Насколько подорожает бензин в новом году?

Осторожный прогноз по цене на топливо дал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

93905 декабря 2018
Насколько подорожает бензин в новом году?

В ходе трехчасовой встречи, которая прошла в пресс-центре «МКР-Медиа», омские журналисты успели расспросить авторитетного московского эксперта по ТЭК о разном — от секрета низких цен на бензин в Казахстане до перспектив появления алкоголя на АЗС. Изложим здесь в формате вопрос-ответ (условно, не всегда дословно) самые, полагаем, значимые для омичей темы.

Из-за чего подорожал бензин в РФ в мае этого года?

Дело в том, напомнил Александр Фролов, что от мировой цены на нефть URALS и курса рубля к доллару зависит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В сентябре 2017-го налог составлял 3630 рублей с тонны, в мае 2018-го — уже больше 5600 рублей. При этом доля НДПИ в итоговой цене выпускаемого бензина — это порядка 40%. Еще около 20% в цене дают акцизы, которые устанавливает правительство. За период 2015-2018гг акцизы на бензин выросли вдвое — с 5530 рублей за тонну до 11200 рублей. Иными словами, рост акцизов к началу 2018 года составил около 4 рублей за литр бензина. То есть в данном случае цена на АЗС росла не из-за дефицита (и потому какими-то дополнительными поставками проблему не решить) бензина, а именно из-за роста его себестоимости, делая убыточными нефтеперерабатывающие заводы. Правительство в итоге, если кто забыл, временно решило эту проблему «волевым методом» - принудив нефтяные компании к заключению соглашения о сдерживании цен.

1

Что будет с ценами на горючее в новом году?

Пока правительство намерено и дальше пополнять бюджет за счет роста акцизов. Только одно их увеличение может (по очень осторожным предварительным оценкам Александра Фролова) само по себе прибавить от 2 до 4 рублей к цене топлива уже в начале 2019 года. Власти в рамках так называемого «налогового маневра» обещают компенсировать увеличение акцизов снижением налоговой нагрузки собственно на нефтепереработку, но как будут работать (и будут ли) эти компенсационные механизмы, пока непонятно. А не связанные соглашениями с правительством независимые игроки топливного рынка (это 70% АЗС по количеству, реализующие 30-40% топлива в стране), кстати, могут в предвкушении январского роста цен на заправках НК устроить и свое предновогоднее ценовое ралли еще в декабре. Отдельное давление на цену дают спекулянты, которые наравне с системными участниками, присутствуют на бирже. Понимая, что в 2019 году может начаться ускоренный ажиотажный спрос спекулянты начнут создавать запасы. Забивая нефтебазы, они дополнительно поднимут цену. По мнению эксперта, это вполне вероятный сценарий.

Для чего Омский НПЗ «Газпром нефти» — и без того один из лучших и самых мощных в стране — затеял новое грандиозное строительство?

Сейчас ОНПЗ, как и другие крупные нефтеперерабатывающие предприятия страны, загружен почти полностью, резерва по мощностям практически нет.

Здесь коротко стоит вспомнить всю недолгую историю современных российских нефтяных компаний. «Звездами» 90-х были такие частные НК, как «ЮКОС», «Сибнефть» - они демонстрировали «блестящую» (особенно по сравнению с госкомпаниями) эффективность в своей финансовой отчетности. Правда, как позже выяснилось, делалось это методом снимания сливок — НК интенсивно выкачивали легкоизвлекаемую нефть из лучших своих месторождений и гнали её на экспорт. Необходимая для развития в долгосрочной перспективе разведка новых запасов, повышение отдачи от имеющихся месторождений — всё это пошло позже, уже когда структура собственности в российской нефтяной отрасли поменялась в пользу государства. Но и тогда в приоритете была именно нефтедобыча — именно она была главным поставщиком финансов для госбюджета.

Необходимостью направлять инвестиции в развитие нефтепереработки государство озаботилось гораздо позже. Только в 2011 году стартовала масштабная программа модернизации российских НПЗ, в которую вложено уже больше 1,3 трлн рублей нефтяных компаний. Задачей первого этапа был переход на производство современного топлива экологического стандарта Евро-5. Она в целом выполнена, причем Омский НПЗ был в рядах первых.

Следующая задача — повышение глубины переработки нефти (как можно больше нефтепродуктов из тонны «черного золота»). По итогам года этот показатель должен достигнуть 82%. Для сравнения: в среднем по Европе — 85%. Однако ОНПЗ Европу обошел уже давно (с 81,2% в 1999 году довел глубину переработки пока до 92%) и теперь, похоже, хочет догнать и обогнать Америку с её 96%. По крайней мере, в планах другого подразделения НК «Газпром нефть» - «Нефтяной индустрии Сербии» (НИС) значится ориентир в 99,2% - большего никто в мире еще не добивался.

Окупятся ли эти вложения, если не сегодня-завтра весь мир пересядет на электромобили?

В реальности заявления правительств ряда стран на тему скорого безоговорочного перехода на электрический транспорт пока как-то стихли, первоначальные планы уже пересмотрены, более того — европейские правительства уже отменяют ряд льгот, применявшихся при покупке и эксплуатации электромобилей. В итоге ровно половину этого мирового рынка тянет на себе Китай, параллельно выпускающий и покупающий десятки миллионов обычных авто. Прирост продаж автомобилей с ДВС в мире за прошлый год — больше 3 миллионов штук, электромобилей — около 400 тысяч, общие объемы же продаж пока вообще несравнимы (разница 90-кратная). (Но даже если ситуация как-то существенно изменится в пользу «батареек», следует помнить, что электромобили изготавливаются преимущественно из пластиков, которые также являются продуктами нефтепереработки — собственно на горючее идет только половина добываемой нефти). В итоге пока по всему миру объемы потребления нефти неуклонно растут — 98 миллионов баррелей в сутки в 2017 году, в текущем — уже около 100 миллионов баррелей в сутки.

P.S. Если после всего изложенного кого-то еще интересуют обозначенные в начале материала вопросы, то

1) казахстанские НПЗ пока отстают по качеству топлива, и правительство РК пока может устанавливать более низкие акцизы; как только у соседей закончится модернизация и переход на Евро-5, цены должны выровняться;

2

2) алкоголь, по мнению г-на Фролова, вполне могут позволить продавать на АЗС, несмотря на общую антиалкогольную кампанию. При этом уже сегодня основной доход АЗС получают от продажи сопутствующих товаров, а не топлива. Например, такие ведущие НК страны, как «Роснефть» (первое место по числу заправок) и «Газпром нефть» (лидер по продажам топлива с одной АЗС), зарабатывают по 4 и 3 миллиарда рублей в год соответственно только на продаже кофе на АЗС.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

15.04.2019

А вы за Зеленского или за Порошенко?

Уже проголосовало 126 человек

19.03.2019

Как вы относитесь к мусорной реформе в Омской области?

Уже проголосовало 183 человека







Блог-пост

Парадокс


14420.04.19
Евгения Климанова

Евгения Климанова

— омичка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Итальянские каникулы

Николай Бердяев полагал, что только в Италии «русскому вольно дышится». Мне – ещё и бродится…

528113 апреля 2019

Владимир Ходус. Спасая судьбы

Пятнадцать лет назад пациенты-диабетики с критической ишемией нижних конечностей зачастую лишались ног. Благодаря коллективу единомышленников, возглавляемому Владимиром Ходусом, их вот уже несколько лет их вылечивают без ампутации..

219218 марта 2019

Знаете ли вы Омск — 9?

Новый «восьмимартовский» тест посвящен известным женщинам, чьи судьбы связаны с Омском.

149908 марта 2019

ЛОРды в медицинских халатах

«Он стал нашим семейным врачом», «очень внимательная и отзывчивая» и даже — «это один из лучших ЛОРов в городе». Так говорят о врачах-отоларингологах Многопрофильного центра современной медицины «ЕВРОМЕД» Викторе Папулове и Валентине Киштеевой.

2763405 марта 2019

Валерий Алексеев: «Режиссёр меня прятал и говорил: "Ну как же заткнуть твой фонтан?"»

«Какая песня без баяна», а город Омск без Валерия Алексеева? Это наше театральное лицо, гордость и достояние.

265623 февраля 2019

Стиль жизни

Олеся Шмидт: «Кормление бездомных — это служение…»

Уклад

Олеся Шмидт: «Кормление бездомных — это служение…»

Маленький рассказ о доброй обаятельной и мудрой женщине, которая кормит бездомных, воспитывает детей и учит йоге, а все её многочисленные ипостаси органично вплетаются в единую концепцию помощи людям.

51912 апреля 2019
Сергей Гульченко: «В каждом городе ты первым делом узнаешь, где ближайший тренажерный зал»

Уклад

Сергей Гульченко: «В каждом городе ты первым делом узнаешь, где ближайший тренажерный зал»

У артистов цирка, обычно, два способа обрести призвание — быть частью цирковой династии и не мыслить иной карьеры, кроме цирковой, и влюбиться в цирк случайно, оставшись в нём навсегда. У клоуна Сергея Гульченко получилось найти третий путь.

61909 апреля 2019
Как один риэлтор променял офис на манеж

Story

Как один риэлтор променял офис на манеж

Когда-то Николай Грушин был успешным московским риэлтором. Сейчас он — руководитель и участник одного из самых сложных акробатических цирковых номеров — «Венецианского карнавала». Что стало важнее денег и чем в наше время могут удивить зрители акробаты, читайте в нашей маленькой истории про молодость и мечту.

62106 апреля 2019
Юрий Филатов: «Обидно, когда учителя в школах называют детей клоунами — быть клоуном не так просто»

Уклад

Юрий Филатов: «Обидно, когда учителя в школах называют детей клоунами — быть клоуном не так просто»

Профессиональный драматический артист, ветеран боевых действий, дрессировщик вьетнамских кабанчиков, многодетный отец и знаменитый клоун — о решающих поворотах судьбы и о том, легко ли быть хорошим ковёрным.

131325 марта 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх