Врач «скорой»: работа, к которой нельзя привыкнуть

Анестезиолог-реаниматолог Евгений Михеев, 13 лет проработавший на «скорой помощи», рассказал, как спасает людей и как сам спасается от эмоционального выгорания.

8779305 июня 2019
Врач «скорой»: работа, к которой нельзя привыкнуть

Сайт «ВОмске» продолжает рассказывать своим читателям о ярких представителях омской медицины. Наш сегодняшний герой — врач клиники «ЕВРОМЕД» Евгений Юрьевич Михеев, заведующий отделением скорой медицинской помощи, руководитель Центра выездной паллиативной помощи, врач анестезиолог-реаниматолог.

1

Жизненно важные люди

У 37-летнего Евгения Михеева 13 лет медицинского стажа. Он вовсе не из медицинской семьи — из бухгалтерско-экономической, но в школе питал склонность к химии и биологии. Поступил в омский медицинский вуз, а со специализацией определился на пятом курсе. С уважением вспоминает своих учителей от медицины: Ивана Ивановича Таскаева, Юрия Васильевича Редькина, Владимира Терентьевича Долгих, Валерия Николаевича Лукача и других.

Во время обучения в ординатуре молодой врач ездил на городской «скорой», а в 2007 пришел работать в отделение реанимации центра по лечению острых отравлений БСМП-1. Но «скорую» не бросил. В 2013 году перешел в «Евромед», а спустя четыре года возглавил здесь отделение скорой медицинской помощи.

Это не тот заведующий, что сидит за столом и заведует… Это тот, что садится в специально оборудованную машину и, как и все эти годы, едет спасать людей. Вот и сейчас, ранним утром, Евгений Юрьевич — со смены. Старается быть приветливым, но говорит мало, видно — устал. «Вчера наговорился с родственниками пациента, — словно читает мысли врач. — Привезли в реанимацию по «скорой», онкология, легочное кровотечение. И всё…»

Надо бы по существу — сколько машин в отделении, да сколько человек в бригаде — а мы о человеческом. Потому что сложно эту «сорочку» примерить на себя и на свою психику: не каждый потянет. «Что самое сложное в работе? — врач задумывается не меньше чем на минуту, барабанит пальцами по столу. — Усталость, наверное, такая, знаете, моральная… Постоянная. Трудно сказать. Расстраиваешься регулярно. Привыкаешь? Да как… Привыкаешь-привыкаешь, да всё не привыкнешь».

— Не-а, не плачу давно, — по-мальчишески говорит он. — В принципе в себе держу всё. Если грузиться каждый раз, то с ума сойти можно. Происходит такая защитная реакция. Но это нельзя назвать стопроцентным эмоциональным выгоранием. Балансируешь на грани… Всех жалко. Нет такого, что тому, кто от несчастной любви наглотался таблеток, сочувствуешь, а того, кто в алкогольном угаре уксуса хлебнул, — осуждаешь. Не мое это право — судить. Мое дело помогать, спасать.

Вчерашний его маршрутный лист:

— пожилая женщина с высоким давлением;
— молодая женщина с давлением под 200;
— 80-летняя женщина с пневмонией;
— подросток с высокой температурой;
— ребенок со сломанной рукой.

2

— Многие считают, что если приедут на «скорой», то наверняка попадут в больницу, а если сами придут, то их не примут. Стереотипов у наших людей много, — говорит Михеев.

Когда вызывать «скорую»?

Обсуждаем, в каких случаях человеку на самом деле нужно вызывать бригаду скорой помощи.

— Мы никогда не говорим «зря вы нас вызвали». Резко стало плохо, боли в грудной клетке («ноет»), кровотечение, тяжело дышать, головокружение, рвота — все это поводы вызвать скорую помощь. Иногда и подскочившая температура может быть признаком инсульта, а боль в животе — сосудистой патологии. Лучше не тянуть, если что-то беспокоит. Люди порой боятся звонить в «скорую», мол, «суббота сегодня, никого нет, вот дождемся понедельника…». Не нужно бояться: такого, чтобы в приемном отделении в выходной день не было специалистов, не бывает.

И всё же вызов «скорой» — всегда палка о двух концах. Во всем мире давно идет дискуссия о том, в каких случаях нужно вызывать «скорую помощь», а когда лучше этого избежать. Болит зуб, поранили палец во время приготовления обеда, насморк — не повод звонить «скоровикам», считает врач. Придите к специалисту, обследуйтесь, начните лечение. Ведь работник «скорой», приняв звонок, как правило, не может вам отказать…

Известный случай, с которым, пожалуй, сталкивался каждый второй: лежит на твоем пути человек, то ли в сознании, то ли нет, то ли сердце, то ли перебор с дурманящими веществами или алкогольными напитками… Что делать?

— В этом случае надо вызывать «скорую». Действительно, часто оказывается, что этот человек в алкогольном опьянении. Но обыватель действительно не может этого знать. Никто не знает, почему человек лежит на земле и еле дышит. Пока бригада не посмотрит, не будет понятно. Едем, забираем, даже если дело исключительно в эффекте от алкоголя… Да, вызовы при этом накапливаются, и потом ты приезжаешь к пациенту с инсультом, а на тебя выливают ушат негатива: а почему так долго ехали? Ели? Пили? Спали? С недовольством сталкиваешься каждую смену… Либо пытаешься спокойно объяснить, либо общаешься исключительно по делу. Все остальное отсекаешь, иначе сломаешься. Осадок, конечно, остается… Если кто-то думает, что мы лежим и плюем в потолок, знайте: это не так. Порой некогда заехать на подстанцию, получаем вызов с колес. Нет возможности ни поесть, ни даже чаю попить. Разогрел еду — вызов, она остыла… Разогрел снова — вызов. Жарко, холодно, хоть мир тресни — «скорая» едет. Романтизировать эту профессию может только поклонник сериалов… А по сути — тяжелый труд, как умственный, так и физический, постоянная психологическая нагрузка и регулярная агрессия со стороны пациентов и их родственников. Надо же на кого-то выпустить пар — а врач «скорой» всегда чем-то не угодил… Благодарность слышим реже, чем претензии.

Миллион пациентов, ДТП, попытки суицида, бытовые и рабочие травмы… Навидался и начувствовался. Говорят, врач без юмора и сам не выживет. Евгений Юрьевич вспоминает случаи, которые курьезными, конечно, назвать можно с большой натяжкой, но, тем не менее, они запомнились и не окаймлены траурной ленточкой. Пьяный водитель «Жигули» заснул за рулем и заехал под КАМАЗ. Легковушке начисто снесло крышу, водитель проснулся от воя «скорой» и шума, отказался от госпитализации и пытался уйти с места аварии на своих двоих… Мужчина позвонил в «скорую»: «…а я, кажется, свои кишки вижу». Оказалось, три дня ходил по дому с ножевым ранением в живот, но ничего не болело (есть такие напитки животворящие, снимающие любую боль и лишающие здравого смысла) — а потом очухался, смотрит, а внутренности не на месте. Зашили. Есть в этой копилке случаев и последствия семейных любовных игр: долгоиграющие, от которых не удается избавиться самостоятельно… но об этом тактично умолчим. «Главное, что помощь вовремя вызвали. Ничему уже не удивляешься на этой работе», — говорит Евгений Юрьевич.

3

Даже в отпуск он берет с собой все необходимое для оказания неотложной помощи. Случалось, что пригождалось. «Ехали с Алтая, на трассе авария, один из водителей в коме. Поставил в вену катетер, настроил капельницу, пока ждали коллег…», — вспоминает он.

«Больница на дом»

Есть ли у врачей скорой помощи «горячий» сезон? «Да», — кивает Евгений Юрьевич. Больше всего пациентов поступает осенью и в начале зимы, во время эпидемий вирусных и простудных заболеваний. Отдельная история — праздники, как январские, так и майские. Тут и отравления, и давление, и прочие «приключения отдыхающих».

Сейчас скорая медицинская помощь «Евромеда» каждый месяц оказывает помощь примерно 1200 пациентам, из которых госпитализируют каждого пятого. Многие воспринимают ситуацию, когда человека обследовали в приемном отделении и не положили в больницу, буквально как личное оскорбление. А некоторые, как необходимость пожаловаться на медработников. Кого госпитализируют, а кого нет? «Поверьте: есть показания к госпитализации и их отсутствие, — объясняет врач. — Мы пытаемся донести это до наших пациентов: в приемном отделении специалист разбирается, будет ли жизни и здоровью пациента угрожать опасность, если его не положить в больницу? Если будет, его обязаны положить и сделают это вне зависимости от желания пациента, потому что это долг врача. Обострения, острые заболевания, травмы, кровотечения — по любому из этих и прочих случаев, учитывая все нюансы, решение принимает дежурный врач. Но не всегда боль в грудной клетке однозначно означает проблемы с сердцем. Если нет показаний, человека не положат в больницу. И наоборот. Ни один здравомыслящий врач, который будет дежурить в приемном отделении, никогда не откажет по причине отсутствия места, если жизни человека угрожает опасность».

Отделение скорой медицинской помощи работает в «Евромеде» с 2009 года. Автомобили, которые выезжают на вызов, оснащены новейшим оборудованием для транспортировки и лечения пациентов в критическом состоянии, в том числе с острым инфарктом миокарда.

— Машины «нашпигованы» от и до: современный аппарат искусственной вентиляции легких, позволяющий транспортировать пациентов с нарушением дыхания на большие расстояния, электрокардиограф, кардиомонитор, перфузор и многое другое, в том числе и все необходимые лекарственные препараты. Особое внимание уделяем пациентам кардиологического профиля. Можем отвезти не только в клинику, но и на вокзал или в аэропорт: все необходимое оборудование имеется.

Три машины, три бригады… Помимо платных — вызовы по ОМС. «Мы берем 12 тысяч бесплатных вызовов в год, — поясняет заведующий. — В среднем статистика такова: на 170-200 платных вызовов в месяц приходится тысяча бесплатных».

4

В бригадах «скорых» «Евромеда» — высококвалифицированные доктора и фельдшеры. «Случайных» людей здесь нет, как нет и малоопытных: у каждого за плечами долгие годы работы на скорой помощи. Анестезиологи-реаниматологи имеют сертификаты по смежным дисциплинам: кардиологии, терапии, токсикологии, педиатрии. «Это позволяет отправлять на вызов необходимого специалиста и повысить качество оказания медицинской помощи», — поясняет врач.

Должна ли «скорая помощь» быть платной? «Когда пациент не хочет в больницу и при этом ему можно очень квалифицированно помочь на дому — частная «скорая» становится решением проблемы, — считает врач. — Будь то вирус, интоксикация, иной случай, когда можно провести нужные манипуляции, без «переезда» на больничную койку. Частная скорая медицинская помощь гарантирует быстрый приезд бригады на вызов, а индивидуальный подход и качественное оборудование позволяет провести точную диагностику и эффективное лечение. Мы оказываем экстренную помощь при любой патологии. На дому проводятся УЗИ, ЭКГ, ЭхоКГ, лабораторная диагностика, забор анализов, внутривенные и внутримышечные инъекции. Транспортируем пациентов по городскому расписанию, либо по договоренности в наш стационар. Там можно обследоваться, не стоя в очереди: все это полностью займет пару часов».

Евгению Михееву было 25, когда он впервые на «скорой» констатировал смерть пациента. Можно ли к этому подготовиться? «А вы поверите, если я скажу «да»? — вопросом на вопрос отвечает доктор. — Нет, нельзя: и за все годы теории в вузе, и за все годы практики. Переживаешь все время. Разгрузка должна быть. Для меня это моя семья, дети. Жена — врач-педиатр, сыну десять лет, дочке три года. Парень увлечен конькобежным спортом. Дочка ходит в сад, любит наряды, брошки да колечки ей уже покупаю…».

Как в семью не приносить рабочее? «Обсуждаешь трудные случаи с коллегами. Дома с детьми погуляешь-повозишься. Расслабляешься понемногу… Сейчас труднее, потому что добавилась паллиативная помощь. До позднего вечера не выключаю телефон: пациенты звонят посоветоваться. Около 60 пациентов к нам обратилось с февраля этого года, когда заработал Центр паллиативной помощи».

Помощь нужна каждому

Телефон у Евгения Юрьевича во время нашей беседы звонит не переставая. «Раз самостоятельно не ест и не пьет, то пока на инфузии, — консультирует он невидимого собеседника. — Живот у него не болит?..».

Статистика говорит, что в нашей стране от шестисот тысяч человек нуждаются в паллиативной помощи. Факты говорят, что это число, скорее всего, доходит до полутора миллионов… Онкология, серьёзные травмы, инфаркты и инсульты с необратимыми нарушениями мозгового кровообращения, деменция, болезнь Альцгеймера, да и просто старость: паллиативная помощь считается не просто областью медицины, а целой философией комплексной помощи. Причем не только самому больному, но и членам его семьи. Здесь и купирование боли, и адекватная терапия, и психологическая поддержка…

— Даже дома, после стабилизации состояния, пациенты по-прежнему нуждаются в специальном уходе, обезболивании, особом зондовом питании, профилактике и лечении пролежней, замене трахеостомической трубки, мочевого катетера и так далее, — поясняет Евгений Михеев, который возглавил первый частный Центр паллиативной помощи, открывшийся в Омске на базе «Евромеда». — Задачи нашего Центра — сделать все возможное, чтобы облегчить состояние пациента, предупредить боль и улучшить качество жизни пациента, ведь пациенты с тяжёлыми недугами нуждаются в постоянном внимании, а физических и душевных сил родственников зачастую для оказания полноценной паллиативной помощи не хватает. Да что там: сегодня и многие сиделки не имеют специального медицинского образования.

В декабре прошлого года Евгений Михеев проходил специальное обучение по оказанию паллиативной помощи в Санкт-Петербурге. Посещал онкодиспансер, городские хосписы, выезжал с бригадами паллиативной помощи на дом, изучал различные схемы обезболивания, методы ухода за тяжелобольными пациентами. Все полученные знания теперь применяет и в омском Центре.

В базе оказываемых на дому услуг Центра паллиативной помощи «Евромеда» целый перечень: от подбора обезболивающих препаратов до консультаций узких специалистов (онколога, хирурга, психотерапевта и других), от проведения  плевральной пункции под контролем переносного аппарата УЗИ до записи ЭКГ. Здесь помогут подобрать максимально эффективные аппараты и средства реабилитации, проконсультируют, где можно приобрести или взять в аренду функциональные кровати, ходунки, кресла-коляски, санитарные приспособления. Если требуется провести процедуру в стационаре — увезут и привезут обратно со всеми предосторожностями.

— Сложно, — искренне завершает разговор о паллиативной помощи Евгений Юрьевич. — Сложнее, чем на «скорой», правда. Прекрасно понимаю и пациентов, и их родственников… У меня так же отец ушел несколько лет назад, в реанимации, после болезни. Психологом надо быть, а не просто врачом, хотя, кажется, порой и сам бы не отказался от услуг психолога. Спасибо, есть близкие люди, есть команда единомышленников — всё легче.

www.euromed-omsk.ru
8 (3812) 331-400 (единая справочная)
ул. Съездовская, 29/3
ул. Старозагородная роща, 8
ул. 1-я Затонская, 1/1
пр. Маркса, 15

Лицензия № ЛО-55-О1-ОО25О6 от 07.03.19


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

247101 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

249601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

5958101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6177221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх