«Опилочная» педагогика

Цирк, наверное, единственная сфера человеческой деятельности, где сохранились древние, сложившиеся еще в Средневековье, традиции воспитания детей.

39111 февраля 2019
«Опилочная» педагогика

Что знает современный ребенок о том, как его родители зарабатывают на жизнь? Да практически ничего. Конечно, во многих семьях все же принято говорить о работе. Кто-то из отцов отведет сына на завод, чтобы посмотреть на станки (если начальство разрешит). Кто-то даст посидеть в кабине своего грузовика или «маршрутки». И – все. А чаще дома разговоры лишь о том, как плохо платят. В некоторых семьях вообще стесняются упоминать при детях о том, откуда берутся деньги. Незачем объяснять ребенку, что значит «налоговая оптимизация» и «экономия расходов». Дети отчуждены от того, чем занимаются родители. Работа и семья – это абсолютно разные миры… В цирке из-за разъездного образа жизни артистов все по-другому.

Живет в Омске семья Павловых – три поколения. Дедушка, Вячеслав Иосифович, родился в Москве. Все родственники – там. Так случилось, что они с братом выбрали себе цирковую карьеру. Вдвоем работали силовой акробатический номер. Попали в коллектив «Сияние маленьких звезд». Это – очень старый цирковой коллектив с огромными традициями. Недавно ему исполнилось 70 лет.

1

Во время гастролей в Омске Вячеслав Павлов, а тогда просто Слава, встретил свою любовь. Лариса получила образование фармацевта, жила с родителями на окраине города, на Фрезерной. А цирк – это свет, огни, это совершенно другое ощущение мира. Из-за этого и для того, чтобы быть рядом с Вячеславом, Лариса тоже решила связать жизнь с цирком. В коллективе требовался костюмер, и Лариса Дмитриевна пошла учиться на курсы кройки и шитья. Ее работой стала ослепительная красота артистов, которой восхищался зритель.

У Ларисы Дмитриевны и Вячеслава Иосифовича родилась дочка. Назвали Светланой. Из роддома малышка поехала не домой, а в цирковую гостиницу, где ее уже ждали все артисты коллектива. Ребёнок-«опилочник», как называют цирковых детей (ведь раньше в манеже были опилки) – общий праздник для всей труппы и общие заботы…

То, что Светлана тоже стала артисткой, родители восприняли как что-то совершенно естественное. Светлана Вячеславовна выступала с номером «Хула-хупы» и «Антипод» - жонглирование ногами. А ставил эти номера как тренер отец – он к тому времени уже перестал выступать сам, обучал молодых коллег…

15 лет назад у Светланы Вячеславовны родился сын. Назвали мальчика Славой – в честь деда. Отец ребёнка погиб в ДТП, когда сыну было 4 года. Он тоже был артистом цирка, с девяти лет работал в акробатическом жанре, а позже – в жанре «джигитовка».

Но Светлане было проще, чем большинству «обычных» вдов. Малыш воспринимался в коллективе как «общее достояние».

2

- Помню, любой праздник, день рождения – каждый из труппы старался что-то мне подарить, - вспоминает Слава Павлов. – Все были как родственники. Поэтому выпрашивать игрушки у мамы просто не нужно было.

Детство Славы повторяло детство Светланы Вячеславовны: сначала – костюмерная бабушки, потом – первые шаги на манеже.

Кстати, первые деньги Слава заработал в четыре года. Светлана Вячеславовна вспоминает:

- Выступали мы в Ярославском цирке, в нашем коллективе был номер «велофигуристы». Директор цирка — известнейший человек Станислав Геннадьевич Трахтенберг. Однажды он подошел ко мне и спросил: «Твой сын на велосипеде умеет ездить?» А Слава тогда уже научился ездить на двухколесном велосипеде. Станислав Геннадьевич и говорит: «Давай введем его в номер, пусть себе на шоколадки зарабатывает!» После этого номер «велофигуристы» заканчивался тем, что Слава выезжал на манеж, делал круг, потом делал комплимент – кланялся и вместе с артистами убегал за кулисы. Зрителям очень нравилось, аплодисменты были от души!

- Так можно выступать лет до семи, максимум, - вступает в разговор Слава. – Потом или нужно научиться делать что-то уникальное, или ты уже не интересен зрителю.

Амплуа «милого дитя» закончилось, когда Слава пошел в школу. Но дел, доступных ребенку, в цирке предостаточно. Помогал бабушке в костюмерной. Выходил вместе с артистами на парад – для массовости. Помогал рабочим сцены. Потом, когда дедушка с бабушкой ушли на пенсию, стал ассистентом у мамы – подавал ей предметы во время номера «антипод» и «хула-хупы». Параллельно – репетиции.

По совету мамы Слава решил попробовать себя в достаточно сложном жанре: жонглирование на моноцикле. И просто ездить на одноколесном велосипеде достаточно нелегко, а одновременно жонглировать булавами – тем более. На подготовку требуются годы тренировок – чтобы каждое движение стало естественным, словно обычная ходьба по ровному полу.

3

- А учеба?

С учебой, как у всех цирковых детей, случалось по-разному. Гостиницы, в которых живут артисты, обычно расположены в центре города. Школы вокруг них в последнее время превратились в «навороченные» гимназии и лицеи, которые заполняются детьми из богатых семей. Впрочем, дело даже не в этом, а в том, что в таких «центровых» гимназиях обычно идет углубленное изучение отдельных предметов. Скажем, уровень преподавания иностранных языков в них гораздо выше, чем в обычных школах. Поэтому в некоторых городах цирковых ребятишек пытаются отправить учиться в школу попроще, которые зачастую находились не близко от цирковой гостиницы. Перед Славой стал выбор: каждый день мотаться куда-то на общественном транспорте или… хорошо знать все предметы, так чтобы в любом лицее, протестировав его знания, соглашались принять на временное обучение. Слава выбрал второе. В результате – стабильные «пятерки» и «четверки».

И еще один момент, который очень важен в воспитании, но который современная официальная педагогическая наука просто не замечает. Циркового ребенка окружают в основном взрослые люди. Ровесников обычно немного, если они вообще есть. Конечно, в любом коллективе бывают и ревности, и конфликты, и скандалы. Тем более, если среда – артистическая. Но дети – вне конкуренции.

В подростковом возрасте Слава увлекся музыкой. Как большинство мальчишек, слушал рок и мечтал играть «круто». Но ему неожиданно оказалось проще, чем ровесникам. Не нужно было просить деньги на какие-то курсы:

- В Ростове в оркестре был барабанщик дядя Гена, - вспоминает Слава. – Он научил меня играть на ударных инструментах. Азам, конечно, научил, но мне очень понравилось.

Действительно, все работники цирка вне зависимости от профессии относятся к детям по принципу: «Крутится под ногами какой-то мальчишка – так почему не показать ему то, что умеешь сам, раз ему самому интересно».

Собственно говоря, именно так и было веками в крестьянских общинах и ремесленных цехах: обучение «вприглядку», потом – по принципу «подай-принеси», потом – доверяются какие-то простейшие задачи…

В Воронеже молодой барабанщик из оркестра давал уроки Славе по технике игры на ударном инструменте. А потом, уже в Омске, в отпуске, Слава захотел научиться играть на гитаре. Наняли педагога, купили гитару, освоил главные аккорды. Уехали на гастроли, пришлось самому развиваться. Через какое-то время решил попробовать играть на бас-гитаре. Купили подержанный бас – и пошло-поехало.

4

Часть восьмого и девятый класс Слава учился только в Омске. К сожалению, коллектив «Сияние маленьких звезд» из-за различных, по большей части организационных проблем, переживает сейчас не лучшие времена. Он находится на грани закрытия и расформирования. Официально это называется «временный простой» — Светлана Вячеславовна не выступает, ее лишь иногда задействуют в Омском цирке. Другой человек начал бы страдать от невостребованности, но она – не такая. Вдруг оказалось, что человек с навыками хореографа и режиссера (а цирковые артисты часто сами «сочиняют» свои номера) очень нужен в родительском комитете лицея, где учится сын. Славин классный руководитель теперь радостно забыл о том, что такое «проблемы с организацией художественной самодеятельности», класс стал побеждать на различных конкурсах… А на «последний звонок» Светлана Вячеславовна поставила с девятиклассниками абсолютно шикарный номер: ребята в 16 пар танцевали вальс – да не просто так, а с красивыми перестроениями, сменами партнеров, поклонами учителям. Организовала она и флэшмоб с родителями – всем тоже очень понравилось…

И это – тоже нормально. Сначала Слава жил работой взрослых, теперь мама погружается в его интересы.

Сейчас Слава с ребятами чуть постарше играет рок и «инди» в группах «Трезвость» и «Нечто противоположное всему этому». Уже были первые выступления в клубах.

- Опять начал «зарабатывать на шоколадки», - смеется Светлана Вячеславовна.

Что дальше?

Мир вносит свои коррективы в любую жизнь. Светлана Вячеславовна – под угрозой сокращения:

- Уволят – пойду на биржу труда. Конечно, хотелось бы найти что-то, связанное с творчеством, вести какой-нибудь кружок…

Слава хотел бы поступить в университет на факультет культуры – там преподает гитару руководитель циркового оркестра Сергей Ройз. Но обучение на факультете, к сожалению, только платное. Поэтому на первый план выступает другое увлечение – история. Педагог, преподаватель истории – Слава вполне видит себя и в этой роли. Причем хочет преподавать именно в школе.

Однако все это – будущее. Никто не знает, как оно сложится. Сейчас Слава Павлов работает униформистом, помогает маме вести занятия в студии, открытой цирком в детдоме. В свои 15 лет он, в отличие от многих ровесников, понимает, что деньги даются трудом, причем трудом порой изнурительным, изматывающим. Но, с другой стороны, тот же труд может давать огромную радость. Что человек оценивается не по тому, как он одет или что купил, а по тому, что он умеет. Умеет что-то уникальное – остальное приложится.

Воспитательная задача, которая сегодня порой не по силам всем «официальной» педагогике со всеми ее научными исследованиями и программами, но абсолютно естественно решенная в атмосфере включения ребенка в сферу интересов и забот родителей.

Недаром и сегодня в цирках всего мира тон задают династии артистов, чей общий трудовой стаж исчисляется столетиями. Традиции «цехового» воспитания продолжают жить…

Автор:Евгения Лифантьева

Фото:предоставлено пресс-службой Омского государственного цирка

Теги:цирк


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

15.04.2019

А вы за Зеленского или за Порошенко?

Уже проголосовало 124 человека

19.03.2019

Как вы относитесь к мусорной реформе в Омской области?

Уже проголосовало 180 человек







Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Итальянские каникулы

Николай Бердяев полагал, что только в Италии «русскому вольно дышится». Мне – ещё и бродится…

523113 апреля 2019

Владимир Ходус. Спасая судьбы

Пятнадцать лет назад пациенты-диабетики с критической ишемией нижних конечностей зачастую лишались ног. Благодаря коллективу единомышленников, возглавляемому Владимиром Ходусом, их вот уже несколько лет их вылечивают без ампутации..

218418 марта 2019

Знаете ли вы Омск — 9?

Новый «восьмимартовский» тест посвящен известным женщинам, чьи судьбы связаны с Омском.

149208 марта 2019

ЛОРды в медицинских халатах

«Он стал нашим семейным врачом», «очень внимательная и отзывчивая» и даже — «это один из лучших ЛОРов в городе». Так говорят о врачах-отоларингологах Многопрофильного центра современной медицины «ЕВРОМЕД» Викторе Папулове и Валентине Киштеевой.

2757405 марта 2019

Валерий Алексеев: «Режиссёр меня прятал и говорил: "Ну как же заткнуть твой фонтан?"»

«Какая песня без баяна», а город Омск без Валерия Алексеева? Это наше театральное лицо, гордость и достояние.

264723 февраля 2019

Стиль жизни

Олеся Шмидт: «Кормление бездомных — это служение…»

Уклад

Олеся Шмидт: «Кормление бездомных — это служение…»

Маленький рассказ о доброй обаятельной и мудрой женщине, которая кормит бездомных, воспитывает детей и учит йоге, а все её многочисленные ипостаси органично вплетаются в единую концепцию помощи людям.

51112 апреля 2019
Сергей Гульченко: «В каждом городе ты первым делом узнаешь, где ближайший тренажерный зал»

Уклад

Сергей Гульченко: «В каждом городе ты первым делом узнаешь, где ближайший тренажерный зал»

У артистов цирка, обычно, два способа обрести призвание — быть частью цирковой династии и не мыслить иной карьеры, кроме цирковой, и влюбиться в цирк случайно, оставшись в нём навсегда. У клоуна Сергея Гульченко получилось найти третий путь.

61309 апреля 2019
Как один риэлтор променял офис на манеж

Story

Как один риэлтор променял офис на манеж

Когда-то Николай Грушин был успешным московским риэлтором. Сейчас он — руководитель и участник одного из самых сложных акробатических цирковых номеров — «Венецианского карнавала». Что стало важнее денег и чем в наше время могут удивить зрители акробаты, читайте в нашей маленькой истории про молодость и мечту.

61506 апреля 2019
Юрий Филатов: «Обидно, когда учителя в школах называют детей клоунами — быть клоуном не так просто»

Уклад

Юрий Филатов: «Обидно, когда учителя в школах называют детей клоунами — быть клоуном не так просто»

Профессиональный драматический артист, ветеран боевых действий, дрессировщик вьетнамских кабанчиков, многодетный отец и знаменитый клоун — о решающих поворотах судьбы и о том, легко ли быть хорошим ковёрным.

130425 марта 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх