Почему умер Базаров?

19 и 20 июля премьерой «Отцов и детей» Ивана Тургенева в постановке Евгения Рогулькина Омский театр для детей и молодежи закроет 82 сезон.

141107 июля 2019

Слависты утверждают, что в России наступил век Тургенева – самого умного и воспитанного русского писателя. Именно сейчас, когда скомпрометированы все человеческие ценности, пришла пора подтекстов, изящества, тургеневских открытий.

Спектакли главного режиссера Омского ТЮЗа Евгения Рогулькина отличаются человечностью, добротой, деликатностью – даже в «Грозе» Островского ему удалось оставить открытый финал. Поэтому его обращение именно к прозе Тургенева кажется вполне закономерным.

1

– Евгений Викторович, не дает покоя одна мысль: если вы пожалели Катерину, может, и Базарова оставите в живых?

– И пойдет обо мне слава: у этого режиссера никто не умирает (смеется). Смерть Базарова для меня – главная загадка этого произведения. Которую, возможно, удастся разгадать, когда доберемся до финала. Это я говорю при постановке любого спектакля – финал должен вырасти. Студент-медик, все знает о мерах предосторожности, режет труп человека, умершего от тифа. Случайный порез еще можно мотивировать эмоциональным состоянием: его неотступно мучают мысли об Одинцовой, задумался – чиркнул по пальцу. А дальше? У фельдшера нет «адского камня», но почему он не прижег рану каленым железом? Пока у меня полное ощущение, что Иван Сергеевич Тургенев как-то слишком легко отделался от своего героя. Поэтому я раздумываю не над тем, как его спасти, а над тем, почему Базаров это сделал? Потерял цель, смысл, ощутил, что нигилизм – всего лишь молодецкая бравада? Но все мы в молодости отрицали родителей, хотели жить по-своему, слушать другую музыку, носить другую одежду…

– Действие романа происходит в 1859 году…

– Сто шестьдесят лет прошло, а люди не меняются, те же самые устремления, порывы. Но как изменилась манера поведения, манера общения! В речи тургеневских героев огромное количество деепричастных оборотов. Это же яростный конфликт – противостояние Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова! Это не просто спор, это столкновение мировоззрений, жизненных позиций: «Наше поколение не может жить без принсипов! А вы отрицаете всяческие принсипы!» Пытаемся найти выразительные средства, чтобы показать: это конфликт, отрицание, а не просто болтовня за обедом. И сразу вспоминается чеховское: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Но как это сделать интересным, зрелищным? Достать из романа живую кровь, живой нерв, понятный современному молодому человеку?

– Костюмы будут вневременными, как вы любите?

– Резкого осовременивания не хочется. Художник Сергей Александрович Федоричев что-то придумывает. Недавно показал мне девушку в розовом брючном костюме – вот идет Кукшина.

– Как распределены роли?

– Базарова играет Павел Назыкин. У него прекрасные родители – Лариса Яковлева и Владимир Крутов. Аркадий – Дмитрий Керн. Сергей Дряхлов – Николай Петрович. Павел Петрович – Александр Карпов.

2

– Удалось разобраться, в чем причина извечного конфликта отцов и детей?

– Тут артисты пошутили взрослые: вы на стороне отцов! Это не так. Хотя я, конечно, уже вступил в тот возраст, когда автоматически оказываешься на стороне отцов. Но так уж устроена молодость, она отрицает: мы проживем свою жизнь по-другому. И вечный повтор. Я понимаю отцов, сам уже 33 года отец и даже несколько лет – дед. Но в то же время хорошо помню все свои молодые противостояния с родителями. Когда приезжал к маме, и она, не хуже Арины Власьевны Базаровой, в 10 утра – оладушки, в 12 – картошка с мясом, а в 2 часа – беляши. Помню свое раздражение: хватит меня закармливать! И мамина обида, и наше примирение: давай свои беляши, штук пять сожру! Но как бы я ни ругался с родителями, я все равно их любил. И мне трудно оправдать жестокие слова Базарова: «Копошатся, не видя своего ничтожества». И как бы Аркадий, как юный неофит, не восхищался другом, их разрыв начинается именно с упрека: «Ты слишком резко с дядей обошелся». Базаров – бездомно-неукорененное существо. И у Кирсановых ему не очень хорошо, и у Одинцовой, и у родителей.

– У вас получается спектакль о семье, о любви… А как же нигилизм?

– А что такое нигилизм? «Романтизм – художество, гниль, чувства – ерунда, человек должен воспитать себя сам, мне приятно отрицать – я все отрицаю». Как говорит Павел Петрович, вас всего четыре человека с половиною! В словах Базарова много демагогии. Помните, какой у него главный аргумент в споре? Когда он не знает, что сказать? «Я даже готов согласиться, что в этом вы правы. И все-таки это ничего не доказывает!»

– Мне кажется, этом романе самый счастливый человек – Николай Петрович Кирсанов: и Фенечка у него, и Аркадий, и имение – хоть он и не умеет им управлять, как-то стоит, не разваливается. И на виолончели играет…

– Николай Петрович дает свободу сыну, поэтому Аркадий понимает отца и радуется тому, что есть Фенечка, что у него появился брат. Отец никогда не ограничивал его свободы, поэтому и он не ограничивает свободу отца. В спектакле мы много говорим и о родительской любви, и о любви к родителям. Когда рассуждали с Ларисой Витальевной Яковлевой про Арину Власьевну, она спросила: «Это совсем курица-наседка, клуша?» Ответил: «Нет! Это любовь! И мудрость. Когда отец злится, что сын три года не был и снова уезжает, бросает их, она находит верные слова: «Сын – отрезанный ломоть, захотел – прилетел, захотел – улетел». Это не смирение, а именно мудрость и любовь – принимать сына таким, каков он есть.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.08.2019

Стоит ли переносить звезду «Слава героям» с бульвара Победы в парк 30-летия Победы?

Уже проголосовало 90 человек

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 234 человека













Блог-пост

Александр Малькевич

— медиаменеджер

Нателла Кисилевская

— журналистка

Оксана Лекселл

— блогер, клинический психолог

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

456330 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

347922 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

1336108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

217201 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1855125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

1299122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх