Услышать, как растут деревья

В Омском ТЮЗе премьера — «Нарния. Начало» по сказке Клайва Льюиса «Племянник чародея». Чем притягательна оказалась именно эта история, рассказали режиссеры спектакля Александр Гончарук и Ольга Краскова.

101624 октября 2019
Услышать, как растут деревья

Ах, каким радостным был мир в момент создания! Плескались ангелы, летали русалки, разговаривали деревья, смеялись звери и птицы. А потом пришли взрослые и почему-то решили, что мир должен быть солидным и скучным, — чтобы больше уважали и можно было вложить капитал. Но у них ничего не получится, потому что детям нужны радость и волшебство.

В Омском ТЮЗе премьера — «Нарния. Начало» по сказочной повести Клайва Льюиса «Племянник чародея». Чем притягательна оказалась именно эта история, рассказали режиссеры спектакля заслуженный артист РФ Александр Гончарук и Ольга Краскова (она же художник и сценарист).

1

 Александр Гончарук:

— Изначально мы договорились с Михаилом Мальцевым о постановке «Кота в сапогах», но почти сразу я понял, что это слишком простая история. Захотелось взяться за то, что побаиваешься брать — «Нарнию»! Когда еще директор ТЮЗа даст мне такой шанс? Для меня эта история — про нравственный закон, как бы пафосно это ни звучало. А нравственный закон для меня — быть счастливым. В книге Льюиса «Настигнут радостью» есть эпиграф из Мильтона: «Я счастлив, но не защищен». Все время бегу, бегу, не успеваю… А у Ольги есть свобода жизни, которой у меня нет. Она существует иначе. И это очень пригодилось в «Нарнии».

Ольга Краскова:

— Наш творческий союз такой невероятный, как будто мы из разных миров. Когда мне было лет 15, смотрела в ТЮЗе спектакли с участием Александра Анатольевича: он просто прожигал сцену! Вот идеал моего актера! Для меня большая честь работать с ним. Он любой идее не только скажет «да», но и возьмется за ее воплощение.

Александр Гончарук:

2

— Мы оба «настигнуты радостью». Режиссура — это профессия, предполагающая умение структурно мыслить. Я этому только учусь, а у Ольги и талант, и образование, она хорошо владеет формой, инструментарием. Борис Павлович, который приезжал к нам в драмтеатр ставить «Причал», сказал: «Хорошо, что вы позвали Олю в проект!». При этом мы часто спорим, мужчины бывают излишне авторитарны, но даже через эти споры она слышит меня, и возникает совершенно другое ощущение следующего шага.

Ольга Краскова:

— И это отражается в спектакле, ведь в основе Нарнии — выбор между эго и всеобщим благом. От решения одного мальчика зависит судьба целого мира, целой страны. Мы каждый раз делаем этот выбор на репетициях, потому что вдвоем создаем одну картину, которая есть  непосредственное продолжение нашего творческого эго. Каждый из нас должен подвинуться, чтобы дать проявиться другому. Потихонечку, по миллиметру отвоевываем нашу Нарнию. Александр Анатольевич держит пульс спектакля — он как сердце. Гоняет кровь. А я — мозг, руки, ноги и все остальное.

Александр Гончарук:

— У Льюиса есть фраза: «Дигори слышал, как растут деревья». И еще: «Лес был как сливовый пирог». Я был абсолютно лишен этого в детстве, на карагандинском металлургическом комбинате в городе Темиртау у мальчишек была любимая игра — бросали друг друга камни на стройке, до первой крови. А Ольга слышит, как растут деревья… Это единственный человек из моего окружения, который ездит в Индию на какие-то курсы совершенствования души… И это очень здорово для Нарнии. Мне тоже хочется слышать, как растут деревья, — теперь с помощью Александра Галимова, исполнителя роли Дигори. Он очень похож на меня молодого — по темпераменту. Нарния вошла в наши отношения с труппой, очень хотелось занять Анатолия Ильича Звонова и Аллу Ивановну Малкину, и Ольга придумала для них роли. Потому что в Нарнии надо работать с теми, кого любишь, иначе не смыкается, ведь мы делаем спектакль о счастье.

Ольга Краскова:

— Это не дешевый проект — Нарния. 53 костюма, 12 раз полностью меняются декорации на сцене. Спецэффекты — семь планов проекций, экран, сетки, декорации — даже на актерах будут проекции — с нами работает потрясающий художник-видеограф  Константин Щепановский из Санкт-Петербурга. И все это не ради зрелищности, а ради того, чтобы история вошла как можно глубже в души и глаза юных зрителей.

Александр Гончарук:

3

— Это же мистическое путешествие — обретение себя. Вот мне написал Саша Галимов: «То есть, возможно, встреча с Асланом меняет сердце Дигори так же, как в Библии — с каменного на плотяное? Могу ошибаться, но его путь — как в Новом завете — от закона к благодати, которая ему открывается благодаря Аслану». Это же потрясающе, когда артист так рассуждает! Если Дигори будет ненастоящий — это будет самое большое мое поражение. А Тимофей Греков, исполнитель роли Аслана, вчера написал: «Так оказывается, все серьезней!» Очень хочется, чтобы и зритель вдруг задумался о вещах, которые мы стали забывать.

Путешествие между мирами

Сергей Зубенко, заслуженный деятель культуры Омской области, исполнитель роли дядюшки Эндрю:

— Сказки играть — сплошное удовольствие, богаче жанра нет, а если еще и острохарактерная роль, можно посочинять, пофантазировать. Сказка называется «Племянник чародея», — а дядюшка Эндрю как раз и есть тот самый чародей. Вернее, недочародей, нелепый, не вполне владеющий тайными знаниями: волшебные кольца есть, а как они действуют? Из-за него-то и получилась эта сказка-путешествие между мирами. Хороший, веселый персонаж — мне нравится.

Хотя, кто мне объяснит, почему детям одна сказка интересна, а другая — нет?  Вроде приключение на приключении, фантастика на фантастике, а ребенок скучает! А «Репку» или «Колобка» готов слушать по сто раз, хотя заранее знает, что лиса его съест. Объясните мне эту логику — что на ребенка действует? Порядок слов? Событий-то там нет никаких! На одной из лабораторий детских театров Олег Лоевский точно подметил, что самый интересный мир ребенка — под столом. А взрослые достают его оттуда и показывают разрисованные деревянные щиты. Если уж достал ребенка из его мира, надо, чтобы он ахнул от восхищения! Приходите на премьеру, думаю, скучно не будет!

 

Омский ТЮЗ. «Нарния. Начало». Премьера 25, 26 октября.

Режиссёры — Ольга Краскова, Александр Гончарук.

Сценография, костюмы — Ольга Краскова.

4

Художник по свету — Геннадий Смирнов.

Художник мультимедиа — Константин Щепановский.

Хореограф — Ирина Горе.

Композитор — Виктория Карловски.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.11.2019

Кто из городских чиновников самый эффективный?

Уже проголосовало 25 человек

05.11.2019

Кто из чиновников омского правительства самый эффективный?

Уже проголосовало 69 человек













Блог-пост

Василий Цой

— инопланетянин

Александр Агапов

— предприниматель

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Министерство туризма Израиля: «Отказ во въезде составляет меньше 1%»

Почему туриста может ждать длительный досмотр на границе Израиля? Могут ли его депортировать? Появятся ли прямые рейсы из Омска в Тель-Авив или Эйлат? Безопасно ли лететь отдыхать в страну трех религий сегодня? На вопросы «ВОмске» отвечает замдиректора департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ Ксения Воронцова.

140631 октября 2019

Александр Макаров: «На Играх в Токио я буду представлять, что великий Фелпс плыл по моей дорожке»

Это круче, чем обогнать стаю акул. Потому что самое трудное в этой жизни преодолеть и победить себя…

114721 октября 2019

Первый крэк от Олега Даутова

Бизнесмен-бариста — о немецкой легенде, африканских кроватях и индийских муссонах по заказу, о том, в чем ему не по пути со Starbucks, и почему его «Кофейнер», оказывается, просто обязан «размножаться».

3161311 октября 2019

Пощекотать «Пуп Земли»

Видеокамера за корову, железные веники и деньги просто так: непридуманные чудеса уникальной омской деревни.

787016 сентября 2019

Стиль жизни

Любовь, коньки и голуби

Story

Любовь, коньки и голуби

Фигуристка Дарья Тарасова, артистка и руководитель кордебалета программы Омского цирка «Белые медведи на льду», — о «скользящей опоре» нового шоу, а также о том, как цирк расправил ей крылья и подарил новые.

18612 ноября 2019
Воздушные замки Валерия Юрьева

Story

Воздушные замки Валерия Юрьева

Участник новой программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду», акробат-вольтижер и руководитель номера «Воздушный полет» — о гимнастической «иерархии», честных вау-реакциях и падениях без обмана — и без страховки.

98130 октября 2019
Андрей Машонкин: «Куклачев сказал: «Не лезь в этот цирк!» – и я точно понял: мне сюда»

Story

Андрей Машонкин: «Куклачев сказал: «Не лезь в этот цирк!» – и я точно понял: мне сюда»

«Клоуны нужны людям как чистый воздух», — уверен ковёрный, который с детства «болел» клоунадой и в результате она стала его профессией. Клоунский дуэт Андрея Машонкина и его сына Ивана Артамонова — участники новой  программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду».

142827 октября 2019
Держи спинакер по ветру!

Светские хроники

Держи спинакер по ветру!

Осенний капитанский бал, посвященный предстоящей международной юбилейной регате Кубка катамаранов: позитив нон-стоп, музыкальный такт, капитанский этикет и море фотографий. Отдать швартовы, поднять паруса, смотреть отчет – ниже.

115618 октября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх