Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

1797122 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

— Марио, как же вас все-таки зовут? Ведь большинство ваших коллег не помнят или даже не знают вашего настоящего имени…

— И слава богу! Родители к фамилии Виеру дали мне красивое старинное румынское имя — Нелу. Как его только не коверкали… «Ребята, зовите меня Марио!», - сказал я однажды всем, кто лихорадочно вспоминая мое имя, переименовывал меня в «Нелю». В моих жилах течет румынская, армянская и болгарская кровь: папа называл меня «жертвой дружбы народов». Родился я в Кишиневе, там это имя тоже было распространено. Родители — румыны. Как они попали в Молдавию — долгая история с военным прологом… Кишинев находится в 170 км от Одессы, где еще до революции жила моя прабабушка по фамилии Саркисянц. Я с детства проводил много времени в знаменитом городе у моря. Сели на машину — через пару часов там. Что там ехать... «Понты» — как говорят в Одессе.

1

— А как там нынче еще говорят?

— Говорят там все так же... Но все одесские выражения нужно понимать не дословно: все построено на смыслах, не нужно воспринимать это буквально. Я называю это «хитрожелтость в выражовываниях»: чрезвычайно вкусные словесные обороты. Не будучи коренным одесситом, я с юных лет пытался раскусить Одессу.

— Получилось?

— Не удалось до сих пор. Это непостижимый город! Чтобы получилось, там нужно жить постоянно.

— В Омске вы уже бывали. Когда последний раз?

— Четыре года назад. У меня немало друзей из Омска, они часто рассказывали о городе, и мне всегда хотелось сюда попасть. Омичи казались мне немногословными, более прямолинейными и не такими эмоциональными, как южане — связываю это с вашим климатом, с сибирской зимой. В омичах мало хвастовства, напыщенности. Как клоун я обязан быть психологом, знать, с какой публикой мне предстоит работать. Нельзя, как говорится, приезжать в чужой монастырь со своим борщом. На гастролях не сижу в гостинице, а хожу и узнаю, как живут в этом городе люди, как они общаются друг с другом, над чем смеются. Потому же меня можно встретить в фойе до начала представления, в антракте и после. Смотрю, кто может стать моим партнером во время той или иной репризы, наблюдаю, разговариваю.

— Родители-медики мечтали, что вы станете врачом, а вы предпочли лечить людей хорошим настроением. Кем вы сами мечтали быть в детстве?

2

— Моя идея-фикс — стать учителем начальных классов. Мне всегда нравилось общаться с детьми. Когда учился в девятом классе, судьба подкинула мне возможность быть вожатым у малышей. Вот это был праздник: парк, прогулки, пластинки, сказки!.. В местный институт искусств поступил, как говорится, «по приколу»: на одном дыхании прошел все три тура, а потом начал думать — и что же я сделал? Так и стал режиссером эстрады и массовых мероприятий. Всегда был готов и потанцевать, и попеть, и покричать. В Одессе мне как-то сказали: «Да, вы с вашим колоритом можете сделать свое дело». Я тогда работал ведущим, колесил с цирковой труппой. В один момент труппа уехала на фестиваль в Германию, а я остался — и из ведущего превратился в клоуна. Через неделю отправился на гастроли в Румынию. Директор одел меня в секонд-хенде: широкие штаны на лямках, панамка. Это было тридцать лет назад.

— И сразу — Марио?

— Нет. Сначала был ведущий Нельсон. И вот этот самый Нельсон однажды опоздал на сцену с объявлением номера, потому что заигрался в видеоигру «Марио». Директор залетает: «Ты где, что, почему?..» А я в растерянности только и смог сказать: «Эммм… Да вот… Марио!» Так и приклеилось.

— Как за эти тридцать лет изменился клоун Марио?

— Ни на йоту. Только психика устаканилась... Старики говорят: поймешь эту профессию с возрастом. Чем старше клоун, тем лучше ему удается контакт с публикой. У молодого такого просто быть не может… Он начинающий, желающий, стремящийся, амбициозный, веселый – но лишь с годами он может стать «проводником» настроения публики, её эмоций, чувств. Может понять, стоит или не стоит шутить об этом здесь и сейчас.

— Все клоуны разные. Кто-то делает ставку на умения, кто-то на технологии... Большинство ваших реприз, как и сам образ — это неизменная цирковая классика. Какой вы клоун?

— Честный. В первую очередь, перед самим собой. Обманывать себя — это самое страшное, что только можно вообразить. Всегда любил черно-белые фильмы, Чарли Чаплина, юмор старой Одессы, Бендера и Паниковского… Это вещи на все времена и на мой вкус: мне это близко с молодости и по сей день. Пожалуй, я консерватор, это и тогда было мне интересно, с этим я и остался. Это и несу публике.

— С кем проще работать: со взрослыми или с детьми?

— Со взрослыми проще. У меня типаж эдакого добренького клоуна — и я как будто бы детский клоун. Но прикалываюсь над взрослыми — так, чтобы детям от этого было смешно. С самим детьми нужно быть очень аккуратным, чтобы их не ранить. Многих из нынешних взрослых в детстве напугал клоун — а это очень сильное впечатление. Даже клоунский грим на лице — уже вызов к атаке: такова инстинктивная человеческая природа. Так что клоун должен быть великолепным психологом и тактичным человеком.

— А правда ли, что в жизни клоуны — очень грустные люди?

3

— Разные люди... Но доля правды в этом есть. На манеже я настоящий, а в жизни мне, как и всем нам, приходится носить бронежилетик. Наша жизнь — это маски, границы, законы, правила и борьба со своей природой. И хотя в цирке я могу быть собой безо всяких условностей, понимание этой разницы счастья не прибавляет.

— И все же где, кроме манежа, вы чувствуете себя счастливым?

— Дома — там, где всегда ждут. Моя семья в Днепропетровске, только сын — он физик-математик — сейчас в Бухаресте. Дочь учится в школе. Моя большая беда в том, что я провожу с семьей мало времени. Расставание по-прежнему очень болезненно. Жена говорит: «хорошо хоть, что ты не моряк, — точно не утонешь». Они скучают, ты сам скучаешь — это осознанное страдание. Ценю каждую минуту, проведенную с родными.

— А на гастролях что вас увлекает и отвлекает, помимо самой работы?

— В каждом городе хожу в бассейн: плавание — самый идеальный вид движения для человека. Мы ведь изолированы от нормального движения маршрутками, автобусами, автомобилями… Вообще я много чего знаю и умею. Увлекаюсь, например, геодезией, аквапоникой. Вещами, близкими к природе.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Сергей Барсуков

Теги:клоунцирк


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

26.02.2020

Верите ли вы, что «Справедливой России» удастся «разбить монополизм» «Единой России» в Омской области?

Уже проголосовало 11 человек

16.01.2020

Одобряете ли вы политические реформы Владимира Путина?

Уже проголосовало 1950 человек













Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Уходя, оставить свет. Это больше, чем остаться!..»

В четверг, 13-го февраля, – «девятины». 9 дней со дня ухода легендарного основателя и режиссёра детско-юношеского театра «РИФ» Юлии Гавриловны Маркиной…

189112 февраля 2020

Стиль жизни

Как сдвинуть Гору

Story

Как сдвинуть Гору

Вместе с известным иллюзионистом, Заслуженным артистом России Анатолием Соколом в омский цирк прибыла его «тёзка» — сокол Гóра, пернатая барышня с острым зрением и строптивым характером.

880110 февраля 2020
Анатолий Сокол: игры с огнем, водой и светом

Story

Анатолий Сокол: игры с огнем, водой и светом

О том, как приручить сокола и зрителя, о своих главных «фокусах» как продюсера и как мужа, о любви с первого взгляда к женщине и к цирку — представитель легендарной династии иллюзионистов в третьем поколении, заслуженный артист России, чья программа «Шоу Воды, Огня и Света» с огромным успехом стартовала в Омском цирке.

179007 февраля 2020
«Послушала чужую тётку и подумала: «Идите вы в ж…!»

Story

«Послушала чужую тётку и подумала: «Идите вы в ж…!»

История чемпионки в цитатах и фотографиях: изнанка побед Юли Курочкиной.

315920 января 2020
Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

512619 ноября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх