Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

307401 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Есть такая профессия — сказочник. Нет, ну в трудовой книжке всё гораздо прозаичнее: творческое объединение «Legal Magic». Но кому она интересна, эта проза жизни?

Прошлой весной меня пригласили послушать шаманские импровизации. Два музыканта, извлекавшие звуки земли и огня из древних, как мир, инструментов, легко совпали с моими представлениями о северно-азиатских Орфеях, а с третьим вышла загвоздка. Он был, мягко говоря, из другой оперы. Я сразу представила его в Крестовом походе бок о бок с Бернартом де Вентадорном. А ещё так, наверное, выглядели герои романов Кретьена де Труа. Или Вольфрама фон Эшенбаха.

1

Третьего звали Антон Панькин. Он был родом из Шервудского леса. На левом плече у него сидел бледно-зелёный дракон, из-за спины скалился жёлтый лев, а под ногами мельтешили лохматые карлики-пикты в каком-то доисторическом рванье.

Углубиться в романтику Средневековья тогда не получилось, материал был на другую тему: что-то о влиянии низких обертонов на тела и души омских бизнесменов. А вот спустя год повод представился.

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

Получился такой «винегрет» обо всём понемножку: о рыцарях, о музыке, о сказке…

Антон Панькин: 3 и 4 августа «Щит Сибири» пройдёт в пятнадцатый раз. Мы будем представлять воинские культуры разных эпох, начиная с Раннего Средневековья и заканчивая нашим временем. Гости могут попробовать себя в различных ремёслах и сразиться в поединках. Для них будут работать тиры, площадка «спортивный меч», мастер-классы по гончарному искусству и кузнечному делу, экскурсии. Зрителей ждёт турнир лучников, штурм крепости, средневековые танцы, закат над Иртышом, живой народный театр, а музыканты из Новосибирска сыграют для них на волынках и других народных инструментах.

Рассказывая о боевой славе наших предков, мы хотим заинтересовать людей историей, хотим показать, что прошлое хранит много уроков, их просто нужно научиться извлекать.

Все мероприятия фестиваля «Щит Сибири» проходят в интерактивном формате. Между участниками и зрителями нет границы. Мы создаём особую среду — сказку, если хотите, машину времени, благодаря которой переносим всех желающих во времена Средневековья и Древней Руси.

Когда участники сами подключаются к действию, историческая реконструкция происходит не только на материальном уровне. Когда мы воссоздаём доспехи и костюмы, когда люди начинают всё это проживать, играть по-настоящему, когда они понимают, что машина времени не в том, что мы переоделись, а в переживаемых эмоциях, когда они полностью погружаются в сказку, это дорогого стоит.

2

— Чем вы объясните долголетие фестиваля?

— «Щит Сибири» — старейший фестиваль в регионе. Он зародился в народе, а теперь мы взращиваем его совместно с городским Департаментом культуры. За время существования проекта нам пришлось сменить несколько локаций: сначала это была территория Омской крепости, затем парк «Зелёный остров», последние несколько лет собираемся в Парке Победы. Это живописный полуостров, место воинской славы и очень удобная нетранзитная площадка, куда люди приходят и остаются надолго.

Мы очень любим Парк Победы, мы там выросли. Когда у нас не было клубов, мы здесь тренировались. Хотелось бы и дальше развивать эту «поляну», сделать её историко-культурной, что-то построить, поставить юрту, летом — стационарную площадку. Хотелось бы ещё один фестиваль в самом центре города, чтобы на разных «полянах» были представлены все времена и эпохи. Планов много.

«Щит Сибири» существует 15 лет, значит, есть ценности, благодаря которым он удержался на плаву. Фестиваль делает одна команда. В этом году мы получили Президентский грант, поэтому впервые за много лет позволили себе скромную заработную плату, а всё остальное время существовали на чистой идее, едва сводя концы с концами.

В среде организаторов сложилась семейственность. Моя жена Наталья руководит студией старинного танца. Каждый год она устраивает танцевальный перформанс из десятка номеров в костюмах разных эпох. Она их сама шьёт. Мне приходится вести мероприятие, ей — снимать, она ещё и фотограф. Алексей Распопов — организатор фестиваля, а его супруга Юля — главный повар, Олег Булай — наш главный строитель, а его невеста Женя ведёт мастер-классы по керамике, Олег и Анна Вишня — татуировщики, наносят рисунки без всякого электричества, Кристина с Женей руководят японской темой.

Друзья говорят, что едут к нам не только за атмосферой. Здесь всё хорошо организовано: есть вода, дрова, транспорт, встречающие, программа идёт по таймингу, всё подвозится, решается. Люди очень ценят высокий уровень организации.

К нам едут на автобусах из Новосибирска, Барнаула, Тюмени, Екатеринбурга, едут сотни километров, чтобы два дня прожить, как в сказке. А потом говорят: «Мало, хотим ещё!» Про Парк Победы говорят, что лучше места нет: посражался — искупался, вокруг — лес, красота, а если ещё и музыку соответствующую включить, то и шума дороги не слышно, реальное погружение.

— Вы продолжаете музицировать на дудуке?

3

— Я играю на армянском дудуке, турецком кавале, ирландском вистле. Когда мы делали «Щит Сибири», у нас не было музыкальной группы, и я решил, что это не дело: фестивалю нужна музыка. Мы заказали инструменты и стали играть средневековый фолк.

— А ноты где взяли?

— Ну какие ноты в народной музыке? Всё на слух. Садимся, играем, рождается музыка. Всё начинается с традиции, которая предполагает переигрывание. Играешь, переделываешь, переосмысливаешь — ум-то есть. Ничего, кроме ума, не надо. А если не думать, ноты упали, музыка закончилась, беда.

Мы тут приглашали музыкантов, они просят: «Напишите нам ноты». Но вы же, говорим, слышите музыку?!

Мне кажется, все нормальные музыканты играют без нот. Ноты используют те, у кого в репертуаре, к примеру, 300 композиций, и им нужно выучить их за неделю. А мы играем авторскую музыку, один альбом можем шлифовать два года.

Раньше музыка всегда сопровождала какое-то действо, ритуал, а нынешняя, она для ног, чтобы развлечься. Такая музыка мне неинтересна, она ничего не даёт и проходит мимо меня. Настоящая музыка гармонизирует, настраивает, уравновешивает, дарит опыт, который
разрешается внутри…

— Я прочитала, что вы не только фестивали устраиваете и фолк-музыку играете. Есть ещё, йога, Восток, медитация, эпоха Средневековья…

— Я действительно много чем занимаюсь: организую и веду мероприятия, исполняю музыку, я историк по образованию, я люблю путешествовать, но не могу что-либо возвести в доминанту. Меня больше интересует моя внутренняя природа, то есть то существо, которое находится внутри меня. Это мой главный интерес, а всё остальное — контекст, который позволяет ему
проявиться. Для меня это всё-таки контекст роста, потому что растёт фестиваль, расту я, меняется музыка, меняется контекст города, страны, меняюсь я — и всё это исключительно для моего развития.

«Щит Сибири» — открытое мероприятия для всех людей. Мы говорим о воспитании, культурной преемственности и каких-то вневременных ценностях, я это действительно проживаю, но для меня это в первую очередь формат личного роста.

4

Мне важно, что люди могут поверить в сказку, отвлечься от серой действительности; здесь они отдыхают иначе и вспоминают о том, что жизнь увлекательна.

На фестивале создаётся среда, в которой вы будете искренне увлечены происходящим и забудете, что жизнь — это сплошные заботы и дела.

— Вы ощущаете себя сказочником?

— На сто процентов. В этом году жена сделала мне шляпу Гендальфа, в ней я вёл фестиваль «Небо и земля»…

Наше творческое объединение называется «Legal Magic», в его рамках возникают не характерные для Омска направления, такие как уличный площадной театр, или перформанс-группа, или арт-мастерская, ориентированная на создание массивных скульптур. Для меня всё это народная инициатива.

Когда мероприятие делает народ, в этом что-то есть. Я — за кооперацию, за то, чтобы общественники учились работать с властью. Нам нужно дружить и доказывать свою способность делать мероприятия и расти.

Мне радостно, что в Омске проходит много всего интересного, и Любинский стал центральным проспектом. Но городская культура интересует меня в меньшей степени, потому что она очень разношёрстная, а я люблю более концептуальные вещи.

— Какую роль вы исполните на предстоящем фестивале?

— Я исполню роль себя. Были времена, когда я не только вёл фестиваль, но и сражался. Но потом, в силу ментальных перемен, отошёл от этого: пропало желание бить людей по голове железными палками.

Я не перестал любить соратников, образ жизни которых сильно отличается от моего. Я не употребляю мясо, алкоголь, воздерживаюсь от грубых слов, а среди реконструкторов это в порядке вещей, по-доброму. Просто я понял, что это не помешает мне дружить с людьми.

— Историческая реконструкция — вещь настолько же увлекательная, насколько и дорогая. Где, простите за нескромный вопрос, деньги берёте?

— Не знаю. Правда… Во-первых, мы много планируем: бюджет, задачи, сроки, компетенции, персоналии. Планируем развитие концепции. А по финансам превалирует вопрос приоритетов, у каждого они свои: кому-то нужен новый компьютер, кому-то — новый костюм. Это примерно
соизмеримые вещи. В среднем комплект можно собрать за 20 тысяч рублей. Это минимум и это очень просто. Хороший костюм обойдётся в 50-70 тысяч рублей.

У тех, кто занимается реконструкцией, чаще всего денег немного, но они много делают своими руками.

На заре своей реконструкторской деятельности я пытался что-то там шить, кроить, красить, клепать, ковать, но ручной труд — не то, что легко для меня открывается, поэтому костюм мне сшила жена. И реконструкцией с упоением я не занимаюсь…

— Вы идейный вдохновитель, сказочник, автор машины времени…

— Да.

— А как вы пришли к жизни такой?

— Есть вещи, которые мы каким-то образом присваиваем, а есть те, которые существуют сами по себе, благодаря тому, что такова природа человеческого ума. Если говорить о таком явлении, как медитация и концентрация, то первое самадхи, то есть сосредоточение, я «словил» в детском саду.

Я помню, когда учился в школе, там, где сейчас каток «Тополиный», было большое озеро. Я садился на берег и просто смотрел на воду. Я не могу сказать, что какие-то события развернули меня в сторону моей природы. Скорее, это были и люди, и события, было много всего. Более того, я скажу, что только это и есть, потому что для меня это самое важное.
Много чего дала первая поездка в Индию, первый ретрит випассана, болезни, которые подтолкнули к тому, что нужно заниматься здоровьем. Пришло понимание, что гасить ангину антибиотиками — это не выход: рано или поздно она меня просто доконает.

— Сейчас не болеете?

— Болею, как не болеть, организм же не молодеет, а стареет, это обычное дело. Вон какая-то простуда выскочила. Лето жаркое, безумное, ни отдыха, ни сна. Организм не справляется, ну ничего страшного.

— И как вы спасаетесь?

— Практика, только практика, медитация, ничто больше не способно уравновесить человеческий ум. Ничего запредельного: только присутствие и уравновешенность, которая позволяет принимать происходящее и самого себя в этом мире как есть, не субъективно, не оценивая категорично.

Мир наполнен такими событиями, которые кажутся нам нескладными. Я сегодня уезжаю в Москву, мне надо переделать тысячу дел, ну, да ладно, в поезде доделаю…

— А вы тратите драгоценное время на этот разговор…

— Всё время драгоценное. Я просто стараюсь откликаться на происходящее.

— Вы называете себя «вольным путешественником». Какие страны особенно запомнились?

— Безусловно, это Камбоджа, Шотландия, Индия… Индонезия с экваториальными островами — очень мощно. Узбекистан — моя большая любовь, я проехал его практически весь. Центральная Европа мне тоже нравится, но каких-то необыкновенных открытий с ней не связано.

Китай просто свёл меня с ума. Это была моя крайняя поездка, она случилась два года назад. Я поехал туда, считая себя опытным путешественником, но попал в такую среду, где не то чтобы сложно, но поднималось столько негативных эмоций. Китайцы — это же вообще жесть,
они английский не знают, с ними общаться невозможно. А как они относятся к людям, к природе, к животным! Как они относятся к своей культуре, которой уже нет.

Мы приехали в Пекин, потом путешествовали по разным городам, добрались до Малого Тибета. Сидел я в Малом Тибете у большой печки, возле заброшенного дома, ломал дерево, кидал дрова в огонь и думал: «Когда я уже уеду в Россию?»

И так всегда, в любом путешествии: когда мы уже уедем домой, и я начну готовить очередное мероприятие?

— Конечная цель любого путешествия — соскучиться по дому…

— Да.

— А лошадь над ухом вам зачем?

— Красиво. Люблю лошадей.

— А почему на голове?

— В фильме «Властелин колец» есть такой эпизод, где Фродо с Арвен пересекают реку, а назгулы едут следом, и вот она читает заклинание, и река превращается в лошадей, и они несутся. Я подумал, что хочу таких же. А где изобразить? Наверное, на голове. Это было в Питере, я позвонил менеджеру, спрашиваю, можно меня записать на татуировку? Мне отвечают, к сожалению, места нет. Я говорю, мы сегодня уезжаем из города, больше не вернёмся. В общем, записали меня. Я скинул мастеру эскиз, а он либо не получил его, либо что-то не так понял. Мне, говорит, администратор сказал: «Маленькая татуировка на ноге». Я объясняю, нет, лошадь на голове. Ладно, вздохнул, рисуем.

— Она вам что-то даёт?

— Расковыряли всё-таки… Есть такой шаманский обряд, благодаря которому человек знакомится с конкретным животным. Моё животное силы — это лошадь. Но данная лошадь не находится со мной, она сейчас гуляет на вольных хлебах. После Питера я её отпустил. Она такая белая, в серых яблоках. А это — её олицетворение. Это мой резерв, но сейчас я им не
пользуюсь, парадигма сменилась. После того, как я стал больше практиковать, подобные вещи отошли на второй план, но вычеркнуть их из своей жизни я тоже не могу. Это шаманская история, и она немного другая…

Автор:Оксана Дубонос

Фото:из аккаунта Антона Панькина ВКонтакте

Теги:фестивальлюдиАнтон Панькин


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.11.2019

Кто из городских чиновников самый эффективный?

Уже проголосовало 82 человека

05.11.2019

Кто из чиновников омского правительства самый эффективный?

Уже проголосовало 192 человека













Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Были о Сицилии

И какой же русский не любит, чтобы под ногами плескалось море, а над головой сияло солнце?! И всё это в ноябре…

375109 декабря 2019

Александр Капралов. Когда б вы знали, из каких железок…

…рождаются его короли, ослы, шуты, ангелы и птицы?!

109527 ноября 2019

Мацуев, Плетнев или Варгафтик? ТЕСТ: какой концерт «Белой симфонии» вам понравится?

Какая музыка вас формирует? Узнаем и идем! Шесть концертных эпизодов, два оркестра, пятнадцать звезд: с 23 ноября по 18 декабря Омская филармония приглашает на легендарный фестиваль «Белая симфония».

2685119 ноября 2019

Стиль жизни

Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Story

Тигран Акопян: «Шесть лет назад в Успенском соборе стал крестным отцом»

Откровенно о себе и животных: дрессировщик Тигран Акопян о воспитании экзотов, буднях лапундера-пенсионера, «пряничном доме» для бегемота и верблюдов, а также тесных связях с Омском.

36212 декабря 2019
Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Еда

Семь открытий, которые ждут вас в «Двух поэтах»

Умные технологии, домашние котлетки, стихи и трюфели: тестируем новое заведение – гастро-буфет на пересечении улиц Маяковского и Пушкина.

1013405 декабря 2019
Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

146119 ноября 2019
Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Story

Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Дрессировщик хищников Юрий Хохлов объясняет, отчего это плохо для всех, в том числе, и для самих медведей.

214016 ноября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх