А надо ли реабилитировать Колчака, расстрелянного без суда?

Читатели «ВОмске» продолжают дискуссию на тему юбилея «белой столицы».

43661420 декабря 2018
А надо ли реабилитировать Колчака, расстрелянного без суда?

Опубликованные на нашем сайте в первой половине декабря материалы, посвященные 100-летию со дня провозглашения Омска «белой столицей», вызвали у читателей живой интерес. Бурная полемика разразилась в комментариях и «Фейсбуке». К заочной полемике между историком-краеведом Александром Лосуновым и журналисткой Евгений Лифантьевой присоединились и другие неравнодушные к истории родного края омичи. Один из них - Константин Сергеев – обратился в редакцию «ВОмске» с просьбой опубликовать его статью на тему «белого» Омска. Автор не является профессиональным историком и журналистом и просит называть его просто "исследователем". Мы решили опубликовать этот текст, а уж соглашаться с приведенными в нем аргументами или не соглашаться – право читателя.

 

1

Шестого декабря прочитал статью Александра Лосунова «Хотелось бы уже поставить точку в Гражданской войне», в которой омский краевед удивлялся, почему Омск «проспал» очередной знаковый юбилей», - а именно приход к власти А.В. Колчака и образование «Белой» Столицы России. Рассуждая о важнейшей дате и максимальном статусе в истории Омска, А.М. Лосунов в заключении предлагает реабилитировать участников «Белого движения», по сути поставив точку в историческом противостоянии.

Седьмого декабря была опубликована статья Евгении Лифантьевой «Под маркой «примирения» хотят реванша и выворачивания истории наизнанку», в которой автор по сути отвечает А.М. Лосунову и приводит доводы, обильно разбавляя фотографиями трупов времен Гражданской войны.

Несмотря на обилие жаргонизмов, которые использует автор, статья интересна – и прежде всего по причине своей исторической безграмотности.

«Куда не плюнь», «заштатный городишко», «кровавый год под Колчаком», «бандформирований «анненковцев» и «каппелевцев», «знакомая картина», «умудрились найти», «откуда, Карл?», «колчаковские бандиты», «драгоценную тушку» и прочие, выдаваемые за аргументы, «соус и бантики», которыми фонтанирует автор.

В своей  «статье» Евгения Лифантьева приводит аргументы того, что «Гражданская война — это неудачная коллекторская операция европейских, в основном французских, банкиров по взысканию с России царского долга и что, гражданская война началась только после того, как банкиры были посланы нафиг ленинским правительством». Автор рекомендует - «Что бы в мире ни происходило, всегда нужно смотреть: где деньги?» и тут с ней не поспоришь.

Хотелось бы напомнить, что «царские долги» не возникали просто так - кредиты  были обеспечены золотом. Их неуплата в первую очередь была выгодна самим иностранным финансовым системам, поскольку позволяла не отдавать имущество и средства, осуществлять взимание и начисление процентов за использование кредита, обслуживание счета, хранения товаров и т.д. (именно по этой причине правительство России так и не было признано и не получило доступ к материальным и финансовым ресурсам Российской империи).

К 1914 Российская империя располагала самым большим мировым золотым запасом, опережая штаб-квартиру европейских финансовых систем - Францию. Россия была на первом месте по экономическому росту, имела самый большой в мире парк самолетов и протяженность железных дорог, уверенно входила в пятерку мировых лидеров по самым различным показателям производств.

2

Как указывает д.э.н. В.Ю. Катасонов, правительство США разорвало договор о торговле с Россией, действовавший 70 лет, наделив правом посредника Германию, а в конце 1913 года была создана ФРС, которая вступила в финансовую деятельность и на территории России. Неудивительно и скорое начало Первой Мировой войны, в которой практически на кануне победы, Россия была выведена из числа победителей, сначала «прокси» Европейских банковских систем т.н. «розовыми» (к примеру банкир А.И. Гучков), а вскоре А.Ф. Керенским была передана «красным» - прибывшим из Швейцарии и США - В.И. Ульянову, Л.Д. Бронштейну (Троцкому) и др.

Если сомнений в том, что Ульянова финансировал владелец шести банков И. Гельфанд (А. Парвус) нет, поскольку это признавал и сам Ульянов, то о роли одного из создателей ФРС Я. Шиффа в финансировании Бронштейна так же существует информация во многих источниках.

Результатом стало потеря 1/3 части населения и 1/6 территории Российской империи - Германия оккупировала Украину, Белоруссию, Крым, Донбасс, Псков и т.д.

Экономическую часть договора «Брестского мира» осуществлял доктор экономики университета Сорбонны - Г.Я. Бриллиант (Сокольников), прибывший совместно с Ульяновым из Швейцарии, и ставший в дальнейшем наркомом финансов.

Главой правительства «красных» стал Я.М. Свердлов - брат приехавшего из США банкира («Рубин Бразерс» г. Нью-Йорк) - В.М. Свердлова. Последний так же стал наркомом транспорта.

Вернувшись с фронта, омские офицеры и солдаты, увидели на улицах «красные» патрули в знакомой им немецкой и австро-венгерской форме - это была Красная Гвардия из бывших военнопленных под командованием К.Ш. Лигети (те самые пленные, которые и строили здание управления железной дороги (в настоящее время — ОмГУПС), здание правления Русско-Азиатской компании (сейчас — здание мэрии города Омска) и то, что здания ввели в строй в 1918 году нет никакой заслуги «красных», как указывает Евгения Лифантьева, так как построили их при империи и временном правительстве, а разруху большевики еще не учинили и война шла в трех тысячах верст западнее).

По факту «красным» Омском руководил председатель городского комитета РСДРП(б) З.И. Лобков - 19-ти летний выходец из купечества Тобольска.

Представьте, что в 1944 году Советскую Армию бы внезапно демобилизовали, противнику передали бы те же территории что и в 1918 году, а вернувшиеся с фронта солдаты увидели бы на улицах патрули врага под управлением из США (и не надо глупых доводов, что была, какая-то другая войны – разница лишь в том, что воевали не наши деды, а наши прадеды. И страна была Россия, и противник Германия - и убивали так же).

Нет ничего удивительного, что возникло «Белое движение». Не было в истории ни красного, не розового, не зеленого движения - было «Белое», объединившее патриотов, ставших целью свержение оккупационной власти.

В конце мая 1918 года, поддержав мятеж воинских частей чехов, созданных из добровольцев - пленных и русских офицеров, «Белое» подполье свергло власть «красных». Инициаторами были казаки- офицеры так называемого «Ермаковского полка» - В.И. Волков, И.Н. Красильников, А.В. Катанаев и др. Ещё один «ермаковец» - Б.В. Анненков с небольшим отрядом казаков несколько ранее с боем отбил в Омске старинную реликвию - Знамя Ермака и, ощетинившись десятком пулеметов, 12 сибирских казаков ушли в направлении станиц «Ермаковского полка» – Кокчетава, Щучинска, Котуркуля и др., что бы влив в отряд сотни бойцов, спустя пару месяцев вернуться.

3

Б.В. Анненков

После «марьяновского боя» З.И. Лобков, по сути ограбив омские банки, бросив своих раненых и «забыв» патрули на улицах, бежал на пароходе в Тобольск (позднее в Челябинске на допросах, он выдаст своих «красных» товарищей»). Будет пленен и уничтожен К.Ш. Легети.

Евгения Лифантьева утверждает, что Ярослав Гашек – белочех. Напомним, что будучи психически нездоровой личностью - Я. Гашек с апреля 1918 года, в отличии от основной массы чехов, был с «красными». В июле 1918 года в Омске чехи осуществляли мероприятия по его поиску и аресту.

Но, разбив «красных», Омск не стал «белым». К власти по факту пришли «розовые» - в том числе их активные представители эсеров.

Надо отметить, что интервентов в марте 1918 года пригласили в Россию… «красные». Телеграмму «тов. Юрьеву от тов. Троцкого» о необходимости работы с англичанами в Мурманске, из исторического оборота никто не убирал. Таким образом, за несколько месяцев до «чехословацкого мятежа» и по сути активной фазы Гражданской войны, «красные» превентивно сотрудничали с интервентами - причем и в Мурманске, и во Владивостоке никаких боевых действий не велось.

Поскольку в основном интервенты были представители Европы, нет ничего удивительного, что поддержали они «розовых», а не «красных», которые и пришли к власти в Мурманске, Владивостоке, Сибири и Поволжье.

По сути к моменту выхода из войны Германии в начале ноября 1918, Россия была примерно по Уралу поделена между иностранными финансовыми системами.  «Красные» опирались на «прокси» США- Германию и наемников-интернационалистов, «розовые» - на интервентов и антибольшевистские воинские отряды. Было понятно, что Россия потеряла независимость.

В ночь на 17.11.1918 года на  банкете в честь выхода Германии из войны, на котором звучала «Марсельеза» (она исполнялась и у большевиков) – «розовые» и интервенты праздновали разгром империй – Германской, а по факту и Российской.

И в этот момент зазвучал Русский гимн!  Его  запели несколько казачьих голосов.  На замечание представителя «розового» правительства атаманом И.Н. Красильниковым была произнесена знаменитая фраза: «Пошел вон паршивый эсер!»

Надо отметить, что по случайному обстоятельству, в Омске проездом оказался адмирал А.В. Колчак, человек с безупречной репутацией, храбрый и решительный патриот, который получив известие о смерти генерала М.В. Алексеева, к которому он направлялся на Дон, за несколько дней до банкета, принял должность Военного министра у «розовых».

4

Именно к нему и пришли казачьи офицеры ст. Атаманской В.И. Волков и ст. Котуркульской А.В. Катанаев. Обсуждалось будущее России и необходимость в сильном лидере.

В.И. Волков

Не став дожидаться собственного ареста, Волков, Катанаев и Красильников сами произвели упреждающий арест представителей Временного Всероссийского правительства — эсеров Н. Д. Авксентьева, В. М. Зензинова, А. А. Аргунова и товарища министра внутренних дел Е. Ф. Роговского, который как раз и занимался формированием партийного вооруженного милицейского отряда «для охраны Директории».

Историки упоминают, что обсуждались кандидатуры возможных претендентов на пост Верховного правителя, но никогда не вспоминают, что «ермаковцы» привели к власти непосредственно А.В. Колчака, а не кого-то еще.

Омск бурлил, улицы патрулировали партизаны Красильникова и «ермаковцы» Катанаева, под общим командованием коменданта Волкова.

По приходу к власти Колчака - эти три доблестных сибирских казака были отданы под суд, который их полностью оправдал. Поскольку на тот момент, никого более не привлекли к суду и реальной военной силой в городе обладали они - очевидно, кто привел к власти А.В. Колчака, для возрождения Единой и Неделимой России, в рамках которой должна была состоятся и независимая финансовая инфраструктура.

Реакция на произошедшее была поразительна! Часть «розовых»  (Чернов В.М. и др.) перебежала к «красным» или стали вести борьбу с «белыми», часть воинских соединений (корпус Валидова) так же перешла к «красным», но для основной массы вооруженных сил, подчинявшихся Директории, именно А.В. Колчак стал той фигурой, запустивший процесс центростремительного собирания патриотических сил «Белого движения».

Этот период для Омска являлся максимально исторически значимым за всю его историю - по факту наш город стал столицей России.

А.В. Катанаев

Доктор исторических наук. В.Г. Хандорин, ссылаясь на английского исследователя П. Флеминга, цитирует паническую реакцию Лондона на заставшее Foreign offic врасплох известие о перевороте: "Крайне неудачное развитие событий… Похоже, на настоящую катастрофу… Колоссальное препятствие нашим планам". Он же упоминает, что  по свидетельству британского полковника Дж. Уорда, «ни один…союзный солдат не сделал ни одного выстрела после того, как адмирал Колчак принял на себя высшее командование».

Таким образом, с приходом к власти «белых», интервенты вывели свои части в тыл и ждали момента «для удара в спину», с целью ликвидации Российского патриотического правительства и национальной финансовой системы, что и осуществили в конце 1919 года.

Поскольку силовой поддержки «красным» не требовалось, и по сути они вошли в финансовую орбиту ФРС, были достигнуты договоренности по беспрепятственному выходу интервентов и вывоза ими награбленного. Каких - либо сражений между интервентами и «красными», кроме незначительных стычек и «бумажных» баталий историков неизвестно. Напротив, начиная с конца 1918 года большевиками была создана так называемая комиссия Мартенса, которая в США осуществляла деятельность по передаче золота финансовым кругам США и с 19 марта 1919 года предоставила США  200 млн. долл. под поставку товаров. ( Европейские финансовые системы далее уступят территорию России структурам, аффилированным с ФРС. Результатом стало создание к 1925 году порядка 1000 банков на территории страны, передача основных месторождений в концессии Западному капиталу на не выгодных для нашей страны условиях и, как следствие, с 1926 года, новая волна патриотического сопротивления иностранным финансовым структурам, возглавляемая И.В. Джугашвили (Сталиным), в результате которой банков к 1930 году осталось около 10, концессии прекращены, эмиссары банковских систем как «красных», так и «розовых» уничтожены (историки это называют внутрипартийной борьбой).

Хотелось бы напомнить журналистке Евгении Лифантьевой слова Бронштейна-Троцкого из книги «Преданная революция» - «уже в 1926 году Крупская говорила в кругу левых оппозиционеров: "Будь Ильич жив, он наверное уже сидел бы в тюрьме".

Поэтому все изложенное ей, не больше чем… неправда. Начиная от истории с Павлом Комиссаровым, которого якобы ударили прикладом солдаты белогвардейцы, от чего старик лежа на земле простудился и умер (по факту «белые» покинули Омск в начале ноября 1919, а старик простудился зимой и скончался в середине января 1920, немного не дожив до того, как его сад национализируют) и заканчивая фото с надписью «жертвы Колчака  в Ново-Сибирске 1919» ( как известно до 1926 г.  город именовался Ново-Николаевск).

Жонглируя статистическими данными, отличающимися кратно, журналистка изумляется жертвам, на что хотелось бы ей напомнить о гигантских поставках оружия и денег «красными» на создание банд (только А. Джангильдин в конце 1918 года доставил огромный караван с оружием и 70 млн. руб. наличных в пограничную Тургайскую область) или Вавилов, Масленников и Рабинович, под командованием прибывшего из США Нейбута, подкупавшие рабочих и солдат с целью мятежей. Глава советского правительства Я.М. Свердлов в своем письме им жаловался, что не может послать больше денег, и это письмо введено в исторический оборот еще в I половине ХХ века. Так что, причина, почему шли воевать против «белых» - довольно проста и банальна.

Перечисляя винтовки, полученные «белыми» из США, Лифантьева подзабыла, что с момента захвата летом 1918 г. золотого запаса, он по конец мая 1919 года «белыми» полностью сохранялся как достояние всего народа. В тоже время уже осенью 1918 года «красные» отправили почти 100 тонн золота в Германию в уплату по условиям «Брестского мира», комиссия Мартенса с конца 1918 вела переговоры в США о передаче огромного количества этого драгоценного металла (что потом и осуществила, получив в качестве оплаты солдатские ботинки… из бумаги). «Забывает» Евгения Лифантьева и о поставках золота «красных» через «НИА Банк» в таких количествах, что цена на этот металл на мировом рынке резко упала. Ну и про мартовскую (1919) телеграмму Наркома иностранных дел Чичерина о готовности передачи США в концессию природных богатств России, автор тоже скромно умалчивает.

Сравнения Омской области того времени и сегодняшней, также забавны. Как известно, именно благодаря «красным», территории, с административным подчинением Омску и Сибирскому казачьему войску, оказались в составе нынешнего Казахстана. Петропавловск, Акмолинск, Кокчетав, Павлодар Щучинск, Атбасар и нынешняя Караганда на 1919 год управлялись именно Омском.

По мнению Лифантьевой, так же являются бандитами «каппелевцы» и «анненковцы» - офицеры Российской империи. Как известно, честь первых стала нарицательным понятием, а дисциплина вторых, по мнению скептика Будберга, была одной из лучшей у «белых».

Вещая о значительном сокращении поголовья скота после правления Колчака, Евгения Лифантьева скромно умалчивает даты, поскольку всего лишь спустя год после прихода большевиков, началось самое большое в истории России по территории, да, пожалуй, и по численности, восстание - Западно-Сибирское, которое самым жестоким образом было подавленно. Кандидат исторических наук В.А. Шулдяков приводит сведения о том, как доведенные до нищеты «красными» люди с вилами и трещотками шли на пулеметы карателей. Именно тогда и произошло столь значительное снижение и скотопоголовья, и изъятие зерна, которое отправлялось большевиками (как указывает исследователь А. Мосякин), в том числе в Италию по контрактам.

На основании изложенного надо понять -  нужно ли примирение, о котором рассуждает А.М. Лосунов? Ведь те, кто боролись за независимую «белую» Россию и те, кто был наймитом иностранных финансовых организаций под вывеской «красных» и «розовых», никогда не поняли бы друг друга. Слишком разный уровень интеллекта и разные жизненные ценности.

Разве надо реабилитировать А.В. Колчака, расстрелянного без суда и в нарушение даже большевистских правовых актов, прямо запрещавших на тот момент смертную казнь? Ведь никто не пытается реабилитировать неоднократно судимых Ульянова, Свердлова или Троцкого?

Что касается того, почему «проспали» юбилей «белой столицы», пусть каждый сам ответит на данный вопрос.

Ну, а нам остается помянуть добрым словом патриотов России, не пожалевших жизни за независимое будущее страны.

 

Константин Сергеев,

исследователь-краевед


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

19 апреля

Дорога к Чехову

Дорога к Чехову

50711 апреля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

228201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

233501 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5785101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6025221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх