Насколько подорожает бензин в новом году?

Осторожный прогноз по цене на топливо дал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

200605 декабря 2018
Насколько подорожает бензин в новом году?

В ходе трехчасовой встречи, которая прошла в пресс-центре «МКР-Медиа», омские журналисты успели расспросить авторитетного московского эксперта по ТЭК о разном — от секрета низких цен на бензин в Казахстане до перспектив появления алкоголя на АЗС. Изложим здесь в формате вопрос-ответ (условно, не всегда дословно) самые, полагаем, значимые для омичей темы.

Из-за чего подорожал бензин в РФ в мае этого года?

Дело в том, напомнил Александр Фролов, что от мировой цены на нефть URALS и курса рубля к доллару зависит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В сентябре 2017-го налог составлял 3630 рублей с тонны, в мае 2018-го — уже больше 5600 рублей. При этом доля НДПИ в итоговой цене выпускаемого бензина — это порядка 40%. Еще около 20% в цене дают акцизы, которые устанавливает правительство. За период 2015-2018гг акцизы на бензин выросли вдвое — с 5530 рублей за тонну до 11200 рублей. Иными словами, рост акцизов к началу 2018 года составил около 4 рублей за литр бензина. То есть в данном случае цена на АЗС росла не из-за дефицита (и потому какими-то дополнительными поставками проблему не решить) бензина, а именно из-за роста его себестоимости, делая убыточными нефтеперерабатывающие заводы. Правительство в итоге, если кто забыл, временно решило эту проблему «волевым методом» - принудив нефтяные компании к заключению соглашения о сдерживании цен.

1

Что будет с ценами на горючее в новом году?

Пока правительство намерено и дальше пополнять бюджет за счет роста акцизов. Только одно их увеличение может (по очень осторожным предварительным оценкам Александра Фролова) само по себе прибавить от 2 до 4 рублей к цене топлива уже в начале 2019 года. Власти в рамках так называемого «налогового маневра» обещают компенсировать увеличение акцизов снижением налоговой нагрузки собственно на нефтепереработку, но как будут работать (и будут ли) эти компенсационные механизмы, пока непонятно. А не связанные соглашениями с правительством независимые игроки топливного рынка (это 70% АЗС по количеству, реализующие 30-40% топлива в стране), кстати, могут в предвкушении январского роста цен на заправках НК устроить и свое предновогоднее ценовое ралли еще в декабре. Отдельное давление на цену дают спекулянты, которые наравне с системными участниками, присутствуют на бирже. Понимая, что в 2019 году может начаться ускоренный ажиотажный спрос спекулянты начнут создавать запасы. Забивая нефтебазы, они дополнительно поднимут цену. По мнению эксперта, это вполне вероятный сценарий.

Для чего Омский НПЗ «Газпром нефти» — и без того один из лучших и самых мощных в стране — затеял новое грандиозное строительство?

Сейчас ОНПЗ, как и другие крупные нефтеперерабатывающие предприятия страны, загружен почти полностью, резерва по мощностям практически нет.

Здесь коротко стоит вспомнить всю недолгую историю современных российских нефтяных компаний. «Звездами» 90-х были такие частные НК, как «ЮКОС», «Сибнефть» - они демонстрировали «блестящую» (особенно по сравнению с госкомпаниями) эффективность в своей финансовой отчетности. Правда, как позже выяснилось, делалось это методом снимания сливок — НК интенсивно выкачивали легкоизвлекаемую нефть из лучших своих месторождений и гнали её на экспорт. Необходимая для развития в долгосрочной перспективе разведка новых запасов, повышение отдачи от имеющихся месторождений — всё это пошло позже, уже когда структура собственности в российской нефтяной отрасли поменялась в пользу государства. Но и тогда в приоритете была именно нефтедобыча — именно она была главным поставщиком финансов для госбюджета.

Необходимостью направлять инвестиции в развитие нефтепереработки государство озаботилось гораздо позже. Только в 2011 году стартовала масштабная программа модернизации российских НПЗ, в которую вложено уже больше 1,3 трлн рублей нефтяных компаний. Задачей первого этапа был переход на производство современного топлива экологического стандарта Евро-5. Она в целом выполнена, причем Омский НПЗ был в рядах первых.

Следующая задача — повышение глубины переработки нефти (как можно больше нефтепродуктов из тонны «черного золота»). По итогам года этот показатель должен достигнуть 82%. Для сравнения: в среднем по Европе — 85%. Однако ОНПЗ Европу обошел уже давно (с 81,2% в 1999 году довел глубину переработки пока до 92%) и теперь, похоже, хочет догнать и обогнать Америку с её 96%. По крайней мере, в планах другого подразделения НК «Газпром нефть» - «Нефтяной индустрии Сербии» (НИС) значится ориентир в 99,2% - большего никто в мире еще не добивался.

Окупятся ли эти вложения, если не сегодня-завтра весь мир пересядет на электромобили?

В реальности заявления правительств ряда стран на тему скорого безоговорочного перехода на электрический транспорт пока как-то стихли, первоначальные планы уже пересмотрены, более того — европейские правительства уже отменяют ряд льгот, применявшихся при покупке и эксплуатации электромобилей. В итоге ровно половину этого мирового рынка тянет на себе Китай, параллельно выпускающий и покупающий десятки миллионов обычных авто. Прирост продаж автомобилей с ДВС в мире за прошлый год — больше 3 миллионов штук, электромобилей — около 400 тысяч, общие объемы же продаж пока вообще несравнимы (разница 90-кратная). (Но даже если ситуация как-то существенно изменится в пользу «батареек», следует помнить, что электромобили изготавливаются преимущественно из пластиков, которые также являются продуктами нефтепереработки — собственно на горючее идет только половина добываемой нефти). В итоге пока по всему миру объемы потребления нефти неуклонно растут — 98 миллионов баррелей в сутки в 2017 году, в текущем — уже около 100 миллионов баррелей в сутки.

P.S. Если после всего изложенного кого-то еще интересуют обозначенные в начале материала вопросы, то

1) казахстанские НПЗ пока отстают по качеству топлива, и правительство РК пока может устанавливать более низкие акцизы; как только у соседей закончится модернизация и переход на Евро-5, цены должны выровняться;

2

2) алкоголь, по мнению г-на Фролова, вполне могут позволить продавать на АЗС, несмотря на общую антиалкогольную кампанию. При этом уже сегодня основной доход АЗС получают от продажи сопутствующих товаров, а не топлива. Например, такие ведущие НК страны, как «Роснефть» (первое место по числу заправок) и «Газпром нефть» (лидер по продажам топлива с одной АЗС), зарабатывают по 4 и 3 миллиарда рублей в год соответственно только на продаже кофе на АЗС.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 марта

130 юбилейных событий

130 юбилейных событий

12527 марта 2024

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

86605 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

50907 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 97 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 93 человека



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

3448101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

3829221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

5382218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10826204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх