Игорь Пушкарь: «Закон впервые говорит о том, что животные являются существами, которые могут испытывать страх и боль»

«ВОмске» попросил известного правозащитника прокомментировать законопроект об ответственном обращении с животными.

231521 декабря 2018
Игорь Пушкарь: «Закон впервые говорит о том, что животные являются существами, которые могут испытывать страх и боль»

Депутаты Госдумы 19 декабря приняли в третьем чтении законопроект об ответственном обращении с животными. Законопроект внесли в парламент еще в 2010 году, он был принят в первом чтении, но потом отложен. Сейчас его рассматривают в Совете Федерации, потом направят президенту России на подпись.  

Теперь запрещено умерщвлять животных без заключения ветеринарного врача, устраивать бои. Нельзя избавиться от животного просто так — его надо передать новому владельцу или в приют. Вводится однозначный запрет на пропаганду жестокого обращения с животными, а также на содержание в квартирах, частных домах и на садовых участках диких зверей. Под запретом  контактные зоопарки и содержание животных в барах, кафе и ресторанах. Закон также устанавливает правила выгула животных (в том числе собак потенциально опасных пород) — ошейник, поводок и намордник обязательны. 

1

Корреспондент  «ВОмске» побеседовал с председателем правления «Общества по защите прав потребителей в сфере страхования» Игорем Пушкарем о законопроекте.

— Игорь Владимирович, как Вы считаете, законопроект будет подписан президентом? Ведь его зоозащитники ждут уже очень давно.

— Да, история этого закона длится более 8 лет — в 2010 году его внесли в Госдуму, весной 2011 года его приняли в первом чтении. Планировалось, что он вступит в силу 1 июля 2011 года. Я думаю, вероятность того, что он будет отклонен, мизерная.

Отмечу, что в отличие от редакции закона, которая была принята в первом чтении, этот вариант является более общим законом. То есть, как говорят, юристы, является рамочным законом. Он просто очерчивает те или иные базовые позиции. Например, что очень важно, закон впервые говорит о том, что животные являются существами, которые могут испытывать страх, боль и т.д. До этого, согласно Гражданскому кодексу, животное являлось имуществом, оно приравнивалось к чемодану, сотовому телефону, утюгу и т.д., то есть законодательство его никакими эмоциональными составляющими не наделяло.

— Законопроект запрещает организовывать приюты в квартирах. Они допускаются только в специально отведенных местах. А что будет с передержками?

— Согласно законодательству, в течение 180 дней после того, как его подпишет президент, правительство РФ должно будет разработать методические рекомендации, касаемые организации работ и порядка содержания приютов. А после того, как правительство создаст эти методические указания, органы государственной власти субъекта РФ будут обязаны разработать порядок организации деятельности приютов в конкретном регионе. И только после того, как правительство Омской области детализирует условия содержания, вполне, возможно, они допустят содержание определенного количества животных, может быть это не будет называться передержкой.

Если раньше у нас были в проекте  федерального закона фигурировали пункты временного содержания и другие формулировки, то сейчас  есть понятие только приюта. Поэтому говорить более конкретно на эту тему можно будет после того, как будут приняты методические указания правительством РФ и конкретные правила - правительством Омской области. На мой взгляд, это правильный подход, понятно, что в разных  регионах существуют разные культурные, национальные и ментальные традиции, скажем, у республик  Северного Кавказа свой взгляд, в Москве – это может быть совершенно иное восприятие животных, например, оно более гуманное и т.д.

— Как Вы сами относитесь к передержкам?

2

— Я отношусь к ним двойственно. Как на любую общественную проблему существует два противоположных взгляда. С одной стороны, есть приличные передержки, где при наличии большого количества животных люди содержат их очень гуманно — животные привиты, рассажены отдельно, учитывая их половозрастные особенности, и т.д. А есть передержки, где животные не выгуливаются, их физические потребности не выполняются т.д. Если человек хочет и способен осуществлять эту деятельность, для кого-то это может быть реальной подработкой.

— Вы наверняка слышали об омском котокафе «Самурай». Как быть владельцам в случае, если закон запретит держать животных без владельцев вне приютов?

—  Я думаю, что им рано хвататься за голову и кричать «Караул!». Предусмотреть все ситуации законом нельзя. Понятно, что в том формате, в котором функционирует кафе, оно может быть закрыто, только если будет прямой запрет на подобное. Такие форматы существуют во многих странах мира, где очень жесткое законодательство, и никто не выступает за их запрет.

Многие выступают за запрет контактных зоопарков, а кошки, например, напротив, очень хорошо идут на контакт и не испытывают каких-то неудобств от поглаживаний, почесываний и т.д. Поэтому я думаю, что это можно решать на уровне Законодательного собрания Омской области, потому что это хороший формат, и дает людям, у которых не возможности держать животное дома, возможность получать удовольствие от общения с кошками. Поэтому я не думаю, что будут приняты жесткие и репрессивные меры. Тем более закон предусматривает введение общественного контроля, задачей которого является наблюдение за тем, что происходит. Инспекторы будут фиксировать нарушения и передавать информацию в соответствующие органы.

— Но ведь сообщать о каких-либо нарушениях может любой гражданин. Зачем тогда вводится институт общественного контроля?

— Да, любой гражданин не просто может, а обязан сообщать о каких-то событиях, имеющих признаки административного или уголовного правонарушения. Поэтому если будет выявлено какое-то жестокое обращение с животными, то, конечно, чтобы подать заявление в соответствующие органы, корочки общественного инспектора не нужны.

Общественный контроль нужен для того, чтобы люди могли входить в те организации, куда обычного гражданина не пустят, например, в приют или контактный зоопарк.

— Вы против контактных зоопарков?

— Я в принципе против, хотя допускаю, что я неглубоко знаю физиологические особенности тех или иных видов животных, возможно, я жертва мнения зоозащитного сообщества. Мне видится, что если животное изначально ввиду особенностей породы не заточено под тактильный контакт с человеком, то не нужно травмировать животное, оно ведь не может пожаловаться в прокуратуру и т.д. Люди должны предугадывать это и не создавать ему некомфортные условия, потому что радовать детей, нанося страдания животным, это, конечно, неправильно. Подбор животных для контактных зоопарков должен основываться на современных научных знаниях. К слову, правительство должно будет разработать 13 дополнительных нормативных актов, в том числе перечень опасных животных, порядок лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных, вполне возможно, оно может разработать список животных, которые могут содержаться в контактных зоопарках

— Что ждет центры зоотерапии, например, канистерапии?

3

— Сейчас существует масса вариантов оказания психотерапевтической помощи детям, которым, например, не может помочь традиционная медицина, причем эта терапия во многих случаях является более эффективной. Я думаю, что на уровне правительства это могут выделить в отдельный раздел обращения с животными, вплоть до того, что создадут закон о помощи людям животными. Думаю, что в буквальном смысле на таких видах деятельности не поставят крест, тем более что есть международный опыт, который говорит о том, что это очень здорово.

Общаясь с людьми, которые занимаются канистерапией, я вижу, что если животному не комфортно, вряд ли оно будет канистерапевтом. Организаторы процессов это понимают и не позволят животным, которым все это не нравится, участвовать в таких процедурах.

— Какие важные моменты в рассматриваемом законопроекте вы бы еще отметили?

— Самый большой плюс, это, конечно, то, что его приняли. Нужно понимать, что после его принятия, отношение к животным не станет идеальным одномоментно. Кроме этого должна вестись каждодневная работа органов власти и общественности, которая должна создавать атмосферу нетерпимости и неприятия к нарушителям закона и порядка.

Еще один очень важный момент — закон гласит, что животное без владельца должно быть стерилизовано.  В том, чем занимались ранее, что называлось безвозвратным отловом — животное поймали, полгода содержали, а потом за бюджетные деньги убили — смысла нет.

Стерилизация — менее затратный и более эффективный способ. Это большой научный вопрос. У нас есть кандидат наук Марат Макенов, который писал кандидатскую диссертацию по собакам-париям. Он проанализировал 11 тысяч обращений по Омской области по поводу укусов собаками. На протяжении 5-6 лет он вместе с Ольгой Михайловой, сотрудником «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», опрашивали укушенных. В ходе исследования выяснилось, что менее 1% человек были укушены безнадзорными собаками. Бродячие собаки боятся людей, они обходят их стороной, поэтому очевидно, что они не представляют той опасности, которую раздували муниципальные службы, которым важно было заключить контракты на большие суммы. Количество отловленных животных невозможно отследить, как и объем вывезенного снега — эти два вида деятельности являются самыми привлекательными для любителей распилить бюджет.

Сейчас наука говорит, что не нужно отлавливать всех собак — стерилизованных особей можно отпускать в среду обитания, чтобы они держали свой участок, на который могут прийти дикие животные. В этом случае будет происходить естественное старение стаи, естественным образом снижаться количество бродячих животных, причем гуманным способом. Безвозвратный отлов был принят на основании  постановления народных комиссаров 1928 года, где было указано, что безнадзорные животные подлежат отстрелу. При этом ни в одном субъекте федерации вопрос с безнадзорными собаками не был решен.

Автор:Екатерина Солощенко

Фото:с сайта omskrielt.com

Теги:зоозащитникизакон


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

256401 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

257501 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6045101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6260221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх