очень приятно, что в Омске был открыт памятник нашему знаменитому земляку Михаилу Ульянову.

Наконец-то завершилась реконструкция здания театра «Галерка», в котором 2 ноября состоится первый спектакль.

В течение 2018 года мы завершили строительство Домов культуры в Чернолучье и Больших Уках, в 29 сельских клубах проведены ремонты. В 2019 году планируем отремонтировать не менее 20 объектов культуры.

Также задача следующего года — завершение реконструкции здания страхового товарищества «Саламандра» и открытие центра «Эрмитаж – Сибирь».

Важнейшее мероприятие, к которому правительству необходимо начинать готовиться заблаговременно, это проведение в Омске в 2020 году Девятнадцатых молодежных Дельфийских игр России и Открытых Пятнадцатых молодежных Дельфийских игр стран-участников СНГ.

О молодёжной политике

2018 год был объявлен годом добровольца. В нашей области это направление поддерживается на достаточно высоком уровне. Постоянно ведут деятельность порядка 600 добровольческих объединений и 987 объединений в сфере патриотического воспитания. Выражаю благодарность ребятам-волонтерам, занимающим активную жизненную позицию. Прошу минспорт рассмотреть возможность поощрения особо отличившихся на этом поприще.

В 2018 году возобновилось проведение регионального молодёжного форума «Ритм», в котором приняли участие 450 молодых людей. Фонд грантового конкурса на своё дело составил 2 млн. рублей, а на реализацию социально значимых проектов — 1,5 млн. рублей.

Развивается поддержка молодежного предпринимательства, на субсидии выделено 8,6 млн. рублей. Впервые в Омской области проведен конкурсный отбор субъектов малого и среднего предпринимательства на создание Центра молодежного инновационного творчества.

Обращаю внимание профильного министерства на то, что работа с молодежью требует не просто усиления. Нужны принципиально новые подходы. Молодежь должна быть вовлечена во все процессы, необходимо обеспечить ей реальную возможность влиять на свое будущее здесь, на малой родине. Полноценно участвовать в развитии региона, реализовывать свои идеи. Жду конкретных предложений. Прошу депутатский корпус также активно подключиться к этой работе.

О физкультуре и спорте

Нам есть чем гордиться в этой отрасли, но есть и куда развиваться. В этом году уже проведено 292 мероприятия по 74 видам спорта. Наиболее значимыми стали 29-ый Сибирский международный марафон, Рождественский марафон, Всероссийский турнир класса «А» имени двукратного Олимпийского чемпиона Алексея Тищенко, международные соревнования по велоспорту.

В районах области продолжаются традиционные сельские спортивно-культурные праздники: летняя «Королева спорта» и зимний «Праздник Севера». Охотно сельчане поддерживают Всероссийский день ходьбы и Всероссийский кросс наций.

На 1 октября омскими спортсменами завоёвано на спортивных соревнованиях всех уровней 878 различных медалей. Я поздравляю наших спортсменов и благодарю их за то, что достойно отстаивают честь региона и России.

Напоминаю профильному министерству о планах по созданию академии биатлона. Внятного результата пока нет. Хотя мы уже частично располагаем необходимой инфраструктурой, частично готовы обеспечить новой. До конца года должна появиться конкретика с вашей стороны, времени у вас почти не осталось.

Для достижения показателей развития физической культуры и спорта, обозначенных в Указе Президента № 204, в рамках федерального проекта «Демография» разработан наш региональный подпроект «Спорт – норма жизни».

В 2019 году планируем закупить оборудование для создания малых спортивных площадок на сумму свыше 40 млн. рублей. В этом направлении активную помощь оказывает и наши партнёр – «Газпром нефть» в рамках своей программы «Родные города».

Остро стоит вопрос нехватки спортивных объектов. Не хватает стадионов, ледовых площадок, инфраструктуры для игровых видов спорта. В регионе нет ни одного действующего футбольного стадиона, способного принять свыше 3 тысяч зрителей.

В первом полугодии 2019 года запланирован ввод в эксплуатацию хоккейной академии «Авангард». Этого события с нетерпением ждут сотни ребят как в нашей области, так и за ее пределами.

К сожалению, неясной до сих пор остается судьба спорткомплекса «Арена Омск». Правительство должно приложить максимальные усилия, чтобы вернуть команду «Авангард» на родину в кратчайшие сроки.

Отмечу успехи омского футбольного клуба «Иртыш», успешно отыгравшего первую половину сезона. На сегодняшний момент он является лидером в своей группе.

А теперь об экономике

Первостепенная задача правительства — перезапуск всей работы инвестиционного блока.

В этом году точечно, по самым болевым точкам, сделаны конкретные шаги. В первую очередь это касается изменения региональной правовой базы в сфере создания благоприятных условий для инвесторов.

Установлена льгота по налогу на движимое имущество — это так называемый налог на модернизацию, по поводу которого шло много споров и на федеральном уровне. Эффект для бизнеса — порядка миллиарда рублей, которые могут быть направлены на собственное развитие. Воспользоваться льготой смогут больше 2 тыс. налогоплательщиков.

Жизнь показала, что мы, освобождая бизнес от этой нагрузки, оказались правы. В Налоговый кодекс на федеральном уровне внесены изменения, и со следующего года движимое имущество вообще перестаёт быть объектом налогообложения.

Решение о продлении пониженной налоговой ставки для предприятий в сфере свиноводства в настоящий момент уже дало нам новые инвестиционные проекты с объёмом инвестиций в 1 млрд. рублей.

Также удалось упростить подключение потребителей к сетям инженерной инфраструктуры. Региональное правительство расширило перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство и реконструкцию таких линейных объектов, как линии электропередач, тепловые сети, газопроводы, водопроводы и водоводы, линейные сооружения водоотведения и сети связи.

В настоящее время в рамках данного постановления по ускоренной процедуре уже подключено около 100 потребителей.

Вместе с тем практика показала, что требуется доработка этого постановления в части параметров, принятие которых позволит ускорить реализацию инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. Эта работа ведётся.

Необходимо понимать, что инвестиционный климат в регионе зависит от многих факторов. Одними лишь инвестиционно ориентированными преференциями вопрос не решить. Тем более, когда вокруг нас соседи, с которыми нам сложно устраивать соревнования по этой дисциплине.

Важнее всего для инвестора время, которое пройдёт с момента решения о вложении средств в проект, до его запуска. А на это сильно влияет скорость получения всей разрешительной документации, подключения к инженерным сетям, подбора необходимых кадров.

Согласно результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата 2018 года, получение разрешения на строительство в Омской области занимает 136 дней. При этом федеральной целевой моделью «Получение разрешения на строительство» установлено, что совокупная длительность всех процедур для получения разрешения не должна превышать 85 дней. Это провал... Какие инвесторы к нам пойдут при таких условиях?

Необходимо обновить порядок взаимодействия в формате «единого окна». Нам нужны реальное сокращение сроков процедур, абсолютная прозрачность процесса, максимальная заинтересованность всех органов власти. Инвестор должен понимать, что его предложение будет всесторонне рассмотрено и поддержано в самые сжатые сроки. Важная роль в этом процессе у Агентства развития и инвестиций Омской области.

Поручаю министерству экономики с участием заинтересованных органов власти и администрации Омска создать проектный офис и детально разобраться с причинами затягивания процедур, выявить «слабые звенья» и предложить конкретные решения с разработкой дорожной карты по оптимизации сроков получения документации на строительство объектов.

В отношении каждого инвестора необходимо внедрение индивидуального подхода. Не обезличенные инвестиционные площадки, не стандартный набор мер поддержки, не типичные бюрократические схемы. «Каждый инвестор уникален и важен» — это принцип работы, на который требуется опираться. И в предстоящем году все необходимое для реализации этого принципа должно быть сделано.

В качестве примера приведу проект создания логистического центра межрегионального уровня компанией «Содружество» стоимостью около 2 млрд. рублей. Такой проект является одним из опорных для региона, поскольку позволяет реализовать транзитный потенциал. Скажу прямо: он нам необходим. В Омске будет создан терминал, на который будут завязаны 8 регионов, включая Северо-Казахстанскую область. Компания уже вложила 200 млн. рублей. Это серьёзный бизнес, который голосует за Омскую область своими инвестициями.

Тем не менее на протяжении трёх лет инвестор на каждом шагу упирается в какие-то бюрократические стены. Не решается вопрос обеспечения транспортной инфраструктурой, мертво стоит проблема с землёй.

Я хочу знать, кто конкретно ответит за затягивание сроков принятия решений. Если нет крайних, значит, должна ответить вся цепочка — от низа до верха. Повышение инвестиционной привлекательности Омской области должно стать единой объединяющей целью.

Сегодня необходимо на 100% включаться в федеральную повестку. И не только по нацпроектам. Это касается и законодательных инициатив, и инструментов территориального развития, и проведения в Омской области федеральных и межрегиональных мероприятий, затрагивающих инвестиционную проблематику.

На федеральном уровне несколько лет действует механизм заключения специальных инвестиционных контрактов, которые позволяют инвесторам получить поддержку в сфере промышленности и являются гарантией не ухудшения условий инвестирования. В Омской области этот механизм до сих пор не используется.

Требую от минпрома принятия необходимой правовой базы до конца года, как это было озвучено в ранее данном поручении.

Сейчас правительство работает по реализации инвестиционных соглашений с «Авелар Солар Технолоджи», ведётся подготовка к строительству Нововаршавской солнечной электростанции с объёмом инвестиций порядка 3 млрд. рублей, с компанией «ЭкспортЛес» по созданию деревоперерабатывающего производства в Тарском районе.

Внешние связи

С учётом небольшой ёмкости нашего внутреннего рынка залог экономического роста региона — экспорт наших товаров и услуг в регионы России, на рынки ближнего и дальнего зарубежья.

Омская область осуществляет внешнеторговые операции с партнёрами из 90 стран дальнего и ближнего зарубежья. За 8 месяцев этого года внешнеторговый оборот Омской области увеличился на 20% по отношению к аналогичному периоду 2017 года, при этом экспорт увеличился более чем на 30%.

Лидирующую позицию в экспорте Омской области традиционно занимает продукция нефтехимической отрасли — флагмана экономики региона. Растёт доля региональной продукции АПК и машиностроения.

В 2019 году мы продолжим наращивать объёмы внешнеторгового оборота, будем усиливать взаимодействие с основными иностранными партнёрами, устанавливать новые внешние связи.

Важным направлением торгово-экономического сотрудничества является выход на новые рынки Китая. Имеется успешный опыт деятельности Омского торгового дома в Маньчжурии. Там представлена продукция уже 30 омских производителей. Такой опыт необходимо поддерживать. Развитие сети торговых домов Омской области в Китае — одна из приоритетных задач международного сотрудничества региона в 2019 году.

Также необходимо продолжить развитие внешних связей со странами СНГ, в частности, с Казахстаном, Узбекистаном, Республикой Беларусь. Этому способствует широкий набор контрактов.

Ключевое значение для развития внешних связей, безусловно, будет иметь реализация региональной составляющей национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Основной акцент предлагаю сделать на стимулировании несырьевого экспорта продукции предприятий Омской области, включая создание и развитие экспортно ориентированных производств.

Поручаю министерствам экономики, промышленности и сельского хозяйства активно включиться в этот процесс.

Министерству экономики — обеспечить создание Ассоциации экспортёров Омской области в целях выхода на внешние рынки в качестве единого юридического лица под единым брендом.

Такая ассоциация должна объединить как ключевые организации инфраструктуры развития экспорта региона, так и производителей. Её работа позволит целенаправленно продвигать нашу продукцию под единым брендом с единой ценовой политикой, сбалансировать интересы экспортно ориентированных компаний, снизить административные и иные барьеры для экспорта продукции малого и среднего бизнеса.

Сельское хозяйство

Омская область сохраняет лидерские позиции по многим показателям в данной сфере. В частности, мы в тройке лидеров среди регионов Сибирского федерального округа по объемам производства зерна и мяса.

При этом, все мы знаем, насколько сложным для наших аграриев стал 2018 год, в течение которого дважды вводился режим ЧС.

Весной этого года от неблагоприятных погодных условий пострадало более 90 тыс. гектаров, а осенью — почти 130 тыс. гектаров. На площади более 6 тыс. гектаров зафиксирована гибель сельхозкультур. По предварительной оценке, это уже привело к снижению общего объема производства продукции на 4%. А в растениеводстве падение составит 6%.

С учетом полученного опыта необходимо стимулировать сельхозтоваропроизводителей к более широкому применению сельскохозяйственного страхования. Нельзя вечно надеяться на авось или на доброго дядю из федерации. Мы работаем в зоне рискованного земледелия.

2018 год был объявлен Годом Плодородия. Областное финансирование сельхозпроизводителей происходило по 45 видам субсидий. Суммарный объем прямой финансовой поддержки сферы АПК составил 3,3 млрд. рублей.

В бюджете было выделено более 100 млн. рублей на программу по возмещению части затрат на приобретение минеральных удобрений и сельхозтехники для их внесения. В результате — минеральных и органических удобрений было применено больше на 10%, чем в прошлом году, а техники было закуплено в 5 раз больше.

Можно сказать, что эти меры в какой-то степени спасли ситуацию — несмотря на тяжелые погодные условия, нам удалось получить рекордную за последние 7 лет урожайность зерновых и бобовых — 17,4 ц/га. Программа оправдала себя.

В 2018 году планируется произвести более 600 тыс. тонн молока. Средний надой на 1 корову — 4,6 тонны, что является максимумом за последние 20 лет. Это отчет нашего министерства. В процентном соотношении это рост 0,4 % к уровню 2017 года.

Я обращаюсь к коллегам из минсельхоза. Хорошо, конечно, что негативный тренд удалось переломить. Но это не прорыв. В Ульяновской области рост относительно прошлого года на 7,8%. Соседи по Сибирскому федеральному округу — в сельхозорганизациях Красноярского края, Иркутской и Томской области — давно получают более 5 тонн с коровы. Нужно идти к этим показателям.

Развитие АПК — это наша синица в руках. Здесь все зависит от нас. Это в промышленности и переработке мы можем кивать на вертикально интегрированные холдинги. А здесь все наше, все зависит от нас.

Считаю, что приоритетами деятельности в сфере АПК должны стать развитие молочного животноводства, овощеводства, повышение урожайности и расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур, в том числе за счет ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель.

Не менее важный приоритет — развитие сельхозпереработки. Уровень переработки мяса и молока, производимых нашими аграриями, уже сейчас превышает 85-90%, а вот по зерну эта доля значительно ниже — около 32%.

Нам необходимо активизировать работу в направлении цифровизации АПК. Поручаю минсельхозу и главному управлению информационных технологий в 2019 году создать региональную цифровую платформу «Сельское хозяйство Омской области» и разработать электронную почвенную карту. Это, прежде всего, позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами.

В завершении темы сельского хозяйства я должен поблагодарить наших аграриев за тот подвиг, который они совершили в этом году, сохранив урожай.

Строительство

Необходимо признать, что текущий год станет одним из самых непростых для строительной отрасли. Прогноз по вводу жилья — 360 тыс. квадратных метров. Это антирекорд.

Есть объективные причины — не самое простое экономическое положение, переизбыток предложения квартир на рынке. Но есть и факторы, на которые может и должно влиять правительство. Например, стимулирование спроса, создание комфортных условий добросовестным застройщикам.

Поручаю министерству экономики, совместно с минстроем, разработать программу, включающую комплекс мер по интенсификации темпов строительства на территории региона.

Напоминаю, что запущена региональная программа поддержки ипотечного кредитования. На эти цели направлено 360 млн. руб. По итогам 8 месяцев этого года объем ипотечного кредитования увеличился в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — выдано 13,7 тыс. ипотечных кредитов на территории области.

В 2019 году практика льготного ипотечного кредитования должна быть продолжена.

О дорогах

Сегодня доля дорог в городской агломерации в нормативном состоянии выросла с 34% до 58%. Но остаётся вопрос с региональными дорогами.

Сформирована положительная тенденция по освоению федеральных средств, направленных в дорожный фонд. В частности, по итогам 2018 года у нас будет порядка 50 млн. рублей неосвоенных средств и 30 млн. сэкономленных рублей, которые мы должны будем вернуть.

В то же время в 2017 году неосвоенный объем средств составил 440 млн. федеральных рублей и 700 млн. региональных средств.

Планируемый объем дорожного фонда Омской области в 2019 году составит более 9 млрд. рублей, что выше аналогичных расходов в 2018 году как минимум на 1,5 млрд. рублей. Увеличится на 180 млн. рублей объем капитальных вложений в объекты дорожного хозяйства, достигнув 1,7 млрд. рублей.

Продолжится реализация проекта «Безопасные и качественные дороги» — будут отремонтированы 29 городских и 6 региональных дорог.

Планируется привлечь 607 млн. рублей федеральных субсидий на строительство дороги от моста им. 60-летия Победы до ул. Перелёта в Омске. Это позволит ликвидировать километровые заторы, ежедневно парализующие движение на улицах Конева, 70 лет Октября, 3-я Енисейская, Ленинградский проспект.

В равных долях как минимум по 2 млрд. рублей будет направлено на ремонт и содержание дорог регионального значения, а также ремонт городских дорог. Порядка 1,5 млрд. рублей будет выделено муниципалитетам.

Поручаю министерству строительства предпринять все необходимые меры по эффективному, прозрачному и конкурентному использованию федеральных и региональных средств дорожного фонда.

Развитие транспортного комплекса

2018 год оказался непростым для транспортного комплекса области. Зимой кризис пережил «Облавтотранс», весной обострились проблемы в муниципальном транспорте Омска — на грани выживания оказались городские пассажирские предприятия.

Тем не менее сложности удалось преодолеть и избежать критических сбоев. Сегодня все структуры функционируют в штатном режиме.

При поддержке регионального правительства почти наполовину обновился автопарк областной столицы, заключены договоры на приобретение в лизинг 220 единиц техники до конца года. Из них 100 автобусов уже вышли на маршруты.

Отмечу, что все вновь приобретаемые автобусы оснащены по программе «Доступная среда», имеют низкопольные площадки и широкие двери для удобного пользования маломобильными пассажирами. На эти цели из регионального бюджета было направлено 70 млн. руб.

Считаю, что в целях улучшения экологической обстановки и экономии бюджетных средств необходимо рассмотреть возможность перехода муниципального транспорта на метан.

Поручаю минпрому и администрации Омска подготовить предложения по этой теме.

Существенно расширится география перелётов, доступных из Омского аэропорта. Уже в ближайшее время стартуют регулярные рейсы в Иркутск, Красноярск, Екатеринбург, Краснодар, Тюмень. В следующем году список дополнится как региональными, так и международными направлениями.

Поручаю минпрому на регулярной основе прорабатывать предложения по увеличению числа рейсов за счёт софинансирования в рамках федеральной программы. На следующий год в областном бюджете мы сохраняем финансирование этого направления в объёме 110 млн. рублей.

О благоустройстве

При реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» мы накопили хороший опыт по планированию бюджета, вовлечению граждан в процесс определения дворов и общественных пространств для благоустройства. На 2019 год бюджет на программу увеличен — с 650 млн. руб. до 710 млн. руб.

А самое главное, что благоустройство в будущем году коснётся не только городов, но и районных центров. Поручаю главам муниципальных образований региона начать предварительную подготовку к реализации программы уже сейчас, а в будущем году полностью реализовать программу благоустройства с максимальным вовлечением жителей.

Малый бизнес

Конкурентным преимуществом омской экономики является малый и средний бизнес. В этом секторе занято более 190 тыс. человек.

В 2018 году мы вернули субсидирование оборудования и лизинга для предпринимателей. Получателями субсидий создано 228 рабочих мест, в планах еще 120. На каждый бюджетный рубль вложено 2,6 рубля внебюджетных инвестиций.

Существенно снижена ставка по микрозаймам — до 7,75%, а с этого месяца — до 7,5%. Количество выданных займов за 9 месяцев выросло более чем в 2 раза, объем — в 3,6 раза.

Благодаря нашим действиям совместно с крупнейшими заказчиками у омских предпринимателей с начала года закуплены товары и услуги на сумму 15,5 млрд. рублей. Это третье место среди регионов Сибирского федерального округа.

Продолжена поддержка социальных предпринимателей, что отмечено в рейтинге Фонда «Наше будущее» — крупнейшим институтом развития социального бизнеса в стране. Он поместил Омскую область на третье место среди всех регионов России.

Считаю, что в первую очередь необходимо поддержать производственный, высокотехнологичный бизнес, предпринимателей в сфере услуг, АйТи и умных технологий. Именно эти сектора малого предпринимательства сегодня наиболее перспективны и способны к выходу на рынки соседних регионов, а также зарубежных стран.

Для этого в рамках национального проекта есть все возможности. Ставлю задачу обеспечить максимальное привлечение федеральных и кредитных средств.

Приоритеты:

— Увеличение капитализации микрофинансового фонда — объем льготных займов должен достичь не менее 250 млн. рублей. В 2019 году должен быть запущен отдельный инструмент по льготным областным займам для развития бизнеса до 10 млн. рублей под 5% годовых.

— Для повышения доступности банковского кредитования необходимо увеличить объем выданных кредитов малому бизнесу по ставке 9,5% до 2 млрд. рублей, а также увеличить капитализацию регионального гарантийного фонда с выходом на 300 млн. рублей поручительств.

— На новый уровень должна быть выведена работа регионального центра экспорта, по которому уже получено решение об увеличении федерального финансирования в 4,5 раза.

Дополнительно, считаю, необходимо сохранить практику грантовой поддержки начинающего бизнеса, а также оказывать помощь социальным предпринимателям в рамках регионального «бюджета развития».

Наука

Развитие экономики Омской области и, прежде всего, её промышленного комплекса имеет перспективу, основанную на качественно новом уровне взаимодействия между предприятиями реального сектора и научными, образовательными организациями.

Решение задач, обозначенных в «майском» указе Президента России, требует усиления работы в этом направлении.

В текущем году начата работа по созданию у нас Института радиофизики и физической электроники в составе Омского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук.

Учреждение этого Института позволит обеспечить быстрый трансфер результатов научной деятельности в производственную сферу.

О цифровой экономике

Разработан проект региональной программы по развитию цифровой экономики Омской области. В ближайшее время необходимо провести её публичное обсуждение.

В 2018 году была выполнена модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, являющейся базовым элементом взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления. Это позволило сократить предстоящие в 2019 году расходы областного бюджета по соответствующей статье практически в два раза — с 35 до 18 млн. рублей.

Стабильно увеличивается число граждан, использующих информационные технологии при получении госуслуг. Мы перевыполняем плановые показатели Указ Президента РФ № 601.

Но сегодня в большинстве случаев ведомства занимаются отраслевой информатизацией без учета положений документов стратегического планирования регионального и федерального уровней. В итоге происходит дублирование затрат, несогласованность действий, технологическая расстыковка. Это неприемлемо.

В информационной среде мы должны прийти к единообразию, к использованию стандартов, общих протоколов и алгоритмов работы.

В настоящее время в Омской области реализуется инвестиционный проект «Устранение цифрового неравенства», в рамках которого на территории нашего региона до конца 2021 года порядка 260 населенных пунктов с населением от 250 до 500 жителей получат доступ к современным телекоммуникационным услугам. Это около 100 тыс. человек.

Теме не менее проблемы со связью в целом ряде муниципальных районов пока остаются. Во многих населенных пунктах региона нет стабильной сотовой связи, отсутствует доступ в Интернет.

Поручаю главному управлению информационных технологий до 1 декабря предоставить карту доступности цифровых коммуникаций на территории Омской области. Нужно четко оценить текущую ситуацию, определить первоочередность включения территорий в проект.

Достигнута договоренность с операторами сотовой связи о возможной коррекции их инвестпрограмм. Это позволит на четверть уменьшить число граждан, не имеющих доступа к услугам связи.

Назрела потребность создания Регионального фонда пространственных данных и единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Это необходимо для концентрации, учета и обновления картографических материалов в цифровом виде.

Это позволит не только обеспечить взаимодействие органов власти всех уровней и федеральных структур, но и создать публичный контур для жителей региона и инвесторов, в котором они смогут получить полную информацию о планах развития города и области.

В заключение отмечу, что перечисленные приоритеты войдут в разрабатываемую в настоящее время стратегию социально-экономического развития Омской области до 2030 года.

Прошу депутатский корпус, глав муниципальных образований, представителей бизнеса и общественных объединений принять активное участие в обсуждении этого важнейшего для нашего региона документа.

Благодарю за внимание!

 

Автор:ВОмске

Фото:с сайта omskportal.ru

Теги:Александр БурковЗаксобраниебюджет


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.11.2018

Чье имя, по-вашему, должен носить омский аэропорт?

Уже проголосовало 19 человек

13.11.2018

Согласны ли вы с омской тройкой лидеров конкурса «Великие имена России»? (Карбышев, Туполев, Ульянов).

Уже проголосовало 31 человек





Другие новости







Блог-пост

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Евгения Климанова

— омичка

Илья Бродский

— краевед

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Знаете ли вы Омск — 3?

«ВОмске» продолжает серию тестов на знание родного края. Сегодняшний тест посвящен городской топонимике.

96908 ноября 2018

Знаете ли вы Омск — 2?

«ВОмске» продолжает серию тестов на знание родного края. 

106201 ноября 2018

На какую театральную премьеру в Омске вам стоит сходить? (Тест)

Все омские театры открыли театральные сезоны. «ВОмске» предлагает вниманию наших читателей тест, благодаря которому вы сможете разобраться в многообразии премьер и определиться с выбором.

104830 октября 2018

Знаете ли вы Омск?

«ВОмске» запускает серию тестов на знание родного края.

235724 октября 2018

Стиль жизни

Юрий Чащин: «Мне нравился BASE и до реконструкции, нравится и сейчас»

Хобби

Юрий Чащин: «Мне нравился BASE и до реконструкции, нравится и сейчас»

Известный предприниматель спел в караоке ресторана BASE, и заодно рассказал о том, как «тестирует» караоке-клубы в разных городах и экспериментирует с собственным бизнесом. (ВИДЕО)

1789424 октября 2018
Вот паразит!!..

Секс

Вот паразит!!..

Три истории из практики сексолога Сергея Тимофеева, которые имеют общий «знаменатель».

150722 октября 2018
Марек Каминский: «Путешественник – это человек, который проходит путь внутри себя»

Кредо

Марек Каминский: «Путешественник – это человек, который проходит путь внутри себя»

Известный польский путешественник сделал остановку в нашем городе.

1637102 октября 2018
TOTAL NEW BASE

Еда

TOTAL NEW BASE

Легко, ненавязчиво, со вкусом и с сюрпризами: ресторан собрал гостей, чтобы во всех подробностях рассказать о тотальном обновлении.

2730619 сентября 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх