Насколько подорожает бензин в новом году?

Осторожный прогноз по цене на топливо дал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

86405 декабря 2018
Насколько подорожает бензин в новом году?

В ходе трехчасовой встречи, которая прошла в пресс-центре «МКР-Медиа», омские журналисты успели расспросить авторитетного московского эксперта по ТЭК о разном — от секрета низких цен на бензин в Казахстане до перспектив появления алкоголя на АЗС. Изложим здесь в формате вопрос-ответ (условно, не всегда дословно) самые, полагаем, значимые для омичей темы.

Из-за чего подорожал бензин в РФ в мае этого года?

Дело в том, напомнил Александр Фролов, что от мировой цены на нефть URALS и курса рубля к доллару зависит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В сентябре 2017-го налог составлял 3630 рублей с тонны, в мае 2018-го — уже больше 5600 рублей. При этом доля НДПИ в итоговой цене выпускаемого бензина — это порядка 40%. Еще около 20% в цене дают акцизы, которые устанавливает правительство. За период 2015-2018гг акцизы на бензин выросли вдвое — с 5530 рублей за тонну до 11200 рублей. Иными словами, рост акцизов к началу 2018 года составил около 4 рублей за литр бензина. То есть в данном случае цена на АЗС росла не из-за дефицита (и потому какими-то дополнительными поставками проблему не решить) бензина, а именно из-за роста его себестоимости, делая убыточными нефтеперерабатывающие заводы. Правительство в итоге, если кто забыл, временно решило эту проблему «волевым методом» - принудив нефтяные компании к заключению соглашения о сдерживании цен.

1

Что будет с ценами на горючее в новом году?

Пока правительство намерено и дальше пополнять бюджет за счет роста акцизов. Только одно их увеличение может (по очень осторожным предварительным оценкам Александра Фролова) само по себе прибавить от 2 до 4 рублей к цене топлива уже в начале 2019 года. Власти в рамках так называемого «налогового маневра» обещают компенсировать увеличение акцизов снижением налоговой нагрузки собственно на нефтепереработку, но как будут работать (и будут ли) эти компенсационные механизмы, пока непонятно. А не связанные соглашениями с правительством независимые игроки топливного рынка (это 70% АЗС по количеству, реализующие 30-40% топлива в стране), кстати, могут в предвкушении январского роста цен на заправках НК устроить и свое предновогоднее ценовое ралли еще в декабре. Отдельное давление на цену дают спекулянты, которые наравне с системными участниками, присутствуют на бирже. Понимая, что в 2019 году может начаться ускоренный ажиотажный спрос спекулянты начнут создавать запасы. Забивая нефтебазы, они дополнительно поднимут цену. По мнению эксперта, это вполне вероятный сценарий.

Для чего Омский НПЗ «Газпром нефти» — и без того один из лучших и самых мощных в стране — затеял новое грандиозное строительство?

Сейчас ОНПЗ, как и другие крупные нефтеперерабатывающие предприятия страны, загружен почти полностью, резерва по мощностям практически нет.

Здесь коротко стоит вспомнить всю недолгую историю современных российских нефтяных компаний. «Звездами» 90-х были такие частные НК, как «ЮКОС», «Сибнефть» - они демонстрировали «блестящую» (особенно по сравнению с госкомпаниями) эффективность в своей финансовой отчетности. Правда, как позже выяснилось, делалось это методом снимания сливок — НК интенсивно выкачивали легкоизвлекаемую нефть из лучших своих месторождений и гнали её на экспорт. Необходимая для развития в долгосрочной перспективе разведка новых запасов, повышение отдачи от имеющихся месторождений — всё это пошло позже, уже когда структура собственности в российской нефтяной отрасли поменялась в пользу государства. Но и тогда в приоритете была именно нефтедобыча — именно она была главным поставщиком финансов для госбюджета.

Необходимостью направлять инвестиции в развитие нефтепереработки государство озаботилось гораздо позже. Только в 2011 году стартовала масштабная программа модернизации российских НПЗ, в которую вложено уже больше 1,3 трлн рублей нефтяных компаний. Задачей первого этапа был переход на производство современного топлива экологического стандарта Евро-5. Она в целом выполнена, причем Омский НПЗ был в рядах первых.

Следующая задача — повышение глубины переработки нефти (как можно больше нефтепродуктов из тонны «черного золота»). По итогам года этот показатель должен достигнуть 82%. Для сравнения: в среднем по Европе — 85%. Однако ОНПЗ Европу обошел уже давно (с 81,2% в 1999 году довел глубину переработки пока до 92%) и теперь, похоже, хочет догнать и обогнать Америку с её 96%. По крайней мере, в планах другого подразделения НК «Газпром нефть» - «Нефтяной индустрии Сербии» (НИС) значится ориентир в 99,2% - большего никто в мире еще не добивался.

Окупятся ли эти вложения, если не сегодня-завтра весь мир пересядет на электромобили?

В реальности заявления правительств ряда стран на тему скорого безоговорочного перехода на электрический транспорт пока как-то стихли, первоначальные планы уже пересмотрены, более того — европейские правительства уже отменяют ряд льгот, применявшихся при покупке и эксплуатации электромобилей. В итоге ровно половину этого мирового рынка тянет на себе Китай, параллельно выпускающий и покупающий десятки миллионов обычных авто. Прирост продаж автомобилей с ДВС в мире за прошлый год — больше 3 миллионов штук, электромобилей — около 400 тысяч, общие объемы же продаж пока вообще несравнимы (разница 90-кратная). (Но даже если ситуация как-то существенно изменится в пользу «батареек», следует помнить, что электромобили изготавливаются преимущественно из пластиков, которые также являются продуктами нефтепереработки — собственно на горючее идет только половина добываемой нефти). В итоге пока по всему миру объемы потребления нефти неуклонно растут — 98 миллионов баррелей в сутки в 2017 году, в текущем — уже около 100 миллионов баррелей в сутки.

P.S. Если после всего изложенного кого-то еще интересуют обозначенные в начале материала вопросы, то

1) казахстанские НПЗ пока отстают по качеству топлива, и правительство РК пока может устанавливать более низкие акцизы; как только у соседей закончится модернизация и переход на Евро-5, цены должны выровняться;

2

2) алкоголь, по мнению г-на Фролова, вполне могут позволить продавать на АЗС, несмотря на общую антиалкогольную кампанию. При этом уже сегодня основной доход АЗС получают от продажи сопутствующих товаров, а не топлива. Например, такие ведущие НК страны, как «Роснефть» (первое место по числу заправок) и «Газпром нефть» (лидер по продажам топлива с одной АЗС), зарабатывают по 4 и 3 миллиарда рублей в год соответственно только на продаже кофе на АЗС.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.01.2019

Этично ли проводить сегодня акции, подобные раздаче «блокадного» хлеба?

Уже проголосовало 90 человек

11.01.2019

Нужны ли в Омске бэби-боксы?

Уже проголосовало 132 человека











Блог-пост

Андрей Коломиец

— журналист

Евгения Климанова

— омичка

Валерий Евстигнеев

— Руководитель в благотворительном центре «Радуга»

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

В омском цирке — новая программа «Шоу звезд цирка»!

Звезды циркового мира первой величины, уникальные номера с животными, головокружительные трюки: по-весеннему яркое, динамичное и захватывающее зрелище ждет вас на манеже Омского цирка с 16 марта.

129014 февраля 2019

«Дольщики д. №3 по ул.70 лет Октября» vs «Ф-Консалтинг»

В редакцию «ВОмске» поступило письмо, подписанное «Дольщики дома №3 по ул. 70 лет Октября», с вопросами-претензиями к ООО «Ф-Консалтинг». Пресс-служба компании дала оперативный комментарий.

1290213 февраля 2019

Знаете ли вы Омск — 8?

Сегодняшний тест посвящен архитектуре нашего города.

50113 февраля 2019

Знаете ли вы Омск — 7?

Недавно отметил день рождения «первый из первых» омский губернатор.

99102 февраля 2019

Стиль жизни

Павел Онучин: как раскрасить жизнь успешным стартапом

Кредо

Павел Онучин: как раскрасить жизнь успешным стартапом

23-летний программист придумал, как зарабатывать хорошие деньги из любой точки мира – и пока не собирается покидать родной Омск.

110705 февраля 2019
Руслан Очеренков: «Считаю отцовскую политику ведения бизнеса гениальной»

Story

Руслан Очеренков: «Считаю отцовскую политику ведения бизнеса гениальной»

Старший сын Виктора Шкуренко – откровенно об отношениях с отцом, своей кондитерской фабрике и идеальной модели собственной семьи.

1759602 февраля 2019
Саша, который не спал пять лет

Откровенная история

Саша, который не спал пять лет

Что делать, если видишь перед собой потенциального пациента стационара, но понимаешь, что отправлять его туда – не лучший вариант…

1222131 января 2019
Александр Дерябин: «Честно скажу, эмоционально участие в конкурсе мне далось нелегко...»

Кредо

Александр Дерябин: «Честно скажу, эмоционально участие в конкурсе мне далось нелегко...»

29-летний предприниматель, прошедший в финал конкурса «Лидеры России» – о бизнесе со школьной скамьи, главном испытании интеллектуального первенства, а также патриотизме, госслужбе и «качалках» для ума и для тела.

130927 января 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх