ЛОРды в медицинских халатах

«Он стал нашим семейным врачом», «очень внимательная и отзывчивая» и даже — «это один из лучших ЛОРов в городе». Так говорят о врачах-отоларингологах Многопрофильного центра современной медицины «ЕВРОМЕД» Викторе Папулове и Валентине Киштеевой.

8714405 марта 2019
ЛОРды в медицинских халатах

Сайт «ВОмске» представляет новую рубрику, в которой будет рассказывать о ярких представителях одной из самых гуманных и трудных профессий — врачах. Открываем мы наш цикл беседой с отоларингологами клиники «Евромед» Виктором Папуловым и Валентиной Киштеевой — о том, что самое сложное при общении с пациентами, как на протяжении долгих лет не утратить любовь к профессии и, конечно, о новых технологиях в ЛОР-медицине.

Наши герои — врачи клиники «ЕВРОМЕД»:

Виктор Григорьевич Папулов, заведующий оториноларингологическим отделением, врач-отоларинголог, кандидат медицинских наук, ведет прием в клинике на Съездовской.

Валентина Алексеевна Киштеева, врач-отоларинголог, кандидат медицинских наук, ведет прием в клинике на Зеленом острове.

1

Путь во врачи: «Кем-кем, а ЛОРом точно не буду!»

Виктор Папулов — для города почти легенда. «Ухо-горло-нос», который на протяжении сорока с лишним лет смотрит эти самые уши и носоглотки, выписывает рецепты, назначает лечение. «А у Папулова были?» — спрашивают омичи друг у друга в случае, когда нос не дышит годами — и мучения достигли предела. Или когда другой врач безапелляционно отправил ребенка на операцию. Или когда кашляешь по непонятной причине третью неделю подряд…

Отец известного врача — прошедший войну связист, а после железнодорожник. Мать — клепальщица самолетов на «Полёте». Из медиков в роду — только младшая сестра мамы, окончившая медучилище и работавшая фельдшером. Мальчик Витя рос в Привокзальном поселке, в школе получая сверх программы обязательное трудовое образование: столярное, слесарное, токарное. Девочки под руководством портных трудились в пришкольном ателье, обшивали за небольшие деньги местное население. Мальчишки учились водить за рулем школьного грузовичка. А еще в один прекрасный день в школе построили большой спортзал. Многие городские соревнования — по футболу, волейболу, баскетболу — проходили в школе, юных спортсменов курировали преподаватели из института физкультуры. Школьник Папулов занимался волейболом и велоспортом, имел разряд и неплохие результаты на треке, подумывал об институте физкультуры, чтобы после завершения спортивной карьеры самому стать тренером. Но судьба распорядилась иначе: уложила заболевшего девятиклассника в детский стационар.

В спорте за это время он поотстал. Зато заинтересовался медициной. Уже тогда понял: врач своим отношением к делу и пациенту может дарить как положительные эмоции, так и прямо противоположные. «Отправили меня зуб лечить. Дама-стоматолог орудует бор-машиной у меня во рту, а в это время к ней подруга зашла: «сапоги купила новые, модные, страшный дефицит, вот такой каблук…». Под эти женские обувные восторги мне врач сверлом щеку и просверлила!».

Старший брат Виктора поступил в мединститут, приглашал Виктора на кафедру да в анатомку — «приходи, интересно». «С одной стороны дурнота подступила — чем они тут занимаются?... С другой, все сильнее интересовался профессией, хотелось начать в этом разбираться…». Так и стал Виктор Папулов в 1969 году студентом омской медакадемии.

2

ЛОР-врачом он тоже стал «от обратного». Как-то у парня заболел зуб, сделали «зубной» снимок — туда частично попала и гайморова пазуха. «Да у тебя гайморит!», — вынес вердикт врач. Как положено, операция, прокол под анестезией — процедура эта всегда была не из приятных. А оказалось, никакого гайморита нет. Пока врачи пеняли друг другу, мол, надо было нормальный снимок делать, в голове у Виктора засела мысль: «Кем-кем, а ЛОРом точно не буду!».

На пятом курсе у студентов-медиков преподавала отоларинголог Мария Павловна Лисовская. Подкупала тем, что давала не только теорию, но и щедро делилась случаями из практики. Виктора и его товарища хвалила, пригласила в профильный кружок. Стали посещать дополнительные занятия, ходить на дежурства в областную больницу, так и «заразились» отоларингологией. После вуза Папулов пришел врачом-ординатором в областную клиническую больницу. Поступил в аспирантуру, защитился, работал ассистентом на кафедре ЛОР-болезней, а после ушел в практическое здравоохранение. Поликлиническое ЛОР-отделение МСЧ-2, омский Диагностический центр, клиника «Доктор САШ» и, наконец, «Евромед». Печатные работы, монографии — и при этом стаж «живой» работы 44 года!

Свой путь в медицину — и у Валентины Киштеевой. «С детства мечтала, чтобы в мире было меньше страданий и больше радости. Эти мечты и оказали влияние на выбор профессии», — рассказывает врач. За лаконичными признаниями — драматичная семейная история: отец Валентины Алексеевны, с детства мечтавший быть летчиком, во время войны в 17 лет попал в плен. Был освобожден американскими войсками. Эмигрировать в США или вернуться на Родину, где военнопленных считали предателями? Алексей Киштеев верил в своих, но вернувшись, вновь оказался в плену… Многое пережил, в течение сорока лет работал водителем. «Он тот, кто учил меня ставить задачи и добиваться целей, несмотря на трудности», — признается Валентина Алексеевна. Перед глазами всегда был и материнский пример: заботливая, любящая мама нашей героини, офтальмологическая медицинская сестра по образованию, в начале трудовой деятельности она участвовала в работе по борьбе с трахомой в Хакасии. Дочь подросла — и тоже решила, что даст клятву Гиппократа и будет носить белый халат.

Из «фильма ужасов» — в 21 век

…Вот твои руки и ноги привязывают к креслу, заставляют широко открыть рот, ты чувствуешь, как в районе нёба происходит взрыв, потому что туда впивается железный крюк, и ты ощущаешь вкус собственной крови…

Это не пересказ «ужастика» — это обычный детский стационар в 90-е годы, в котором множеству советских детей удаляли аденоиды или воспалившиеся миндалины. Процесс оставался в памяти на всю жизнь страшным и болезненным пятном. К этому примешивалось разочарование: после операции за все мучения врачи обещали мороженое, но так его и не давали…

Сегодня мороженое не обещают, впрочем, это уже не так важно — современные методы позволяют проводить аденотомии, тонзиллэктомии и прочие вмешательства в области носа, глотки и гортани гораздо менее травматично для пациента, как физически, так и психологически.

— Медицина развивается, и отоларингология не стоит на месте. Благодаря новым технологиям и хорошему немецкому эндоскопическому оборудованию мы можем оказывать нашим пациентам высокоспециализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, — поясняет Виктор Папулов. — Действительно, когда не было эндоскопической диагностики и хирургии, все требовало травматического вмешательства. Синуситы, гнойно-полипозные процессы, удаление новообразований, аденоидов, миндалин — все это оставляло не лучшие воспоминания и у пациентов, и у врачей. Сейчас, благодаря оборудованию, мы получили оперативный доступ к необходимым местам через узкие отверстия, проколы, и проводим операции под контролем эндовидеокамеры. Можно видеть все «закоулки», которые были необозримы. В проведении амбулаторных операций нам помогает радиоволновая установка «Сургитрон»: в нашей клинике проводят удаление доброкачественных опухолей носа, глотки и гортани с использованием этого аппарата с последующим гистологическим исследованием. Щадящий метод помогает качественно и квалифицированно помочь пациенту.

Что касается того самого «страшного» удаления аденоидов — оно осталось в прошлом. Гордость «Евромеда» — щадящие ЛОР-операции с использованием эндоскопической коблационной холодноплазменной технологии. В основе метода холодноплазменной коблации — уникальный процесс молекулярного распада тканей, без ожога, с минимальным повреждением окружающих мягких тканей, минимальным риском послеоперационных кровотечений и грубого рубцевания. Реабилитационный период после операции достаточно короткий, в помощь скорейшему заживлению и восстановлению — мощное физиотерапевтическое отделение. «В обычных поликлиниках УВЧ да кварц, как в 50-е, а у нас применяются все современные методы физиотерапевтического лечения, включая ультразвуковое лечение, ударно-волновую терапию, магнитолечение, лазеротерапию, электро- и фонофорез и другие методики», — поясняют врачи.

3

— То, что наша клиника закупила коблатор — просто прекрасно, — считает заведующий ЛОР-отделением «Евромеда». — Это своего рода плазменный скальпель. Мы используем его при удалении аденоидов, миндалин, полипов. Эндоскопическое оборудование помогает и при восстановлении правильной формы носовой перегородки. Операции проводятся полностью под контролем зрения. В отличие от традиционных, щадящие эндоскопические операции методом коблации проходят практически бескровно и гораздо менее болезненны для пациентов. Рецидивы после коблатора происходят гораздо реже, потому что он позволяет полностью убрать очаг инфекции. Многие операции мы проводим под общим наркозом, потому что имеем возможность закупать малотоксичные препараты, которые не дают осложнений ни на почки, ни на печень. Хотя, стоит заметить, начинаем всегда с консервативного лечения и антибактериальной терапии, ультразвука, лазера, ведь в 35-40 процентах случаев проблему удается решить именно консервативно.

Под контролем эндовидеокамеры в ЛОР-отделении проходит и миринготомия барабанной перепонки — эффективная процедура, которая позволяет справиться с отитом и другими заболеваниями уха. «Все можно сделать точно и деликатно, — рассказывает Виктор Григорьевич. — А самое главное — диагностика теперь на более высоком уровне. Ну, а кто правильно ставит диагноз, тот и лечит правильно».

Профессиональная закалка

«Заболеванием-рекордсменом» ЛОР-профиля для Омска, по словам врачей, остается синусит — воспаление околоносовых пазух. Причин тому множество: слабая иммунная система, повышенная патогенность микробов, аллергический фон. «У нас не самый чистый город, не самый идеальный климат, частое явление — хронические риниты, а это хорошая «стартовая площадка» для более серьезных заболеваний. Часто обращаются и с деформацией носовой перегородки: травма ли, природные ли процессы — а результат один: половина носа дышит, вторая половина — нет».

— Я вообще, к сожалению, из года в год наблюдаю общее одряхление населения, — делится Виктор Папулов. — За тридцать лет — и уже выраженные атеросклеротические изменения в сосудах, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Все это дает фон и для возникновения наших болезней… Нет полноценного питания, нарушены обменные процессы, растут простудные заболевания, которые часто переходят в хронические. Видел ли я раньше курящих женщин? Да, кардиохирурга с «беломориной» в руке после сложнейшей операции. А сегодня сколько девушек курит, начиная со школы…

«Здоровый образ жизни должен быть государственной политикой, а у нас все на уровне деклараций», — сетует врач. Вспоминает бесплатные спортивные секции, именитых тренеров…

— А сегодня за все надо платить. И родители не всегда могут… Как-то иду, вижу — паренек громко говорит по телефону и плачет. На соревнования не может поехать, взноса нет. Подошел к нему, спросил — что за соревнования? Не поверите: оказалось, по веломотокроссу — такой вот мне привет из моего «велосипедного» прошлого. А взнос — пара тысяч. Достал, да и дал ему. Парнишка бросился меня обнимать. «Я обязательно выиграю!», — говорит. У нас ведь много талантов. Надо бы их с улицы увести, чтобы были не выпивохами и куряками, а спортсменами, фотографами, художниками…

«Чем работа привлекает вас по сей день?», — спрашиваю врачей. «Она улучшает качество жизни людей», — без доли сомнений отвечает Валентина Алексеевна. «С радостью иду на работу, с радостью возвращаюсь домой... счастливый человек!», — подхватывает Виктор Папулов. Рассуждая о трудностях, говорят: самое сложное, когда пациент не доверяет врачу или когда пренебрежительно к нему относится.

Некоторые люди, которые заплатили деньги, видят в тебе раба: ты должен обслужить от начала до конца и по высшему разряду, — качает головой Виктор Папулов. — Сложнее стало от того, что люди тревожно мыслят. Город делает человека слабее: пациенты более капризны, тревожны, мнительны, готовы находить у себя множество несуществующих заболеваний и при этом игнорировать имеющиеся. Раз заплатил, ставьте меня на ноги любой ценой, и все. Если я хроник многие годы, вы должны сделать меня здоровым, новеньким, как из магазина… На то, чтобы объяснить, что это невозможно, уходят силы, а многие попросту не внемлют. Раньше нам помогало санитарное просвещение: я сам мальчишкой в поликлинике рассматривал плакаты, цветные витражи, смотрел познавательные передачи о здоровье. А сегодня люди, запутавшись в телевизионной «мишуре», не знают, что такое банальная ангина… Зато, начитавшись интернета, небылицы рассказывают — и с таким апломбом, что поневоле задумаешься: кто здесь вообще врач?

4

Какое-то время рассуждаем о частной и бюджетной медицине, о несовершенствах существующей системы и о том, как повысить престиж профессии, о государственной политике и фильтрации врачебных кадров… Всё это темы для отдельной большой беседы. «По человеку сразу видно, что он в медицине ищет, — уверен Папулов. — Пришел ли помогать людям или за рублем. Нерадивых нужно отсеивать еще у дверей вуза. И в учебе будущим врачам спуску не давать».

Врач — сложная, тяжелая профессия. Чтобы утром встречать пациента с улыбкой, надо уметь и расслабляться. Виктор Папулов, дед уже двух внуков, делится своим секретом бодрости — у него это закаливание:

— Дочь до трех лет была здоровым ребенком, а как в сад отдали, начала болеть. День ходим, две недели дома — обычная история. Я тогда был аспирантом. Проштудировал море литературы. Попалась книжка Бориса Толкачева, где он делился своей методикой. Я её испытал на себе, потом на дочери, после — и на старшем внуке. Пора младшему, трехлетнему перенимать эстафету. Методика простая: с утра сделать гимнастику, если с ребятишками — то в форме игры, чтобы интересно, смешно, с хорошим настроением. Потом — в ванну. Намылить тело, размять все мышцы, от периферии к центру. Смыть мыло, включить холодную воду и обтираться холодными руками. Потом закутаться в махровую простыню. Если чувствуете озноб, поприседать. Через несколько дней не просто обтираться холодными руками, а набирать воду в ладошки и обрызгивать тело. Это утром, а в вечернее время — свежий воздух. Пробежал несколько кругов на коньках в хоккейной коробке во дворе — отлично. Я поставил младшее поколение на коньки, игры с ними затеяли, догонялки…  Забыли про респираторные инфекции, забыли про простуды.

Как не заболеть лишний раз, живя в Сибири с ее скачками температур, да еще и с постоянными перелетами-переездами, командировками-отпусками? «Лень и усталость нас губят, а не климат, — говорят отоларингологи. — Поэтому — гимнастика, закалка, разумное питание: не переедать в вечернее время и не увлекаться фастфудом. Не жить бесконтрольно. «Перехитрить себя», находя в любом графике и режиме пять-семь минут на нормальный, принесенный из дома, полезный обед». Ничего сложного, казалось бы…

А вы попробуйте!

www.euromed-omsk.ru
8 (3812) 331-400 (единая справочная)
ул. Съездовская, 29/3
ул. Старозагородная роща, 8
ул. 1-я Затонская, 1/1
пр. Маркса, 15

Лицензия № ЛО-55-О1-ОО25О6 от 07.03.19

На правах рекламы

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Ирина Губарева, пресс-служба клиники

Теги:Евромедмедицина


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

66505 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

47807 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 94 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 91 человек



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2527101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2955221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4524218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10006204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх